Каждый регион заинтересован в поддержке своих производителей, в развитии своей экономики. Но способы выбираются разные. Кто-то, к примеру, просто закрывает свои границы для «чужой» продукции, негласным запретом не пускает ее на прилавки местных магазинов. А на Ставрополье решили пойти другим путем — рассказать покупателям о преимуществах ставропольских товаров, чтобы потребитель выбирал осознанно. Об информационно-маркетинговом проекте «Покупай ставропольское!» наше интервью с губернатором Ставропольского края Валерием Гаевским.

— Акцию «Покупай ставропольское!» можно назвать не только маркетинговой, но и идеологической, PR-акцией. Как бы вы сформулировали ее идеологию? Каких целей вы хотели добиться, приступая к ее реализации?

— На первый взгляд цель здесь простая и вполне очевидная — сделать ставропольскую продукцию популярной в своем собственном крае, повысить на нее спрос и тем самым стимулировать развитие пищевой и перерабатывающей промышленности. Что в свою очередь даст новые рабочие места, увеличит поступление налогов в бюджет, поможет усилить поддержку социальных программ.
Но вы верно подметили: у информационно-маркетингового проекта «Покупай ставропольское!» есть и «второе дно» — не столь очевидная, но не менее важная идеологическая, имиджевая составляющая. Укрепить в ставропольцах уважение к краю, сформировать у наших граждан, в том числе и тех, кто сегодня только вступает во взрослую жизнь, желание жить и работать на Ставрополье.
Ведь нам есть чем гордиться. Ставрополье всегда было и остается продовольственным донором для всей страны. Мы входим в пятерку лидеров по производству мяса и в двадцатку крупнейших производителей по молоку. Наших сельхозпроизводителей и переработчиков хорошо знают за пределами региона.

А что в крае? Не могу сказать, что ставропольцы продукцию местного производства игнорируют. Мы проводили опросы перед запуском проекта и выяснили, что подавляющее большинство наших покупателей проявляют здоровый патриотизм, утверждая, что при прочих равных условиях покупали бы именно местные товары. Но при этом информации о самой продукции, о ее конкурентных преимуществах, о том, где ее можно купить, у людей не так уж и много. Еще меньше покупатели знают о новых продуктах, которые ставропольские производители регулярно вводят в свои ассортиментные линейки. Тут тоже есть о чем рассказывать. Сейчас активно осваивается выпуск функциональных продуктов. Они не просто вкусные и полезные, но еще и обладают выраженными лечебными свойствами. В крае на данный момент разработано и внедрено в производство более 60 наименований — молочные продукты, хлеб, булки, колбасы. С помощью специальных технологий их обогащают различными полезными для организма добавками. Сегодня ориентация на здоровый образ жизни в обществе усиливается, и я убежден, что спрос на функциональную продукцию, выпущенную ставропольскими производителями, будет расти.
Но обо всем этом надо рассказывать через СМИ, через рекламу, через торговую сеть. Что мы и делаем в течение всего года. Честно признаюсь, я и сам не ожидал, что информационно-маркетинговый проект вскроет такой мощный пласт интересной информации о наших производителях и их продукции. Узнавая больше, невольно проникаешься к ним уважением и гордостью за край, в котором живешь и работаешь.

— Стратегия социально-экономического развития СКФО на период до 2025 года предполагает в том числе поддержку местных товаропроизводителей. Какими способами власти Ставропольского края намерены поддерживать своих производителей, особенно в условиях жесткой конкуренции?

— В нашем распоряжении имеется достаточно широкий арсенал самых разнообразных механизмов поддержки. Приняты и работают ведомственные целевые программы по овощеводству, мясному и молочному скотоводству, производству молока, модернизации предприятий переработки, повышению качества продукции и так далее. К услугам сельхозпроизводителей и переработчиков созданные в крае финансовые инструменты. Результаты уже заметны. Производственные показатели по основным продовольственным позициям растут.
Но это только полдела. Важно не только вырастить и переработать, но и обеспечить сбыт этой продукции. Логистика пока у нас хромает. И на этом направлении мы в настоящее время акцентируем внимание инвесторов и свои усилия. В том числе созданием агропромышленных парков — особых экономических зон регионального масштаба. Камень в основание первого из них был заложен в конце ноября. Этот агропарк станет крупнейшим в России. Его инвестиционная емкость оценивается в 40 миллиардов рублей. Новых рабочих мест — две с половиной тысячи. Предусмотрено три очереди строительства. И первая как раз логистическая. Ее планируется запустить до 2014 года. Ключевым объектом здесь станет холодный склад. Вторую зону — производственную — планируется завершить к 2017 году. Она включит в себя овощеперерабатывающий комбинат, мясокомбинат, консервный и маргариновый заводы и другие объекты. До 2020 года будет выполнен третий этап — машинно-технологическая зона, в рамках которой планируется создать центр продаж и сервиса сельхозтехники и оборудования.
Создание агропарка — очень весомая помощь всем желающим серьезно заниматься производством сельскохозяйственной продукции у нас в крае. И во многом это стало возможным благодаря содействию заместителя председателя правительства России Игоря Ивановича Сечина. Он является куратором Ставрополья от федерального центра и серьезно помогает краю в продвижении крупных инвестиционных проектов на федеральном и международном уровнях.

— Власти всех без исключения регионов заявляют о том, что их предприятия производят конкурентоспособную, экологически чистую продукцию. С помощью каких мероприятий, уже проводимых либо планируемых, власти Ставрополья намерены позиционировать и продвигать продукцию своих производителей, чтобы в глазах покупателей она выглядела более предпочтительной, чем продукция производителей из других регионов?

— Это как раз и есть мероприятия проекта «Покупай ставропольское!». Очень популярны и у производителей, и у потребителей наши ярмарки. Цены — просто сердце радуется! Лук по 4 рубля 50 копеек, картошка — по 8 рублей! Вот что значит отсутствие многочисленных посредников и перекупщиков!
Помимо ярмарок в рамках проекта проводятся дегустации, конкурсы, всевозможные маркетинговые акции и, конечно, идет мощная информационная поддержка со стороны газет, радио и телевидения. Появились специальные рубрики, новые программы. Журналисты с присущей им изобретательностью рассказывают широкой аудитории о ставропольских продуктах, их преимуществах, а также о предприятиях, которые все это производят. «Выбор со вкусом», «Еда без вреда», «Кулинарное бюро», запущенные в этом году, для многих жителей края стали любимыми телевизионными передачами.
Хочу отметить, что результаты конкурсов читательских предпочтений практически полностью совпадают с итогами профессиональных соревнований, которые проводит краевой комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию. О чем это говорит? Дело не только в рекламе, а в реальных конкурентных преимуществах, высоком качестве товаров. Люди слушают, пробуют и делают выводы — покупают ставропольское.

— В последнее время активно продвигается бренд «Сделано на Северном Кавказе». Это собирательный бренд. А какие бренды непосредственно Ставрополья заслуживают приоритетной поддержки и продвижения на внутреннем и внешнем рынках?

— У нас много достойных производителей и много брендов, заслуживающих внимания и продвижения. Разговор о них — это отдельная тема, которая вряд ли уместится в рамки нашего нынешнего интервью. Качество постоянно контролируется независимой лабораторией. И результаты этих исследований позволяют утверждать, что подавляющее большинство ставропольских производителей придерживаются принципа максимального сохранения исходных полезных свойств продукта и не злоупотребляют добавками и консервантами.
Взять хотя бы «молочку». Заходишь в магазин — ряды стерильной продукции из других регионов, которая может храниться чуть ли не годами. А что выбирает покупатель? Нашу, с очень ограниченным сроком годности. Почему? Да потому что она живая, без консервантов — каждому хочется питаться вкусно и быть здоровым. А для этого необходима свежая, натуральная пища, а не бессрочные суррогаты.
Поэтому наши бренды легко находят путь к сердцам потребителей. И не только в крае. Большой интерес проявляет Москва. На последней ярмарке у наших прилавков был самый настоящий аншлаг. Всю продукцию, которую ставропольцы привезли в столицу в расчете на многодневную торговлю, москвичи смели в считанные часы. И никакой загадки в такой популярности нет. Высокое качество, экологичность, демократичная цена.

— Будет ли акция «Покупай ставропольское!» проводиться в дальнейшем? Будут ли скорректированы ее цели и задачи с учетом ужесточения конкуренции между региональными и федеральными производителями, а также фактически состоявшегося вступления России в ВТО?

— Да, у нас есть планы по дальнейшей реализации проекта. Но это лишь верхушка айсберга — часть большой системной работы, которая ведется в крае по развитию экономики. И думаю, сегодняшние цели и задачи информационно-маркетингового проекта «Покупай ставропольское!» в полной мере соответствуют складывающейся обстановке и в корректировке пока не нуждаются.