Корпорация развития Северного Кавказа и журнал «Вестник. Северный Кавказ» презентовали новую структуру, которая займется продвижением брендированой экологически чистой сельхозпродукции, производимой предприятиями СКФО.
Презентация состоялась 31 августа в Кисловодске на I региональной конференции «Механизмы продвижения аграрно-продовольственного бренда Северного Кавказа «Легенды гор-2012», организованной ИД «МедиаЮг» при поддержке представительства президента России в СКФО. Ее участниками стали руководители профильных министерств республик Северного Кавказа, топ-менеджеры предприятий АПК, представители профессиональных объединений сельхозтоваропроизводителей, отраслевые эксперты.

«Идея о том, что Северо-Кавказский федеральный округ должен производить экологически чистую сельхозпродукцию, лежит на поверхности. АПК — одна из главных специализаций региона. Развитие агросектора через увеличение доли законченной продукции с повышенной добавленной стоимостью, а также продвижение брендов, подтверждающих ее качество, — одно из наиболее перспективных направлений в СКФО», — подчеркнул директор ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа» Андрей Зубков.
По его мнению, крупные предприятия, имеющие собственные агробренды и налаженную систему сбыта выпускаемых под ними продуктов, не особо нуждаются в сторонней помощи. Вместе с тем есть большой пласт компаний средней величины, которые в состоянии производить качественную продукцию, но при этом не в состоянии ознакомить с ней широкие потребительские круги из-за дороговизны рекламы в СМИ и высокой цены «входного билета» в торговых сетях. Индивидуальные издержки для каждой из таких компаний слишком велики, и они вынуждены довольствоваться малым.

Корпорация развития Северного Кавказа предлагает создать структуру (сбытово-снабженческую организацию), которая бы как раз и занималась продвижением агропродукции из СКФО на российский и международный уровень. Как это давно и успешно делают в целом ряде зарубежных стран.
Один из таких примеров, приведенных Андреем Зубковым, — Ирландская ассоциация производителей молочной продукции. Она работает на условиях кооператива, объединяя большинство местных фермеров и существуя за счет их членских взносов. Ассоциация владеет рядом известных брендов — разработанных самостоятельно либо приобретенных, на раскрутку которых имеется отдельный рекламный бюджет.
Другой пример — Кенийский совет по чаю. Это госкорпорация, специально созданная для продвижения под единым брендом продукции мелких производителей. Кроме того, она помогает фермерам в разработке новых сортов чая, внедрении современных агротехнологий и т.д.
«Оба примера объединяет оптимизация издержек для индивидуальных производителей», — прокомментировал Андрей Зубков.

Он объяснил, что новая структура будет существовать, скорее всего, в формате акционерного общества. Корпорация развития Северного Кавказа выступит в качестве учредителя и одного из акционеров. Возможно, в состав учредителей захотят также войти государство через Росимущества и регионы, а также кто-то из производителей.
На первом этапе структура будет финансироваться из средств учредителей и его возможных партнеров, на втором — из взносов производителей.
В рамках структуры планируется создать две дочерние компании. Одна будет заниматься маркетингом продукции из СКФО, другая — ее логистикой, включая хранение, упаковку, маркировку, экспедирование, страхование.
Предполагаемые каналы дистрибуции: традиционные торговые сети, а также ресторанный и гостиничный бизнес.
Эта же структура будет заниматься и сертификацией, присваивая прошедшим ее предприятиям право носить логотип брендированной экологически чистой продукции. Сертификация гарантирует такой продукции включение в систему дистрибуции созданной структуры и сбыт ее на отечественном и зарубежном рынках.

Участники конференции оказались едины во мнении: идея корпорации развития Северного Кавказа — очень актуальная и давно назревшая.
«Очень интересная идея», — согласилась первый заместитель министра сельского хозяйства Северной Осетии Изабелла Дзагоева. При этом она считает, что выходу северокавказской продукции на серьезные рынки должно предшествовать обеспечение ее конкурентоспособности. Это особенно важно в условиях ВТО.
«Конкурентоспособность — наша первая проблема, — призналась Дзагоева. — У наших сельхозпроизводителей нет складских помещений, нет инфраструктуры, необходимой для переработки и сбыта продукции. Еще одно слабое место — отсутствие бренд-менеджеров. Можно пригласить нескольких профессионалов. Однако если мы хотим добиться успеха на рынке, то должны заниматься обучением своих специалистов».
«Сельхозпроизводители Северного Кавказа испытывают проблемы с переработкой и сбытом своей продукции, поэтому озвученную идею я бы назвал прорывной, — поделился председатель ассоциации торгово-промышленных палат СКФО Казбек Туганов. — Сегодня в республиках недостаточно ресурсов для формирования индивидуальных брендов. Решить проблему может некое народное предприятие, основанное на принципах взаимной выгоды, способное делегировать свои полномочия в создаваемую структуру и контролирующее ее через акционерный механизм».
По мнению Туганова, важно, во-первых, выстроить «справедливую систему» новой структуры, для чего нужна серьезная ее проработка. Во-вторых, искать новые качественные стандарты производства сельхозпродукции. В-третьих, определить, на какие рынки рассчитывает структура, поскольку от этого зависит уровень требований к продукции, ее сертификации и вхождению в сети. «Задача-максимум — объединить сбыт, качество, дистрибуцию и получать прибыль от конечного продукта высокой переработки», — подытожил председатель ТПП СКФО.

Президент ТПП Чеченской Республики Нурбек Адаев считает, что на руку сельхозпроизводителям Северного Кавказа играют биологические ресурсы региона: от 50% до 80% территории республик СКФО — это горная местность, где можно выращивать экологически чистую продукцию с высокими вкусовыми качествами.
«Имеет смысл разделить сельхозпродукцию на экологическую и общепотребительскую, — предложил Адаев. — При таком разделении наша продукция была бы отнесена к экологической, и за счет этого мы могли бы конкурировать, вытесняя некачественные, даже ядовитые продукты, поставляемые сегодня из других стран».
В качестве примера глава ТПП ЧР рассказал, что большим спросом в регионах России пользуются мед, чеснок, мясо-молочная продукция, поставляемые из Чечни. «Мы могли бы обеспечить высококачественной продукцией большое количество соотечественников и выйти за пределы страны», — выразил уверенность Нурбек Адаев.
Исполнительный директор ТПП Республики Дагестан Александр Шевченко полагает, что преуспевают сегодня «крепкие предприятия», имеющие поддержку власти. «Такие предприятия уверенно чувствуют себя и успешно продвигают свои бренды. Другие ограничены локальными рынками, поскольку испытывают проблемы со складскими и торговыми помещениями, с логистикой. Именно такие предприятия в первую очередь нуждаются в помощи».

Очень интересно было услышать мнение непосредственных сельхозпроизводителей. Выяснилось, что они готовы поучаствовать в создании новой структуры, но при определенных условиях.
Председатель СПК Заманкул» Владимир Тменов:
— Мне эта идея очень интересна. Сельским хозяйством я занимаюсь с 1977 года. В последние годы наше хозяйство испытывает проблемы с реализацией продукции. Если бы представленная структура заказывала нам определенные объемы овощей, фруктов, мяса, молока, мы были бы уверены в себе и в своем будущем. А так... В прошлом году мы скормили скоту более 700 тонн картофеля, в позапрошлом выбросили 70 тонн моркови. Мы не знаем, что выращивать — нужен госзаказ!
Заместитель директора ЗАО «Георгиевский мясоперерабатывающий комбинат» Юрий Жерлицын:
— Идея хорошая, важно, чтобы она была детально проработана. Наша марка известна в регионе: мы имеем более 300 потребителей. Сегодня на предприятии идет модернизация, предполагающая увеличение объемов производства. Поэтому мы заинтересованы в новых рынках.
Председатель СПК «Жито» Георгий Хадарцев:
— Идея очень понравилась, хотелось бы иметь поддержку такой структуры. Мы производим мясо птицы. Предприятию — четыре года, поэтому наш бренд известен пока только на местном рынке — во Владикавказе, где открыто около 30 точек. В планах — развитие и расширение.
Руководитель СПК Дружба» Игорь Кадзаев:
— Очень радует, что появится структура, которая объединит сельхозпроизводителей Северного Кавказа. Пока мы сами соберемся, пройдет много времени. Развитие сельского хозяйства невозможно без реализации произведенной продукции. Мы готовы производить — дайте госзаказ!
Казбек Туганов заметил, что активное участие в создании новой структуры должны принять северокавказские ТПП и АККОРы.
«Центр консолидации нужен, — согласился Андрей Зубков. — ТПП — оптимальная структура: это самый технологичный способ максимально быстро охватить максимум партнеров. Кроме того, нужно продвигать идею новой структуры через ассоциации товаропроизводителей в регионах Северного Кавказа».
Общее мнение участников конференции: структура должна быть создана и начать работать не позднее марта 2013 года.
Андрей Зубков сообщил, что логотип, который будет проставляться на брендированной экологически чистой сельхозпродукции из СКФО, уже практически готов, в ближайшее время он будет зарегистрирован. Первый сертифицированный продукт директор корпорации хотел бы иметь в следующем
году.
«С большой долей вероятности можно сказать, что презентованный проект состоится, хотя он еще и будет корректироваться. Наша идея пользуется поддержкой полпредства президента в СКФО, думаю, следует ожидать поддержки и на уровне субъектов Федерации», — резюмировал Зубков.