В настоящее время каждый регион СКФО способен представить стране и миру крупный инвестпроект, по которому можно судить об экономическом потенциале территории. Широкий спектр отраслей, в которых реализуются эти проекты (промышленность, транспортная инфраструктура, энергетика, туризм), свидетельствует о том, что на Кавказе постепенно формируется современное экономическое пространство.

Ставропольский край: ставка на химиков
Два крупнейших инвестконтракта, подписанных врио губернатора Ставрополья Владимиром Владимировым с начала года, наглядно демонстрируют ключевые приоритеты его экономической политики. Это крупная промышленность, в первую очередь химическая отрасль.

В феврале руководство края заключило соглашение с концерном «Лукойл» о развитии газоперерабатывающего комплекса на базе завода «Ставролен» в Буденновске, а в мае аналогичное соглашение было подписано с холдингом «ЕвроХим», которому принадлежит самое значительное промпредприятие Ставрополья — «Невинномысский азот».
И если проект «Лукойла» стоимостью более 140 млрд рублей стартовал еще в прошлом десятилетии, то нынешние планы «Евро-Хима» представляют собой новую инвестпрограмму сроком на шесть лет. За это время холдинг намерен вложить в экономику края свыше 70 млрд рублей.

По оценке аналитиков, сегодня «ЕвроХим» стремится занять уникальную для российских компаний позицию производителя всех возможных видов минеральных удобрений — азотных, фосфорных, калийных и сложных и благодаря этому усилить свою конкурентоспособность на мировом рынке. «Невин-номысскому азоту» в этом процессе отведено одно из ключевых мест.

До 2021 года на базе предприятия планируется создать комплекс по выпуску аммиака и карбамида, провести техническое перевооружение производства аммиака с увеличением производительности до 1980 тонн в сутки. Также планируется ввести в строй установку по производству нитрата калия мощностью 60 тыс. тонн в год и газотурбинную установку для агрегатов производства слабой азотной кислоты.

Одновременно предполагается реконструкция цеха по выпуску карбамида и сложных удобрений. Кроме того, холдинг намерен осваивать смежную сферу агросервиса, создав в третьей очереди регионального индустриального парка «Невинномысск» опытный агротехнический комплекс площадью более 300 га и стоимостью 3,5 млрд рублей. «ЕвроХим» планирует уделить значительное внимание обучению ставропольских аграриев новым технологиям.
В новый инвестиционный цикл «Невинномысский азот» входит, успешно реализовав прецедентный для российского химпрома проект создания установки по производству меламина мощностью 50 тыс. тонн в год стоимостью более 10 млрд рублей. Установка была запущена в эксплуатацию в конце 2012 года. Этот проект представляет собой убедительный пример возможностей отечественных производителей в области импортозамеще-ния: до недавних пор весь меламин в Россию ввозился. При этом компании, которые его производят, формируют своего рода «закрытый клуб» — количество держателей патентов на выпуск меламина очень невелико. Теперь в их числе оказался и ставропольский химический гигант, который остановился на «сухой» каталитической технологии производства меламина немецкой компании «Лурги».

Карачаево-Черкесия: витрина кавказского туризма
Важнейшим инвестпроектом КЧР, благодаря которому республика уже стала хорошо известна всей стране, является новый всесезонный курорт в поселке Архыз. На сегодняшний день это первый проект, успешно реализованный в рамках туристического кластера Северного Кавказа. Реализация этого проекта началась задолго до появления у руководства страны планов по развитию туризма в регионе, но стадия активного строительства курорта пришлась на тот момент, когда полпредом в СКФО стал Александр Хлопонин, оказавший серьезное содействие ускорению работ.

Полноценный запуск первых объектов курорта — горнолыжных трасс и новых гостиниц — состоялся в прошлом году. В первом горнолыжном сезоне в Архызе рассчитывали принять примерно 18 тыс. человек, но реальность, похоже, значительно превзошла ожидания. По словам генерального директора ОАО «Курорты Северного Кавказа» Сергея Верещагина, за зимние месяцы в Архызе побывали более 35 тыс. туристов, было продано более 26 тыс. ски-пассов (билетов на горнолыжные подъемники). В летнем сезоне курорт не сбавляет обороты: с 1 июня по 10 июля в рамках летней программы «Архыз Park» было продано порядка 10 тыс. ски-пассов. Общий объем частных инвестиций действующих и потенциальных резидентов в развитие курорта уже приближается к отметке 1,5 млрд рублей.

Для Карачаево-Черкесии открытие современного курорта стало отличным шансом рассказать о себе всей России. Руководство республики намерено использовать возможности «Архыза» для проведения различных мероприятий — спортивных, общественно-политических, развлекательных и т. д., и уже в нынешнем летнем сезоне событийная программа была довольно насыщенная. К тому же в КЧР регулярно бывают отечественные звезды и политики, которые, разумеется, советуют россиянам отдыхать именно здесь.

«Мне приходилось слышать критику в адрес тех, кто взялся за реализацию столь масштабного проекта. Я ожидала увидеть все работы на самой ранней стадии, но была искренне удивлена увиденным. Все, что мы видим, сделано менее чем за три года, и это вызывает уважение. Я много езжу, и мне есть с чем сравнивать», — заявила в ходе визита в Карачаево-Черкесию спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. Еще одна небольшая деталь: Архыз надежно «прописался» в прогнозах погоды на федеральных каналах — это убедительный знак признания успеха.

Кабардино-Балкария: стройка эльбрусской крепости
Строительство пяти заводов по производству современных стройматериалов в Эльбрусском районе КБР — крупнейший инвестпроект, реализованный в республике за последние несколько лет, его общая стоимость составляет 7 млрд рублей. Инициатор проекта на базе завода силикатного кирпича в городе Тырныаузе — ОАО «Каббалкгипс» — намерен выпускать широкую линейку продукции: различные виды гипсовых вяжущих, сухие строительные смеси, гипсовые панели, пазогребневые плиты и т. д. Собственная марка продукции Gipsell («Гипс Эльбруса») уже хорошо известна на российском рынке.

Импульсом для реализации проекта стало восстановление рынка после кризиса 2008-2009 годов, связанное с увеличением спроса на гипсовую продукцию. Для расширения производства в распоряжении «Каббалкгипса» имеется крупное месторождение сырья — гипсового камня — с разведанными запасами порядка 21 млн тонн, и это является серьезным конкурентным преимуществом компании: немногие производители стройматериалов в России обладают настолько значительной сырьевой базой. Максимальная годовая потребность новых мощностей предприятия, возведение которых началось в 2010 году, оценивается в 500 тыс. тонн. Мощность новых заводов компании составит 1000 тонн продукции в сутки.

Партнером по строительству новых заводов «Каббалкгипса» выступил Внешэкономбанк, что само по себе служит подтверждением значимости проекта. Кредит ВЭБа в размере более 4,5 млрд рублей выдан на 5 лет, срок окупаемости проекта составляет 7 лет. По сути, это производство также направлено на импортозамещение, причем, как отмечает руководство компании, ни один из ее транснациональных конкурентов не имеет в России аналогичного универсального комплекса по производству гипсоматериалов. Это открывает для «Каббалкгипса» возможности продвижения своей продукции не только на юге России, но и в других макрорегионах страны.

Северная Осетия: оборонная консолидация
В советский период в Северной Осетии был создан наиболее мощный на Северном Кавказе «куст» высокотехнологичных предприятий ВПК, которые сейчас постепенно собираются под единый «зонтик» госкорпорации «Ростех». В марте руководство корпорации сообщило о планах по реорганизации ряда предприятий радиоэлектронной промышленности республики: ООО «НИИ электронных материалов», ОАО НПО «Бином», ОАО «Разряд», ОАО «Алагирский завод сопротивлений», ОАО «Топаз», ОАО «Гран», которые планируется консолидировать в единую компанию под руководством Руслана Кульбаева, генерал-майора полиции, бывшего главы Госнаркоконтроля по Кабардино-Балкарии.

Для оборонки Северной Осетии, которая в постсоветский период переживала не лучшие времена, консолидация активов должна, с одной стороны, обеспечить доступ к гособоронзаказу, а с другой — помочь предприятиям избавиться от груза долгов. Промышленный комплекс республики уже как следует почувствовал увеличение ассигнований государства на оборонные цели. По итогам 2013 года индекс промпроизводства в Северной Осетии составил 124,6% к предыдущему году — это один из лучших результатов среди регионов РФ, значительно превышающий среднероссийский показатель. В частности, владикавказский завод «Победит» — одно из ведущих отечественных предприятий по выпуску продукции из вольфрама и молибдена — в прошлом году увеличил выручку от продаж в 1,9 раза (до примерно 1,8 млрд рублей), а чистая прибыль компании увеличилась в 16,7 раза и составила 130 млн рублей. Этот результат был достигнут в первую очередь благодаря поставкам металлического вольфрама в Росрезерв по госзаказу.

Новым стимулом для возрождения ОПК Северной Осетии должен стать курс на импортозамещение, объявленный российским руководством в связи с событиями в Украине. Первое после недавней смены полпреда в СКФО заседание правительственной комиссии по социально-экономическому развитию округа прошло именно во Владикавказе; в тот же день премьер-министр Дмитрий Медведев посетил, пожалуй, самое успешное предприятие осетинской оборонки — владикавказский технологический центр «Баспик».
«В Осетии исторически был очень сильный военно-промышленный комплекс, и самая главная ценность — это кадры. Поэтому мы будем опираться на существующие предприятия», — заявил по итогам совещания министр по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов.

Чечня: энергетический фундамент индустрии
Важнейшим инвестпроектом, который планируется реализовать в ближайшие годы в Чеченской Республике, является строительство в Грозном теплоэлектростанции мощностью 400 МВт. Появление этого объекта должно создать инфраструктурную базу для развития в Чечне крупных промышленных производств, например, автомобилестроения, а также туризма.
Решение построить в Чечне крупную электростанцию было принято в середине прошлого года, когда окончательно решилась судьба Кудепстинской ТЭС — крупнейшего энергообъекта, запланированного в рамках олимпийского строительства в Сочи. За несколько лет у этого проекта несколько раз менялся инвестор, жители поселка Кудепста регулярно выступали против строительства электростанции.
В результате было принято решение разместить ее в другом энергодефицитном регионе страны, к тому же оборудование для станции уже было закуплено. Этим регионом была выбрана Чечня, где на данный момент нет собственной энергогенерации — она была уничтожена в ходе военных действий.

Решение перенести «олимпийскую» ТЭС в Грозный в очередной раз подтвердило большие лоббистские возможности главы Чечни Рамзана Кадырова, которому удалось убедить в необходимости этого председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера. Строительство электростанции будет осуществлять ООО «Газпромэнергохолдинг». Первый камень на площадке будущей ТЭС на месте бывшей Грозненской ТЭЦ-3 был заложен в апреле, а ввод объекта в строй намечен на 2017 год. По словам гендиректора «Газпромэнергохолдинга» Дениса Федорова, новая ТЭС в Грозном укрепит позиции энергобезопасности не только Чеченской Республики, но и Юга России в целом.

Ингушетия: кавказский строительный конструктор
Самым крупным инвестпроектом, реализуемым в настоящее время в самой маленькой республике СКФО, является создание кластера энергоэффективных стройматериалов «Ин Ариа» общей стоимостью почти 6 млрд рублей. Его инициатором выступила строительная группа «Ал Строй», созданная выходцами из Ингушетии, которая работает во многих регионах России более 20 лет и возводит в год порядка 200 тыс. кв. м жилья.

В состав проекта входят три ключевых производства: домостроительный комбинат, завод ячеистого газобетона, завод сухих строительных смесей и энергоэффективных покрытий. Продукция этих предприятий может быть использована как в индустриальном домостроении, так и при возведении индивидуального жилья, которое на Северном Кавказе традиционно преобладает. Одна из особенностей стройматериалов, которые будут выпускаться предприятиями «Ин Ариа», — легкость конструкций и удобство монтажа. Например, плиты перекрытий из газобетона можно будет монтировать без использования крана, при помощи подручных средств.

Для Ингушетии появление такого крупного проекта принципиально значимо по ряду причин. Во-первых, ингуши считают себя народом строителей, и создание серьезного производства в сфере стройматериалов — это реализация естественных преимуществ республики. Во-вторых, реализация этого сложного проекта, требующего серьезных управленческих компетенций, будет работать на репутацию Ингушетии как инвестиционно привлекательного региона.
Подтверждением этого стало включение «Ин Арии» в число проектов, получивших госгарантии правительства РФ. Финансовым партнером выступил Сбербанк, предоставивший инициаторам проекта девятилетний кредит. Ввести новые производства в эксплуатацию планировалось уже в следующем году.

Дагестан: крылья будущих инвестиций
Среди ряда крупных инвестпроектов, реализуемых сейчас в Дагестане, особую значимость имеет стартовавшая реконструкция махачкалинского аэропорта — проект, который имеет давнюю и непростую судьбу. Аэропорт дагестанской столицы давно нуждался в кардинальной модернизации своих активов, но этому препятствовало немало обстоятельств. Которые, в свою очередь, мешали росту пассажиропотока в этом перспективном транспортном узле, имеющем громадный потенциал развития. В 2013 году махачкалинский аэропорт обслужил всего 508 тыс. человек — для региона с трехмиллионным населением это очень мало.

Еще в 2010 году, когда президентом республики стал Магомедсалам Магомедов, было принято решение, что новым собственником аэропорта, находившегося на балансе ОАО «Авиалинии Дагестана», станет миллиардер Сулейман Керимов, который считался фигурой, весьма близкой к главе республики. Однако на установление контроля над аэропортом структурам Керимова потребовалось почти четыре года — в процессе «Авиалинии Дагестана» сначала лишились права выполнять пассажирские перевозки, а затем и вовсе были объявлены банкротом в связи с многомиллионными долгами.

В начале июня ОАО «Международный аэропорт Махачкала», близкое к Сулейману Керимову, приобрело на аукционе имущественный комплекс аэропорта за 297,7 млн рублей, и теперь видимых препятствий для заявленных ранее планов по его реконструкции нет. Еще в середине 2012 года руководитель компании Керимова «Нафта Москва» Олег Липатов говорил о готовности вложить в развитие аэропорта 3 млрд рублей только на первом этапе.

Ключевой задачей модернизации аэропорта является приведение в порядок взлетно-посадочной полосы, которая не реконструировалась с 1960-х годов. До конца этого года должны быть завершены работы первого этапа реконструкции стоимостью свыше 2 млрд рублей, второй этап (более 3 млрд рублей) должен стартовать после обеспечения софинансирования ФЦП «Развитие транспортной системы России» из бюджета Дагестана и внебюджетных источников.

Опыт ряда российских аэропортов (в том числе Минеральных Вод) убедительно демонстрирует, что вложения в реконструкцию быстро повышают пассажиропоток, а для Дагестана это принципиально важно. Причем не только с точки зрения увеличения транспортной мобильности населения, но и в плане привлечения капиталов: модернизированная воздушная гавань Дагестана должна стать воротами для новых инвестиций в республику.