Появившись в начале 1960-х, предприятие более четырех десятилетий успешно выпускало прицепы и иные изделия автомобильной промышленности. Точку на этой специализации поставил мировой экономический кризис 2008-2010 годов. Однако новая команда управленцев, пришедшая на завод, возродила его к жизни в новом качестве, изменив название, но сохранив костяк коллектива. Сегодня продукция, выпускаемая предприятием, является конкурентоспособной.

Страницы истории
9 января 1963 года в Беслане был введен в эксплуатацию авторемонтный завод по производству капремонта автомобилей ГАЗ-51. Предприятие находилось в ведении Роставторемонта министерства автомобильного транспорта. С ростом выпуска в стране новых автомобилей с января 1971 года завод прекращает производство капремонта автомобилей, переходит к серийному выпуску гаражного оборудования и приобретает постоянный профиль по его выпуску.
С этого года завод переименован в бесланский завод «Автоспецоборудование». Первыми изделиями, выпущенными в 1971 году, были стенд для сборки и разборки рессор ЦКБ-Р 203 и полуприцеп низкорамный для перевозки контейнеров модели А-402.
С декабря 1976 года был освоен выпуск полуприцепов-контейнеровозов модели ЦКТБ-А441, предназначенных для междугородных перевозок всех видов железнодорожных и автомобильных контейнеров общей массой 10 тонн. Поставки продукции имели очень широкую географию.
Товары с маркой бесланского завода «Автоспецоборудование» приобретали около 20 стран Юго-Восточной и Юго-Западной Азии, Центральной Америки, Африки, Европы: Афганистан, Куба, Кампучия, Вьетнам, Ирак, Сирия, Алжир, Эфиопия, Болгария, Чехословакия, Монголия и многие другие.
В 2004-2006 годах на предприятии была изготовлена партия полуприцепов модели 934830 для перевозки грузовых автомобилей «Газель». В 2007 году разработан эскизный проект и изготовлен образец нового универсального полуприцепа модели 934850 для перевозки легковых автомобилей.
В дальнейшем предприятие планировало не останавливаться на достигнутом и стремиться к разработкам новых видов изделий. Однако случился кризис, удар которого сполна ощутил на себе российский автопром.

Обретенная жизнь
Аслан Кудзаев возглавил предприятие в 2009 году. В наследство ему досталось остановившееся производство и 28 млн рублей долга. Тогда же завод сменил название на ООО «Бесланский завод «Спецоборудование».
«Перед нами встал выбор: либо восстанавливать прежнюю специализацию, либо менять линейку продукции, — вспоминает генеральный директор Аслан Кудзаев. — Мы выбрали второй путь, поскольку новые европейские автостандарты требовали выпуск не просто прицепов, а прицепов на шасси автомобилей, то есть, чтобы часть машины уже являла собой прицеп. Это означало принципиальную замену оборудования, и было для нас проблематичным».
Руководство предприятия стало изучать такие сферы рынка, как ЖКХ, товары широкого потребления и т. д.
«Мы заключили договоры с турецкими и китайскими компаниями на поставку нам необходимого оборудования, — говорит Аслан Кудзаев. — Направление деятельности выпуска продукции по линии ЖКХ — скамейки, мусорные контейнеры, бункеры, урны. Совсем недавно мы поставили в московский парк им. Горького 1,5 тыс. мусорных урн. И если бы наша продукция была некрасивая, некачественная и дорогая, москвичи бы с нами не работали».
На уровне конкурентоспособности
«Я возглавил завод в разгар кризиса. Но я считаю, что, как говорят китайцы, кризис — это не только очевидное падение, но и небезболезненная возможность подняться после вынужденного отрыва от привычной основы», — отмечает гендиректор.
Те изделия, которые сегодня выпускает завод «Спецоборудование», являются конкурентоспособными. Но, как говорят на предприятии, остановиться на достигнутом сегодня, значит, проиграть завтра.
«Мы хотим освоить полный цикл выпуска нескольких видов востребованной продукции, — делится Аслан Кудзаев. — Мы изучили ситуацию и, поняв, что сейчас востребованы садовые и строительные тачки, наладили их выпуск на заводе. И на эти тачки нужны надежные полиуретановые колеса. Сегодня в России такие колеса практически не производятся. Мы же соединяем ряд компонентов, в том числе те, которые закупаем в Китае, и получаем такое колесо, которое по своим техническим характеристикам идеально подходит для поставленной нами задачи».
Также в ближайших планах предприятия — расширение линейки выпуска продукции для ЖКХ, а также увеличение выпуска садово-парковой техники. В настоящее время в Россию из Китая поступает около 350 тыс. тачек в год. А ведь на бесланском заводе их делают хотя и на порядок меньше, зато не худшего качества, и везти далеко не надо.
Кроме того, на предприятии самостоятельно разрабатывают и выпускают детские игровые комплексы, которые поставляются не только в Северную Осетию, но и в другие регионы страны. Также здесь делают печи для приготовления знаменитых осетинских пирогов... Перечислять можно долго. Налоги предприятие платит исправно, зарплату сотрудникам не задерживает. Но есть другая проблема.

Кто придет на смену?
«В настоящее время на заводе трудятся 80 человек. Но в некоторых направлениях явно ощущается нехватка знаний у специалистов, — признается Аслан Кудзаев. — Это связано с тем, что ветераны уходят на заслуженный отдых, а молодое поколение еще не глубоко овладело секретами мастерства. Завод сегодня испытывает существенную нехватку квалифицированных кадров по таким специальностям, как токарь, электросварщик, фрезеровщик, нормировщик, сметчик и другие. Но мы нашли выход — создали при заводе мини-школу. И когда молодой человек приходит к нам на завод, мы его в первой половине дня обучаем профессиональному мастерству в конкретном преломлении к нашему предприятию. А во второй половине дня он работает самостоятельно. Это необходимо, потому что если мы хотим развития предприятия, то не можем не задумываться о том, кто придет сюда после нас».
В русле такого понимания ситуации находится и благотворительная деятельность предприятия. Например, руководство Республиканского центра дистанционного образования детей-инвалидов благодарит коллектив завода за доброту, отзывчивость и сердечное участие в жизни его воспитанников: «Благодаря вашей помощи мы можем подарить нашим учащимся надежду на светлое будущее и сделать их жизнь прекрасней и полноценней! Добрые дела не остаются незамеченными, они, как маяк, светят тем, кто ждет помощи».
А родительский комитет, классный руководитель и учащиеся 2 «Б» класса средней общеобразовательной школы Беслана выразили особую признательность за помощь, поддержку и развитие лучших традиций взаимодействия семьи и школы: «Вы делаете доброе дело, с открытым сердцем помогаете детям, дарите им свою заботу, внимание, душевное тепло».

363020 РСО — Алания, г. Беслан, ул. Набережная, 17, тел. : (86737)313-05, е-mail: [email protected], http://www.bzso.ru