Масштабы производства за последнюю четверть века значительно увеличились из-за влияния очередной научно-технической революции, давшей старт новому экономическому явлению — глобализации. Новые средства коммуникации (связи), новые технологии вычислений и последовавшая за ними автоматизация промышленности позволили создать большие транснациональные предприятия, вполне способные уничтожить экономику такого европейского государства, как например, Чешская Республика.

В первую очередь этому способствовали международные конфликты — для перевооружения предприятий необходима концентрация капитала, а это привело к специализации и росту предприятий. В прошлом так возникли отраслевые НИИ, фабрики и заводы — в соответствии с этими принципами строилась советская экономика. Понимание глобальных экономических процессов позволило тогда СССР добиться выдающихся успехов — точно так же, как сейчас это понимание способствует США и КНР.

Масштабы производственной специализации стали еще больше, и теперь место промышленных дивизионов заняли целые страны — роль технологического «отдела» занимают ведущие страны Европы и США, роль производственного цеха отведена КНР, Индии и Бразилии, а некоторым другим странам из блока БРИКС досталась роль сырьевых источников и «логистов».
Ведущие страны используют потенциал научных исследований для создания технологий, которые потом каким-либо образом передаются (например, продажей, шпионажем или путем естественного «технологического сдвига») в другие страны, трансформируясь в геополитическое превосходство.

Любые попытки стран перейти из одного эшелона в другой сталкиваются с необходимостью наращивания собственного технологического потенциала. Следуя этим соображениям, использование США международно-правовых санкций на международном уровне является, к сожалению, рациональным и весьма эффективным решением.
Для России это означает, что переход из состояния сырьевой экономики в инновационную возможен за счет технологического роста, но он будет очень тяжелым, а из-за ограниченности доступных в экономике ресурсов — возможным только при мобилизации усилий регионов по конкретным направлениям, а значит, их промышленной и инновационной специализации.

Главный барьер для роста и развития экономики — недоверие и отсутствие внимания к инновационным инструментам со стороны региональных властей
Несмотря на то, что инноваций с каждым годом становится все больше, не на многих из них стоит метка «Внедрено в России». Причин этому несколько, и большая их часть не зависит от усилий предпринимателей:
  • кризисная ситуация в мировой экономике и ее влияние на экономику национальную заставляет предприятия снижать затраты
  • по статьям финансирования, которые не связаны с получением краткосрочных выгод;
  • производственные стратегии не включают работу с инновациями из-за высоких рисков их реализации;
  • непрозрачность региональных инновационных процессов породила недоверие к инновационным подходам;
  • руководители промышленных предприятий зачастую просто не верят в то, что инновационные процессы могут сделать их производство менее затратным и более конкурентоспособным.
Классическую цепочку вида «фундаментальная, а затем отраслевая наука, опытное, а затем массовое производство», решавшую данные проблемы, невозможно чем-то заменить, однако можно дополнить и сделать прозрачной. Система государственного грантового финансирования малого и среднего бизнеса, безусловно, может в этом помочь. Однако без прямого влияния на инновационные процессы со стороны региональных властей инновационные институты не могут выполнить свою функцию.

В странах с развитой экономикой целевое финансирование на грантовой основе позволило занять до трети трудоспособного населения (не принимая в расчет бюджетную сферу). Для примера, в Нью-Йорке создан технический кампус прикладных наук, в Тель-Авиве построены офисные пространства для совместной работы (коворкинга) предпринимателей, а в Берлине действует крупный фонд поддержки малых инновационных предприятий. По мировым меркам Россия только начала движение по этому пути, и региональная политика с этих первых шагов должна быть направлена на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов их деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого предпринимательства.

Особенность регионального кластерного подхода в развитии инноваций: недостаток концентрации усилий на приоритетных направлениях
Разделение труда на международном уровне привело к высокой специализации труда не только на международной арене, но и в национальных масштабах. Эволюционным процессам разделения труда способствуют и вводимые искусственно рыночные ограничения и нормы таких международных институтов, как Всемирная торговая организация. Такие исходные условия послужили толчком для появления региональных производственных кооперативов крупных предприятий, расположенных конденсировано на определенных территориях и в конкурентоспособных отраслях — так называемых кластерах. По мнению исследователей, успешная искусственная кластеризация возможна только в том случае, если:
  • созданы условия для появления ключевых факторов успеха: наличие квалифицированной рабочей силы и логистической инфраструктуры;
  • имеется региональный спрос на продукцию предприятий кластера;
  • существуют родственные и поддерживающие отрасли, которые могут обеспечить лидерство по затратам и независимость от иностранных поставщиков (то самое импортозамещение);
  • региональные власти придерживаются единой устойчивой стратегии.
Создание кластера означает создание инфраструктуры, которая позволяет доминировать на рынке за счет лидерства по затратам, развития наиболее важных ресурсов сообща и достижения ключевых компетенций (например, передача неявного знания специалистами). В этом смысле федеральные университеты являются важными точками роста. Они притягивают к себе мобильную часть активного работоспособного населения — мобильный средний класс мигрирует в те города, где существуют хорошие образовательные возможности для следующих поколений, а это, как правило, квалифицированные рабочие и специалисты.

Мировой опыт кластеризации свидетельствует о необходимости создания инновационной инфраструктуры, обслуживающей кластеры. Основными элементами такой среды являются технопарки, бизнес-инкубаторы и центры кластерного развития. Ведущая роль и здесь остается за региональными властями — ориентацией их высшего руководства на инновационную экономику и квалификацией вовлеченных в эти процессы специалистов.