Четкие перспективы
По данным аналитиков, рынок строительных материалов в СКФО восстанавливается, увеличиваются объемы производства. Крупные предприятия работают в Республике Северная Осетия — Алания, это Моздокский кирпичный завод, завод строительных материалов г. Алагира, Владикавказский завод силикатного кирпича. В Республике Кабардино-Балкария активно работает Терский кирпичный завод, в Республике Ингушетия — СК «Неон», а в Чеченской Республике заработал ГУП «Чеченцемент» и ГУП «Грозненский завод железобетонных конструкций». Объясняется этот рост целым рядом причин. По мнению Дмитрия Баранова, ведущего эксперта УК «Финам менеджмент», влияет на восстановление строительного рынка и увеличение объемов строительства множество реализуемых инфраструктурных проектов на юге России. «Главную поддержку промышленности стройматериалов оказывает индивидуальное жилищное строительство, которое традиционно очень развито на юге, а также дачное строительство и ремонтно-строительные работы. В последнее время по мере появления в СКФО различных производственных проектов промышленное строительство оказывает индустрии строительных материалов весомую поддержку», — говорит аналитик.

Эксперт поясняет, что сегодня рост рынка обеспечивают все виды строительства в СКФО: жилищное, промышленное, строительство различных инфраструктурных объектов (мосты, дороги, коммунальные объекты и прочее). Также существенную поддержку сегменту оказывает индивидуальное жилищное строительство (коттеджи, дачи и сельскохозяйственные постройки) и огромный рынок ремонтных работ.
Еще два года назад сильно просел тот сегмент рынка стройматериалов, где можно было сэкономить на дешевых заменителях. Например, по причине использования строителями вместо дорогого кирпича газобетонных блоков объемы производства кирпича упали в три-четыре раза на разных производствах. Железобетонные изделия были заменены на металлоконструкции. Однако после этого периода спада стала ощущаться нехватка сборного железобетона (плиты перекрытия, фундаментные блоки) и кирпича, что было вызвано также ростом, в том числе и сезонным, объемов малоэтажного строительства. Также значительно вырос спрос на щебень, который в основном используется на объектах дорожного строительства. Жилищное строительство в регионе, в основном эконом-класса, стало источником роста потребления цемента в регионе. В целом все эксперты отмечают резкое увеличение спроса на основные строительные и отделочные материалы.

Зацементировать спрос
Одним из самых востребованных материалов для застройки на юге стал цемент. Республики Северного Кавказа, являясь наиболее активными застройщиками в сегменте малоэтажного строительства, потребляют, по разным оценкам, более 45% от всего цемента на юге России. Таким образом, спрос и цена на цемент непрерывно растут уже на протяжении трех лет. Бесспорно, поддерживать этот спрос по-прежнему будут проекты жилищного и инфраструктурного строительства, включая подготовку к чемпионату мира по футболу и реализацию программ строительства доступного жилья на Северном Кавказе. Хотя, надо признать, по данным отчета компании EY, этой положительной ситуацией пока в большей мере пользуются зарубежные производители: доля импорта цемента в прошлом году выросла в 1,5 раза. В основном, цемент завозится из Турции, Белоруссии, Ирана и Латвии. Надо отметить, что в 2012 году поставки из Турции выросли почти вдвое, составив 34% общего объема импорта цемента. Главные причины роста такого импорта — территориальная близость этих стран к основным стройкам ЮФО и СКФО и наличие крупных портов на юге России, а также более привлекательная цена импортного цемента, отмечают аналитики EY.
Эксперты компании поясняют, что отечественные цементные заводы зачастую проигрывают иностранным конкурентам по себестоимости продукции из-за растущих тарифов на энергоресурсы, высоких транспортных расходов, а также из-за массового использования в нашей стране более затратного мокрого способа производства. Более 72% предприятий в России работают именно по этому методу, тогда как даже в Индии сухой способ производства используют 93%, а в странах ЕС — 90% предприятий.

Впрочем, в ближайшие годы строить и модернизировать существующие мощности, повышать рентабельность производства планируют на крупных предприятиях страны. Один из ведущих игроков рынка «Евроцемент груп» в 2013-2020 гг. планирует перевести на сухой способ все свои заводы (сейчас доля таких предприятий составляет 25%), увеличить общие мощности на 15% и снизить себестоимость производства на 30-40%.
Российский рынок цемента будет ежегодно расти в среднем на 3% и к 2020 г. составит 89 млн т, подсчитали в EY. По ее данным, и цены на цемент увеличились также на 13% (до 4041 руб. за 1 т).

В ответ на импорт
С начала года наблюдается рост цен на строительные материалы. Эксперты отмечают, что вместе с ростом строительного рынка и, соответственно, рынка сбыта стремительный рост показывают и цены на кирпич, цемент, щебенку и другую продукцию, необходимую для застройщиков. В основном поднялась стоимость кирпича, так как резко вырос спрос — на 25%. До 50% выросли цены в категории сухих смесей.
Рост цен на строительные материалы продолжился и в 2013 году. Несмотря на наращивание объемов производства уже с начала года в связи с очередным удорожанием топлива, энергоносителей, транспортных услуг цены на отделочные материалы поднялись более чем на 10-20% в разных позициях.
Основной проблемой производителей стало повышение налогового бремени, удорожание всех платежей по обслуживанию производства, что сказалось на ценах на производимый товар. В основном поднялись цены на кирпич — на 20%, на остальные материалы рост наблюдается в размере 10-13%.
Хотя эксперты уверены, что почти половина регионов России, в том числе юг, не может достигнуть среднего по стране показателя ввода жилья (0,45 кв. м на человека в год), именно из-за нехватки строительных материалов. По предварительным оценкам минрегиона, в России необходимо построить около 20 цементных заводов, 10 стекольных, более 30 предприятий по производству нерудных материалов и 15 — производящих теплоизоляционные материалы, реконструировать около 200 действующих предприятий по производству ЖБИ и построить 15 новых. Кроме того, существующие заводы стройматериалов расположены по России неравномерно: на транспортные расходы приходится в среднем 18% себестоимости строительных материалов.
Поэтому в приоритете у государства не юг, а Сибирь и Дальний Восток, где возможно субсидирование процентных ставок по кредитам, льготное налогообложение, предоставление госгарантий.