Елена Тюрина, генеральный директор Института аграрного маркетинга:
— Продукция с маркировкой «халяль» появилась на прилавках примерно пять лет назад, поэтому можно сказать, что сейчас идет период становления индустрии. Она развивается динамично, подтверждение тому — увеличение количества бизнесменов, берущихся осваивать новый для них сегмент продуктового рынка. Прежде всего, в республиках Северного Кавказа, где значительна доля мусульманского населения.
При этом рост потребления халяльной продукции наблюдается даже в тех регионах России, которые не связаны с культурой ислама. Важный аргумент в ее пользу — ассоциация с экологически чистой и свежей продукцией.
Однако несмотря на популярность халяля говорить о формировании пула экспортеров этой продукции из числа российских производителей преждевременно. Во-первых, растет спрос внутри страны, и до его полного удовлетворения, по-видимому, еще далеко. Во-вторых, нет серьезных объемов для поставки за рубеж.
Ближе всего к экспорту сегодня российские производители мяса птицы: в их пользу — и внушительные объемы выпускаемой продукции, и заполненные полки магазинов. Неплохие перспективы, я полагаю, есть у производителей баранины. Первое место в этом секторе традиционно занимает Дагестан, второе — Ставропольский край. Для них производство продукции со знаком «халяль» будет вполне выгодным занятием.

Андрей Сизов, исполнительный директор аналитического центра «СовЭкон»:
— Покупателями халяля являются, в основном, приверженцы ислама, поэтому наибольшей популярностью такая продукция пользуется в традиционно мусульманских регионах России. Основное ее отличие — в технологии приготовления с соблюдением строгих норм и правил. Конечно, халяль должен быть представлен в торговой сети нашей страны, однако ожидать, что его будут покупать в больших объемах, неверно.
Впрочем, несмотря на то, что халяльная продукция занимает узкий сегмент рынка, российские производители могут чувствовать себя в нем вполне уверенно. Импортное мясо для наших соотечественников всегда будет менее привлекательным из-за того, что оно подвергается заморозке или вакуумной упаковке. Преимущество продукции наших предприятий в том, что она производится небольшими партиями, сохраняет свежесть и поэтому не залеживается на полках.
Кроме того, российские предприятия-экспортеры халяля имеют неплохие шансы на расширение географии своих поставок, прежде всего, в страны Африки и Персидского залива. Это те регионы, в которых традиционно много потребляется мяса птицы, а наш рынок уже близок к насыщению. Маркировка «халяль» могла бы стать хорошим стимулом для поставок продукции отечественного птицеводства за рубеж.

Ринат Зарипов, директор отдела внедрения стандарта «халяль» международного центра стандартизации и сертификации «Халяль» Совета муфтиев России:
— С каждым годом предприятий, желающих получить такой сертификат, становится все больше. Я убежден, что будущее индустрии напрямую зависит от качества работы сертифицирующих органов, которые совместными усилиями способствуют ее развитию.
Одним из вариантов развития стало создание Евразийского союза стандартизации и сертификации «Халяль», учредителями которого являются сертифицирующие органы России, Казахстана и Беларуси. Недавно участником союза стал и Кыргызстан.
Таким образом, появляются первые предпосылки к облегчению международной торговли халялем. Это должно стать основным двигателем конкурентной борьбы между предприятиями-производителями халяльной продукции.