Качество — важнейшая составляющая конкурентоспособности любого товара или услуги. «В будущем все фирмы поделятся на две группы: внедрившие систему тотального управления качеством и исчезнувшие с рынка» (Эдвардс Деминг, виднейший гуру качества). Современная российская компания должна все делать качественно, эффективно и результативно. Никаким другим способом не решить актуальные для России проблемы импортозамещения и экспортозамещения.
Международный опыт убеждает в том, что КАЧЕСТВО — проблема комплексная, требующая как идеологических, так и экономических, технических и социальных изменений. Качество продукции и услуг, качество работы, качество менеджмента, качество образования и медицины, качество специалистов и руководителей, качество окружающей среды — все это взаимосвязанные составляющие КАЧЕСТВА ЖИЗНИ — решающие условия устойчивого развития российского государства и его регионов.

Качество для бизнеса
Проблема качества и безопасности продукции и услуг не может быть решена только усилением контрольно-надзорной и сертификационной деятельности. Главное — создание на предприятии условий для выпуска качественного продукта и организации качественных процессов. Качество выпускаемой продукции — это результат многих слагаемых: качество материалов, энергоносителей, оборудования, технологических процессов, качество персонала и качество менеджмента. Последние составляющие — наиважнейшие. Требуется системный подход. Требуется специальная система управления применительно к качеству.

Путь ВТЦ «Баспик» в области качества
Осознавая важность фактора качества в конкурентной борьбе, как на внутреннем, так и на мировом рынке, ВТЦ «Баспик» разрабатывает собственную программу улучшения качества. Высокотехнологичное инновационное предприятие реализует в области новейших фотоэлектронных микро-нанотехно-логий полный инновационный цикл: от НИОКР по созданию новшеств до производственного освоения и затем коммерциализации новшества в виде инноваций. Все выпускаемые предприятием изделия электронной техники собственной разработки. Руководство предприятия уделяет первостепенное внимание качеству выпускаемой продукции. Постоянно совершенствуются технологические процессы, применяются современные методы управления качеством. Сегодня «Баспик» на равных конкурирует с признанными западными фирмами и успешно реализует стратегию выхода и закрепления на мировом рынке фотоэлектронной и волоконно-оптической высокотехнологичной продукции двойного применения. Миссия «Баспика» — ВЫПУСКАЕМ НАИЛУЧШУЮ ПРОДУКЦИЮ, СТРОИМ ЛУЧШУЮ ЖИЗНЬ — отражает в единстве общественные, корпоративные и личные интересы.

Баспик.jpg

Видение «Баспика»: ПЕРЕДОВОЕ ПО МИРОВЫМ КРИТЕРИЯМ ЭЛЕКТРОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ XXI ВЕКА. Руководящая идея «Баспика»: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КАЧЕСТВО.
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА (СМК) — это тот необходимый системный инструмент, который реализует задачи управления качеством по всем слагаемым и уровням иерархии «Баспика». Сегодня на предприятии действует сертифицированная Система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов по качеству серии ISO и их отечественных аналогов (ГОСТ Р ИСО 9001-2011 и ГОСТ РВ 0015.002-2012). Развитие современного предприятия на основе инноваций и качества требует коренного изменения точки зрения на персонал. Сегодня персонал — не просто один из необходимых ресурсов. Это важнейший ресурс предприятия. Больше того, персонал — это цель. Предприятие создают люди и для людей. Развитие коллектива и каждого его члена — важнейшая цель предприятия. Люди «Баспика» — важнейший и ценнейший капитал, который необходимо поддерживать, преумножать и эффективно использовать. В «Баспике» организованы «Кружки качества» на всех производственных участках, где персоналу предоставляется возможность раскрыть имеющийся потенциал, созданы целевые группы по решению проблемных вопросов, объединяющие сотрудников различных подразделений. На предприятии регулярно действует несколько проблемных команд, которые помимо прочего являются отличной школой управления для молодых перспективных ученых, инженеров и управленцев. В «Баспике» действует эффективная система сбора, систематизации и оценки информации. Успешно применяется еще один важный инструмент управления качеством — бенчмаркинг, т. е. использование передовых достижений лучших компаний, анализ конкретных результатов их работы и использование в собственной деятельности. Генеральный директор и директор по качеству регулярно участвуют в международных конгрессах, семинарах и конференциях в области качества, в результате которых аккумулируется практическая информация о последних «качественных» достижениях мирового сообщества. На предприятии также налажен процесс оценки лучших мировых образцов фотоэлектронной продукции в целях повышения конкурентоспособности на всех уровнях. По результатам неоднократных аудитов авторитетных органов предприятие «Баспик» признано одним из передовых в России предприятий по качеству, а несколько лет назад стало дипломантом Премии по качеству Российской Федерации. Одним из приоритетов сегодня является комплексное внедрение на предприятии модели EFQM (модель совершенства Европейского фонда управления качеством). В «Баспике» объявлен ГОД КАЧЕСТВА. Учитывая накопленный опыт, стремление к постоянному совершенствованию в выбранной области, налажены партнерские отношения с ведущими экспертами в области качества, а именно со Всероссийской организацией качества. Специалистами ВОК в области совершенствования бизнес-процессов для сотрудников «Баспика» проведен семинар-практикум по программе непрерывного совершенствования «20 ключей». В результате все участники семинара сертифицированы по данной практической программе, которая применяется на передовых предприятиях Японии. Развитие и повышение эффективности менеджмента качества неизбежно переходит в совершенствование всего менеджмента предприятия. «От менеджмента качества к качеству менеджмента», — так сегодня развиваются передовые корпорации в мире. «Баспик» вне сомнения возьмет новые рубежи в качестве продукции, технологии, организации производства и управления, качестве персонала, а в сумме — в качестве жизни нашего предприятия.

Заключение
Необходимо сделать все возможное, чтобы деловое совершенство и качество, которые являются фундаментом конкурентоспособности и социальной ответственности, превратились в общенациональную идею. Речь идет о философии и целях развития общества. С другой стороны, качество и деловое совершенство — это мощные инструменты и практическая наука, позволяющие оценить и направить в нужную сторону потенциал организации, помочь ей развиваться и повышать уровень социальной общественности в интересах общества. Нужно повернуть вектор развития в сторону качества в самом широком смысле слова — качества продукции, качества обучения, качества труда, качества во всех других важных аспектах нашей жизни. Нужна законодательно принятая национальная политика в этой сфере.

Сослан Кулов, профессор, доктор технических наук, генеральный директор ВТЦ «Баспик», заслуженный деятель науки и техники РСО — Алания, действительный член Российской академии естественных наук

Сослан Кулов.jpg

Сослан Кулов родился 29 января 1938 г. в г. Орджоникидзе СОАССР. В 1955 г. окончил среднюю школу № 5 г. Дзауджикау (Орджоникидзе), а в 1961-м — факультет электронной техники Московского энергетического института по специальности «инженер-электрик по полупроводниковым приборам». Прошел путь от мастера цеха нестандартного оборудования предприятия п/я 17 г. Орджоникидзе до главного конструктора Минэлектронпрома по микроканальным пластинам (МКП). В 1988 г. защитил докторскую диссертацию. В 1991-м перешел на работу в Северо-Кавказский горно-металлургический институт, в 1992 г. был утвержден в звании профессора на кафедре «Электронные приборы». Тогда же Сослан Кубадиевич возглавил ООО Владикавказский технологический центр «Баспик» в должности генерального директора, превратив предприятие в ведущий в России и один из ведущих в мире научно-инновационный и промышленный центр по разработке и производству особо сложных ИЭТ — микроканальных пластин и устройств с МКП для техники ночного видения и других применений. Имеет 215 публикаций и 46 авторских свидетельств и патентов на изобретения. Среди государственных наград: медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», «Ветеран труда», ордена «Знак почета» и «Мир и дружба». В 2004 г. за активную работу в качестве доверенного лица по РСО — Алания награжден президентом России Владимиром Путиным почетной грамотой и именными часами.