Мы попросили российских и международных экспертов, винных критиков, сомелье, а также представителей оптовых и розничных компаний, посетивших Краснодар в дни ВИНРУС/ВИНОТЕХ, прокомментировать события выставки и общие тенденции российского виноделия.

Леонид Попович, президент Союза виноградарей и виноделов России:
— В первую очередь хочу сказать о конкурсе «Южная Россия». Винная выставка в Краснодарском крае проводится уже 15 лет, и все эти годы проводятся конкурсы, но с 2011 года смотр «Южная Россия» вышел на новый уровень. Мы сформировали жюри по принципу максимальной объективности, и уже в прошлом году виноделы это хорошо почувствовали. Что касается отраслевой ситуации, многих волнуют сейчас итоги морозной зимы. По состоянию на 15-20 мая определяются примерные потери в выбывшей лозе. В это время окончательно распускаются листья, проходит инвентаризация посадок. Сколько мы потеряли урожая на живой лозе, будет понятно в конце июня, когда пройдет цветение. Оценки сейчас колеблются от самых пессимистичных: потери 50%, до оптимистичных: мы получим урожай не хуже, чем средний за последние 5-6 лет.
С точки зрения государственного регулирования отрасли — все грустно и непонятно. 1 июля приближается, и мы не имеем никаких официальных разъяснений по поводу ряда законодательных норм, которые могут вступают с этой даты и могут очень сильно повлиять на отрасль. Решение «Росалкогольрегулирования» по этому вопросу равносильно постановке запятой во фразе «казнить нельзя помиловать». Коллапс отрасли может быть связан с банальным переименованием продукции, которую производят виноделы.

Игорь Сердюк, винный критик, куратор дегустационного конкурса «Южная Россия»:
— Если судить по образцам, поданным на конкурс «Южная Россия» в этом году, российское виноделие активно развивается. Воодушевляет рост количества образцов этого года — 168 по сравнению со 120-ю в 2011 году. Люди не испугались международного жюри, его строгих оценок. Общая тенденция — все стараются дать свои новые урожаи, что-то особенное, показать все свои достижения. Не обходится, конечно, и без погрешностей. Но общий уровень образцов, безусловно, вырос.
У нас сложилась прекрасная команда жюри в этом году. В него вошел один из первых в мире обладателей титула Master of Wine, в прошлом председатель образовательного комитета института Master of Wine — Николас Белврэдж. Внимание экспертов высочайшего уровня к России — еще один очень хороший знак для российского виноделия.

Артур Саркисян, руководитель Союза сомелье и экспертов России:
— Положение в российском виноделии очень быстро меняется, производители постепенно избавляются от негативных сторон советского еще менталитета. Ведь многие годы наше виноделие ориентировалось не на качество вина, а на его количество. У нас не так много земель, пригодных для виноградарства, и их старались по максимуму использовать под виноградники с высокой урожайностью. Кроме того, на качество вина очень влияет традиционная для России проблема — оторванность виноградарства от виноделия. Когда винодел работает с огромной массой винограда, который он даже не видел на лозе, по-настоящему качественное вино сделать невозможно.
Отрадно, что ситуация в последние пару лет сдвинулась с мертвой точки. Позитивную динамику показал и конкурс «Южная Россия». Качество российского вина растет даже заметно быстрее, чем улучшается его имидж. В своих ресторанах я часто провожу эксперимент: даю людям пробовать российские вина «вслепую», и практически никто поначалу не может поверить, что у нас можно сделать вино такого высокого уровня. У людей появляется еще один повод для гордости за свою страну — российское виноделие.

Джон Салви, эксперт в области международной виноторговли, обладатель титула Master of Wine:
— Я уже во второй раз приезжаю в Россию на дегустационный конкурс и хочу отметить рост качества вин. В первую очередь, я был впечатлен уровнем белых вин. Лучшие образцы были прекрасно сбалансированными, свежими, с богатыми фруктовыми оттенками. Было также несколько очень хороших красных вин. В то же время, в России по-прежнему довольно много малоинтересных полусладких вин, которым никак нельзя поставить высокие оценки. И это при том, что вина с высоким сахаром у вас умеют делать просто прекрасно! Российские сладкие вина, а также вина в стиле «Порто», «Херес» у меня вызвали настоящий восторг. На земле не так много мест, где люди профессионально могут сбалансировать в вине достаточно высокий алкоголь, сахар и при этом сохранить ароматику и вкус вина. У российского виноделия есть свои исторические особенности, и я считаю, что их надо обязательно сохранять и развивать.

Андрей Молчанов, директор одной из крупнейших торговых сетей г. Сургута — «РОСТ»:
— Многое в российском виноделии стало настоящим открытием. Честно говоря, отправляясь в Краснодар, я не ожидал увидеть вина такого уровня. Рынок нашего региона совсем не простой для продвижения вина — жители Сургута предпочитают крепкий алкоголь. Нужно серьезно работать над развитием культуры потребления вина в целом, но я уверен, и для российских вин найдется место на полках нашей розницы. Они того заслуживают.

Владимир Дремин, коммерческий директор крупнейшей дистрибьюторской компании Тульской области «Росконтрактпоставка»:
— Качество вин, которые мы попробовали во время краснодарской выставки и организованного «КраснодарЭкспо» и Группой «АлкоЭксперт» бизнес-тура, выше всяческих похвал. В России научились делать отличные вина. Теперь дело за маркетингом. Крупные компании уже идут в этом направлении, развивают категорию. И это очень радует. Все достижимо, главное быть последовательными. Посмотрите на некоторых крупнейших импортеров массового вина: где были эти компании еще лет 7-8 назад? И чем российские производители хуже импортеров?

Александр Ставцев, главный редактор Аналитической Группы «АлкоЭксперт»:

— Я уже десятый год приезжаю в Краснодар на эту выставку и могу сказать, что она прошла огромный путь в своем развитии. Как, впрочем, и все российское виноделие. Наша страна буквально за считанные годы сделала такой рывок в виноградарстве и виноделии, на который многим другим странам потребовались десятилетия. Еще 7-8 лет назад на словосочетание «российское вино» была одна ассоциация — дешевое, полусладкое, низкого качества. Безусловно, и сейчас такого продукта на рынке предостаточно, но на его фоне особенно ярко выглядят российские вина мирового уровня, завоевывающие медали на международных конкурсах в Германии, Великобритании. В 2004-2005 годах на рынок вышли первые российские проекты качественных вин, а сейчас и уже более 15. В России работают иностранные консультанты-энологи с мировыми именами, закладываются новые виноградники. Все это не может не вселять оптимизм.

Валерий Логинов, президент Некоммерческого партнерства производителей вин «Черноморские гаражные вина»:

— В этом году российские виноделы «малых форм» впервые представили коллективный стенд «гаражистов» на крупной профессиональной выставке. Это огромный шаг в развитии движения российских «гаражистов», буквально вручную создающих вина особого уровня. Качественные вина, создаваемые очень небольшими тиражами, крайне сложно продвигать в одиночку. На любой европейской выставке почетные места в национальных экспозициях занимают именно стенды ассоциаций производителей вин класса «премиум». По тому же пути мы идем и в России. Вместе участники партнерства могут добиться гораздо большего как в области маркетинга, так и на общественно-политическом направлении, отстаивая свои интересы.