По оценкам экспертов, оборот мировой халяль-индустрии составляет свыше 2,3 трлн долларов, причем темпы ее роста составляют в среднем 15% в год. Примечательно, что интерес к халяльной продукции увеличивается не только за счет мусульман, которых на планете насчитывается около 1,8 млрд человек.

Что можно и что нельзя.
Халяль — слово арабского происхождения, которое в достаточно вольном переводе на русский означает «в соответствии с законами шариата». Мусульманин должен употреблять в пищу и использовать в быту только то, что подпадает под халяль. Обратное ему понятие — харам (недозволенное). В исламе дается детальный анализ: что можно — халяль, что нельзя — харам.
Многие полагают, что халяль распространяется исключительно на продукты питания. Между тем он относится практически к любой сфере человеческой жизни, будь то одежда, косметика или совершение деловой сделки. Однако за пределами мусульманского мира халяль больше известно как слово, запрещающее свинину и алкоголь.
Ограничения, действительно, касаются, прежде всего, мясных продуктов. Так, все хищные животные, обитающие на суше, и животные, охотящиеся с помощью когтей и клыков, — харам. Аналогичное правило распространяется и на птиц. В пищу разрешаются только те из них, которые питаются, в основном, семечками и зерном: курица, утка, голубь. Рыбу можно есть любую, кроме той, которая умирает в море естественным образом без какой-либо внешней причины. Рыбу, кстати, дозволено употреблять даже без соблюдения всех правил забивания животных по шариату.
Важно отметить, что халяль — это еще и соблюдение особых правил забоя животных. Если забой совершен с помощью электротока, ударом ножа, с применением лекарств или путем удушения, такое мясо является падалью, а стало быть для употребления — харам.

Условия забоя животного для халяльной продукции делятся на три части. Первое касается режущего, второе — животного, третье — орудия, которым совершается заклание. Таким образом, стандарт «халяль» подразумевает тщательный отбор сырья для продуктов питания и четкое соблюдение требований к их приготовлению.

Я поведу тебя в «халяль»...
Халяль-индустрия является сегодня одним из самых развивающихся рынков в мире. Приверженцы ислама объясняют секрет успеха тем, что в халяле используются исключительно натуральные компоненты, не вредящие здоровью, а сама сфера халяль-услуг основана на взаимоуважении и честном сотрудничестве.
В этом смысле халяль полностью отвечает потребительскому спросу, в котором наметился очевидный тренд на популяризацию здорового образа жизни. Исследования РБК показывают, что большинство потребителей при покупке делают свой выбор, исходя из информации о содержании натуральных компонентов в продукте. Для многих россиян, уставших от низкокачественной пищи, стандарт «халяль» служит ориентиром на соблюдение определенных норм и требований к производству и хранению.

За последние 10 лет список российских производителей халяля расширился. Сегодня это «Царицыно», «Челны бройлер», «Эколь», «Троицкий консервный комбинат», «Сафа», «Халяль-Аш», Казанская птицефабрика, «ЛИСКо бройлер», «Евро Мит», «Продукт Спб», Ростовский колбасный завод «Тавр», а также десятки более мелких заводов.
В крупных городах страны появились магазины халяльных продуктов, открываются отделы «халяль» в супер- и гипермаркетах «Метро», «Ашан», «Реал» — в них можно купить свежее мясо, мясные продукты и полуфабрикаты с соответствующим сертификатом. И это неудивительно: 18% населения России исповедуют ислам.
«Халяль-индустрия, особенно в сфере ритейла и общепита, развивается очень быстро», — подтверждает президент Торгово-промышленной палаты Кабардино-Балкарии Мери Ашахметова. В последнее время в Нальчике стали открываться кафе со значком «халяль», уже появился халяльный «Биг Мак». В таких заведениях запрещено курить, в них куда более строгие требования к соблюдению чистоты.
«Люди, предпочитающие халяль, ищут, прежде всего, свежий и качественный товар, — продолжает Ашахметова. — У нас в республике появился гастроном, позиционирующий себя исключительно как ритейл такой продукции. Я и сама часто покупаю в нем продукты питания, особенно из мяса».

По оценке руководителя проекта первого мобильного халяль-путеводителя для мусульман России Айрата Касимова, халяль-индустрия развивается очень активно: «Наше приложение помогает пользователю быстро сориентироваться в большом городе и с легкостью найти мечеть, кафе или ресторан, продуктовый магазин или бутик мусульманской одежды, если даже город является незнакомым для него. В нашей базе уже 20 городов, и список постоянно пополняется».
Халяльных заведений и организаций намного больше, чем принято думать, уверен Касимов. Чтобы доказать это, его компания планирует акцию «Вместе с Halal Guide Russia по городам России». «В течение каждого месяца мы будем рассказывать об определенном городе и о тех местах, которые в нем можно было бы посетить: мечетях, медресе, кафе, ресторанах, магазинах, бутиках, мусульманских организациях», — анонсирует руководитель проекта. Он полагает, что халяль-индустрия уже перешагнула границы крупных городов, таких как Москва или Казань, поэтому важно изучать именно региональную ее специфику.

...Плюс сертификация всей отрасли
«Одной из своих задач мы видим развитие межрегионального сотрудничества в сфере халяль, — говорит генеральный директор Исламского центра развития торговли Хассан Хзани. — Поэтому мы поддержали проведение международной выставки Moscow Halal Expo-2013. Она состоялась летом этого года и собрала более 140 компаний из разных стран мира».
Генеральный директор махачкалинского ООО «Кикунинский консервный завод» Магомед Магомедов считает, что таких выставок должно быть как можно больше. Его предприятие стало участником I Международной выставки «Каспий халяль экспо-2013», которая также прошла этим летом, но уже в Дагестане. «Мы впервые участвовали в выставке халяльной продукции, — признается Магомедов. — Для нас было важным ознакомить потенциальных потребителей с нашей продукцией. Чтобы увеличить объемы производства и выйти на новые рынки сбыта, мы закупаем новое оборудование».

Важным инструментом развития халяль-отрасли эксперты называют стандартизацию продукции. Российские компании готовы выходить на мировой уровень и сотрудничать с исламскими государствами. Однако, чтобы реализовать эти планы, нужно пройти долгий и сложный путь.
В соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании» сертификация халяля относится к добровольной сертификации, т.е. проводится по инициативе заявителей — изготовителей и продавцов. Свои услуги им сегодня предоставляет международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России.
«С учетом специфики отношений между людьми, специфики ведения бизнеса индустрия халяль на Северном Кавказе в цивилизованном понимании только начала развиваться. Однако в последнее время это развитие стало куда заметнее, — комментирует генеральный директор центра Айдар Газизов. — Уже сейчас на территории региона работает ряд предприятий, прошедших у нас процедуру сертификации».

В этом списке есть и предприятия, работающие в Чеченской Республике. Первый вице-президент Торгово-промышленной палаты ЧР Иса Баудинов удовлетворен, что в нынешнем году сразу две местные компании были отмечены на конкурсе «Лучшая халяльная компания года», итоги которого подводятся в рамках международной выставки Moscow Halal Expo.
По мнению экспертов, особняком на рынке халяльной продукции стоит мясо птицы, что связано с высокой насыщенностью птицеперерабатывающей промышленности. «Развитие этого направления возможно только при условии существенного увеличения спроса и непосредственно самих мощностей действующего производства», — прогнозирует генеральный директор компании «Евродон» Вадим Ванеев.
Положительная тенденция стала наблюдаться в кондитерском секторе халяль-индустрии.
«По большому счету сейчас идет период становления индустрии, — отмечает Айдар Газизов. — Она развивается динамично, и это приводит к увеличению числа бизнесменов, заинтересованных в освоении новых рынков продуктов питания. Основной потребитель продукции халяль в России — не обязательно мусульманин. Он может быть приверженцем и другой религии».

Исламский стиль
Обладателем звания «Халяль-компания года в сфере дизайна и производства одежды» по итогам конкурса, проводимого Международным центром стандартизации и сертификации «Халяль» и организаторами международной выставки Moscow Halal Expo, стала московская компания IRADA, лауреат фестиваля «Исламский стиль». Спустя четыре года после основания IRADA претендует на роль крупнейшего производителя и продавца мусульманской одежды в России. Жюри конкурса высоко оценило уровень исполнения одежды и аксессуаров IRADA, дозволенных нормами шариата, качество продукции, обеспеченное московским производством по российским стандартам, а также доступный уровень цен на готовую продукцию для покупателей — 2500-3000 рублей за платье.
Еще одна особенность, отличающая марку IRADA, — неценовые принципы развития продаж в фирменных магазинах. К примеру, акция «Подарок IRADA к празднику» — это возможность выбрать при покупке второе изделие в подарок (сестре или матери) в дни праздника Рамадан и в преддверии праздника Курбан-байрам.

Процедура сертификации халяльной продукции
Комментарий генерального директора международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России, председателя евразийского союза стандартизации и сертификации «Халяль» Айдара Газизова:
— Процедура сертификации халяльной продукции разделена на три этапа. Компания, заинтересованная в получении сертификата, должна отправить в наш центр заявку и определенный пакет документов о себе и своей продукции. Специалисты центра, изучив эти документы, принимают решение о возможности сертификации. При положительном решении с руководством предприятия согласуются сроки выезда специалиста центра на место, где тот уже проводит аудит не только всей производственной цепочки, но и условий хранения и транспортировки готовой продукции. При соответствии требованиям стандарта «халяль» назначается эксперт, который будет следить за их соблюдением непосредственно на предприятии.
При выполнении этих двух этапов принимается решение о выдаче сертификата. Срок его действия — один год, в течение которого проводятся внеплановые аудиторские проверки предприятия. Если нарушений не обнаружено, договор продлевается еще на год.
Особенность нашего стандарта в том, что он учитывает все новейшие мировые тенденции в области стандартизации и сертификации халяля.
Для потребителей халяльной продукции одним из определяющих факторов является логотип Совета муфтиев России как наиболее авторитетного среди мусульман централизованного религиозного органа РФ. Сертификаты наш центр выдает не только отечественным производителям, но и иностранным. Сегодня мы активно работаем с компаниями из Чехии, а также Беларуси, Казахстана, других государств СНГ.