Чтобы выразить другу, любимой женщине, родственнику, знакомому свои чувства, настоящий кавказец должен серьезно поломать голову. Цветами и конфетами не отделаешься, златом-серебром не откупишься, на забывчивость не спишешь. Неаккуратно или не вовремя преподнесенный дар способен не только оскорбить, но и испортить отношения между людьми. При этом прекрасная половина отнюдь не избавляется от необходимости делать подарки, как это порой получается избежать у северных соседей. Напротив, девушки чрезвычайно ответственно относятся к этому тонкому и деликатному процессу.

Дающий быстро дает вдвойне
Подарки составляют значительную часть культуры жителей Кавказа. Здесь принято дарить всегда: на свадьбу, на похороны, на свидании, при расставании с теперь уже бывшим возлюбленным, на дни рождения, родителям новорожденного, случайному гостю, кунаку, владельцам заложников-аталыков и пр.
Подарки на Кавказе — вещь крайне тонкая и деликатная. Они делятся на «мужские», «дружеские», «родственные», «ритуальные», «интимные», «полезные», «творческие», «памятные».
Туристы, приезжающие в регион, особо не задумываются и покупают то, что, по их мнению, олицетворяет Кавказ. Стороннему гостю кажется, что женщины непременно обрадуются серебряным изделиям из дагестанского аула Кубачи (посуде, столовым и чайным наборам, чаркам), шалям ручной работы, платьям, расшитым куклам. Для мужчин приобретают подарочное оружие (кинжалы из тракторных рессор, пистолеты из обрезков алюминиевых трубок и т.п.), шашлычные наборы, аксессуары из серебра (ручки, визитницы, портсигары), рубашки или национальные костюмы, бурку с папахой...
Но это туристы — им можно добросовестно заблуждаться и оставлять свои кровные на развитие народных промыслов Кавказа. Настоящий правоверный кавказец никогда не подарит другому алкоголь (в том числе и парфюм на спиртовой основе), табак, картины или статуэтки с изображением людей или животных (религиозный харам — запрет), золото или шелк (запрещает Коран). Непонимание этих особенностей может привести к обратному эффекту, когда даритель превращается чуть ли не в злейшего врага.
Зато богобоязненный чеченец будет счастлив, если внимательный друг подарит ему молельный коврик с затейливой вязью, красивую шапочку-куфи для намаза (непременно зеленую), четки из сандалового дерева.
Светский ночхо приветствует миски — бесспиртовой одеколон, нарды или шахматы из красного дерева, барабан ручной работы. Серебряное украшение в подарок — знак уважения и добрых намерений. Люди, склонные к музыкальности, порадуются дудуку — традиционному духовому инструменту, зурне, струнному пандуру или кумузу.
Но, конечно же, любой кавказец мечтает о настоящем боевом оружии, пусть даже ритуальном. Кизлярский нож, аварский клинок, лезгинский кинжал, карачаевский кама, вайнахский бебут сделают дарителя желанным гостем в доме на всю жизнь. При дарении ножа или кинжала одариваемый должен дать взамен монетку, чтобы символически выкупить предмет и не перенять с ним нехорошую энергетику.
В зависимости от имущественного положения дарителя дары могут оказаться крайне ценными. В свое время конь на Кавказе являлся подарком высшей категории, но чистокровных «арабов» способны были преподнести наиболее знатные и обеспеченные люди.
Дорогое инкрустированное огнестрельное оружие — тоже удел дарителей из зажиточных сословий. Обычно оно изготавливалось вручную, особыми мастерами, которых на Кавказе наперечет.

подарки

Капля нежности
Наиболее значительная часть подарков на Кавказе касается предсвадебной и свадебной церемоний. Она достаточно разнообразна и этнографически сильно отличается от европейских аналогов.
В первую очередь влюбленный кавалер не может открыто признаться в чувствах понравившейся девушке. Это касается прежде всего сельских территорий, в городах — попроще. К примеру, у черкесов юноша, придя в дом к своей даме сердца, «забывает» там шапку, кинжал, газырь и т.п. Это свидетельствует о его серьезных намерениях и уже является «первоначальным даром». В ответ девушка в качестве согласия отвечает кольцом или платком.
Дальнейшие дары-аужи зависят от материального состояния обеих сторон, но в случае отказа от свадьбы стороны обязаны вернуть аужи через посредника. Это обозначает эдакий несколько парадоксальный ритуал — «подарок при расставании», но именно он делает разрыв не столь болезненным и позволяет молодым людям избежать долгих и ненужных объяснений.
В случае же удачного исхода подарочный водопад просто прорывает. Причем подарки получают не только новобрачные, но и гости. К примеру, у горцев невеста должна подарить всем мужчинам семьи жениха теплые носки, изготовленные своими руками.
Можно выделить разные виды одаривания: свадебное одаривание, в том числе отдельное одаривание молодой невестки, взаимный дарообмен влюбленных молодых людей и др.
В Дагестане жених обязан купить невесте свадебный наряд, будничную одежду и пару сапог или туфель. На его и его родни плечах — дом, в который будет введена супруга, на ее — мебель и убранство этого дома.
В Чечне золото не считается особо престижным подарком. Сестре невесты могут подарить золото, кольцо или комплект, а родителям — костюм, коврик для намаза, постельные принадлежности, ковер.
У ингушей накануне свадьбы сторона жениха отправляет в дом невесты «хоалчах»: одного-двух баранов, мешок муки, чай, сахар, масло. Отец невесты или близкий родственник по отцовской линии великодушно может отказаться принять «хоалчах», кроме баранов.
Кстати, на кавказской свадьбе подарки предусмотрены не только для новобрачных. Присутствующие девушки могут получить от парней сладости, означающие симпатию. В ответ они должны непременно отдариться вышитым носовым платком. Это будет означать, что стороны готовы к продолжению знакомства.

подарки.jpg

Детский сад
Дары на рождение ребенка — еще одна важнейшая составляющая для кавказца. Младенец должен получить такой подарок, который будет сопутствовать ему на протяжении всей жизни и зачастую определять ее.
Осетины спешат к счастливым родителям «на первый крик». Первым поздравить — хорошая примета. К тому же это сулит щедрый дар, самый ценный из которых — боевой набор (кинжал, пояс или шашка). По замечанию этнографа Алины Хадиковой, как бы беден ни был осетин, «он считает долгом своим устроить пир и угостить на нем весь аул. Щедро одаряет он толпу мальчиков, собравшихся у окон».
Впрочем, если гость уже находился в доме в момент рождения ребенка, то получает право выбрать для новорожденного имя. В этом случае он преподносит малышу особый дар, получая взамен от хозяина кинжал.
«Родственники молодой матери должны были вручить ей подарки: чем ближе родство, тем дороже дары, — объясняет старший научный сотрудник Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований, этнограф Алан Багаев. — Самые близкие преподносили барана или бычка. А дядя по линии матери обязательно дарил жеребенка. Если родного дяди не было, обязанности дарителя брал на себя двоюродный, троюродный — и дальше по родственному кругу. Если мальчик почему-то оставался без коня, то, повзрослев, он имел право увести его у родственников матери. Племянника должны были простить — он взял свое».
В Дагестане в первые недели после родов родственницы приходят поздравлять мать и новорожденного с подарками (одеждой для ребенка и для нее) и угощением (хлебом, сладостями, фруктами). Первенцу мать роженицы приносит люльку с постелью.

подарки

Гости дорогие
Идти в гости для кавказца — особое событие. Здесь подарки бывают взаимными. Прекрасная кавказская традиция, когда хозяин дома дарит гостю то, что ему приглянулось в сакле (доме, квартире). Однако она требует от гостя быть особо внимательным, дабы не провоцировать хозяина на «чрезмерное уважение».
Гость ни в коем случае не должен требовать подарков, хвалить понравившуюся в доме хозяев вещь, иначе ее немедленно подарят. Но если так уж получилось и тот невольно спровоцировал чуткого главу дома, то пришедший из приличия некоторое время должен отказываться. Впрочем, недолго, дабы не перегнуть палку и не оказать неуважение доброй хозяйской инициативе. К примеру, подарить человеку шкатулку означает в скором времени душевно сблизиться с ним. Гость в свою очередь обязательно должен одарить всех детей семьи, которую посетил.
Черкесы выделяют такой вид гостей — «гость с просьбой». Он приезжал специально для того, чтобы попросить хозяина об услуге — скоте, деньгах, имуществе или содействии в кровной мести. Хозяин был обязан выполнить просьбу, даже если самому приходилось просить о помощи у родственников и соседей. «Стыдным считалось не просить подарки, а не удовлетворить такую просьбу», — рассказывает Алина Хадикова. Но и тот, кто просил подарок, был обязан с течением времени сделать ответный дар, даже превосходящий полученное.
Особую роль до революции играл кавказский институт аталычества — обычай у адыгских и тюркских народов, когда ребенка отдавали на воспитание в чужую семью, а то и попросту похищали его (порой в виде «компенсации» за убийство родственника из семьи похитителя).
Как писал в 1818 году в «Путешествии в Черкесию» Тэбу де Мариньи, «каждый ребенок мужского пола похищается в момент его рождения, и часто без ведома его родителей, человеком, который назавтра приходит к ним и объявляет себя аталыком их сына. С этого времени он обязан обучать, одевать и кормить ребенка до того дня, когда его необходимо доставить домой к родителям».
При возвращении возмужавшего мальчика родителям его одаривали так щедро за годы «обучения», что он появлялся перед отцом в 13-летнем возрасте вполне состоятельным отроком. При себе у него уже были и лошадь, и вооружение, и хорошие отношения с кланом похитителя.
Сегодня времена изменились. Дары на Кавказе все больше «европеизируются» и «монетизируются», но по-прежнему конь, кинжал и молитвенный коврик с четками считаются в горах лучшим подарком, а их даритель — самым почетным гостем на любом торжестве и пожизненным кунаком в любой семье.