На Северном Кавказе развернулись масштабные инвестиции государства и частных инвесторов в аэропортовую инфраструктуру. Результатом этого уже стал бурный рост пассажиропотока в основных аэропортах региона.
Минеральные Воды: есть первый миллион. Прошлый год для главного аэропорта СКФО стал без преувеличения главным за всю его постсоветскую историю — впервые за последние много лет количество обслуженных в Минеральных Водах пассажиров превысило миллион человек. Еще в конце 1980-х Минводы были самым загруженным аэропортом на юге РСФСР, но дальнейшие события на Северном Кавказе привели к чувствительному падению пассажиропотока. Нижняя точка была пройдена в 2001 году, когда аэропорт обслужил всего 477 тысяч человек. Новый этап истории начался в 2010-м, когда в активную стадию вступил проект реконструкции аэровокзала.

На первом этапе реконструкции была, прежде всего, введена в строй новая взлетно-посадочная полоса. Это позволило решить главную проблему аэропорта, поскольку из-за большого количества военных бортов старая полоса пришла в плачевное состояние. В результате аэропорт не мог принимать лайнеры с низким расположением двигателей, то есть фактически все среднемагистральные самолеты семейств «Боинг» и «Аэробус». Кроме того, были введены в строй новые рулежные дорожки, курсоглиссадная система, светосигнальное и метеооборудование и т. д. На втором этапе работ были произведены обустройство дальномерного азимутального радиомаяка, основной аварийно-спасательной станции, очистных сооружений, газификация объектов, вынос и обустройство водовода. На 2012-2013 годы были запланированы реконструкция перрона и рулежных дорожек.

В январе этого года на прошедшем в Пятигорске совещании по развитию аэропортовой инфраструктуры Северного Кавказа заместитель полпреда в СКФО Максим Быстров назвал Минеральные Воды лучшим по своей инфраструктуре аэропортом Юга России. В рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» на Северном Кавказе предусмотрены также реконструкция и строительство аэродромных комплексов в Ставрополе, Махачкале, Магасе, Нальчике, Владикавказе. А по программе «Модернизация единой системы организации воздушного движения (2009-2015 годы)» намечена реконструкция средств радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи аэропортов СКФО.

Принципиально важным моментом для развития минераловодского аэропорта в феврале 2011 года стало разделение ФГУАП «Кавминводы-авиа» на аэропорт и авиакомпанию, что позволило ликвидировать многолетнюю монополию этой компании, препятствовавшую вхождению новых игроков. После этого за считанные месяцы в Минеральные Воды прилетели практически все крупные российские авиаперевозчики, что быстро привело к снижению цен на билеты и росту пассажиропотока. С 2009 по 2012 годы количество обслуженных пассажиров увеличилось с 702 тысяч до 1,279 млн человек (миллионного пассажира в Минеральных Водах торжественно встретили 3 октября). Только за прошедший год динамика пассажиропотока составила 32,4%, причем на международных линиях этот показатель был равен 57%.
Сегодня в Минеральных Водах можно принимать практически все типы воздушных судов (например, в прошлом году аэропорт был допущен к приему на регулярной основе дальнемагистральных лайнеров «Боинг-747»). В перспективе это позволит реализовать хабовый потенциал аэропорта. Развитию этой функции способствует и формирование в Минеральных Водах мультимодального транспортного узла, включающего помимо аэропорта узловую железнодорожную станцию, федеральную автодорогу, растущие логистические мощности, торгово-промышленный комплекс и курорты.

Ставрополь: выход на взлет
Для аэропорта Ставрополя (Шпаковское) разделение активов «Кавминводыавиа» в начале 2011 года также стало мощным стимулом для развития. Находясь в структуре этого монополиста, ставропольский аэропорт на протяжении многих лет фактически оставался на правах бедного родственника. Однако уже в 2011 году, когда аэропорт был передан на баланс Ставропольского края, пассажиропоток здесь вырос почти на 60% — с 110 до 176 тысяч человек, а в 2012 году было обслужено 219 тысяч пассажиров — абсолютный рекорд за долгий период. В течение двух прошлых лет аэропорт постоянно увеличивал возможности по приему воздушных судов и расширял число перевозчиков.
Следующим шагом развития аэропорта должна стать его приватизация либо передача в долгосрочную аренду частной управляющей компании. Подготовительные работы для этого уже проведены: 13 февраля ГУП Ставропольского края «Международный аэропорт Ставрополь» было преобразовано в открытое акционерное общество. Стратегическим партнером предприятия в прошлом году стала немецкая компания HOCHTIEF AirPort, управляющая аэропортами Дюссельдорфа, Будапешта, Афин, Сиднея, Гамбурга и албанской столицы Тираны. В июне прошлого года немцы представили первые два блока мастер-плана развития ставропольского аэропорта. Объемы планируемых вложений при этом не назывались, но еще в сентябре 2011 года генеральный директор аэропорта Виталий Ненашев сообщал, что инвестиции в модернизацию аэропорта из всех источников финансирования оцениваются в 3,7 млрд рублей.

Основной задачей ставропольского аэропорта сегодня является точное позиционирование на рынке — под боком у такого гиганта, как Минеральные Воды, Ставрополю нужно закрепиться в собственной нише. Одним из стратегических направлений должно стать обслуживание рейсов деловой авиации — соответствующие планы были объявлены еще в 2011 году. Ставропольский аэропорт рассматривается как удобное место для промежуточной посадки бизнес-рейсов между Европой и Азией — сейчас такие посадки осуществляются в ОАЭ и Турции, что значительно увеличивает издержки перевозчиков за счет большего расстояния. В мае прошлого года Ставрополь представил свою экспозицию на выставке бизнес-авиации ЕВВА-2012 в Женеве, где вторым из российских аэропортов получил сертификат членства в Европейской ассоциации бизнес-авиации. Во время выставки Виталий Ненашев провел более 40 встреч и переговоров, результатом которых стали соглашения с рядом крупных операторов бизнес-авиации о заключении твердых контрактов по обеспечению в ставропольском аэропорту технических посадок бизнес-джетов.

Махачкала: маневры на бреющем полете
Махачкалинский аэропорт Уйташ имени дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана в 2012 году, по сообщению РГВК «Дагестан», увеличил пассажиропоток лишь на 4% (в 2011 году аэропорт, по имеющимся сведениям, обслужил 418 тысяч пассажиров). Однако именно в прошлом году в аэропорту Махачкалы произошла полноценная демонополизация: после того, как в конце 2011 года права на выполнение полетов лишилась компания «Авиалинии Дагестана». На сегодняшний день из Махачкалы в Москву выполняют рейсы четыре перевозчика: «Ютэйр», «ВИМ-Авиа», «Газпромавиа» и «Ямал», что уже привело к существенному снижению цен на билеты.
Между тем дальнейшая судьба махачкалинского аэропорта по-прежнему остается неясной. С начала 2010 года, когда Дагестан возглавил Магомедсалам Магомедов, основным претендентом на этот актив считался Сулейман Керимов — наиболее приближенный к президенту республики бизнесмен. Однако для передачи аэропорта структурам Керимова требовалось пройти многоступенчатую процедуру. Сначала нужно было перевести управлявшее аэропортом ОАО «Авиалинии Дагестана» из федеральной в республиканскую собственность, на что ушло больше года: с февраля 2011-го до конца апреля 2012-го. За это время «Авиалинии Дагестана» не только лишились свидетельства эксплуатанта как авиакомпания, но и умудрились сгенерировать огромный убыток — 144 млн рублей за 2011 год при резко возросшей почти до 400 млн рублей кредиторке. Некоторые из этих кредитов, по сообщению ряда источников, имеют явно фиктивный характер.

«Ситуация в ОАО «Авиалинии Дагестана» крайне тяжелая, — констатировал весной прошлого года Олег Липатов, генеральный директор компании Сулеймана Керимова «Нафта Москва». — Внутренних ресурсов для развития и мотивации у нынешних управленцев нет. Необходимо быстрее избавить аэропорт от «пережитков прошлого», провести реорганизацию и переоснащение». Тогда же Олег Липатов подтвердил, что «Нафта Москва» готова к масштабным инвестициям в аэропорт. Для следующего шага — перехода аэропорта из республиканской собственности под контроль структур Керимова — в марте 2012 года было создано новое юрлицо — ОАО «Международный аэропорт Махачкала». В его совет директоров вошли представители фонда «Новый город», основанного Сулейманом Керимовым для реализации крупного девелоперского проекта в прибрежной части Дагестана. В ноябре прошлого года ФАС удовлетворило ходатайство этой новой компании о приобретении 3 120 880 штук обыкновенных именных бездокументарных акций, или 100% уставного капитала, ОАО «Авиалинии Дагестана». А несколько дней спустя Олег Липатов стал первым вице-премьером республики.
Но вслед за этим в дело вмешались политические факторы. В конце января неожиданно ушел в отставку Магомедсалам Магомедов, а Олег Липатов покинул правительство республики. Тем не менее, еще в конце прошлого года стало известно, что федеральные власти наконец выделят на реконструкцию аэропорта Махачкалы 3,5 млрд рублей — на эти средства расширят взлетно-посадочную полосу и обновят навигационное оборудование. Фактически это первые крупные вложения в аэропорт, начиная с 2006 года.

Небо для туристов
Среди остальных динамично развивается аэропорт Владикавказа (Беслан). В 2011 году согласно годовому отчету ОАО «Международный аэропорт Владикавказ» пассажиропоток превысил 252 тысячи человек, что на 65,3% выше по сравнению с 2010 годом, при этом выручка предприятия увеличилась почти в полтора раза. В ходе начавшейся реконструкции было отремонтировано здание аэропорта, количество ежедневных рейсов в Москву увеличилось до трех (авиакомпании «ЮТэйр» и S7), а четыре раза в неделю из Владикавказа можно улететь в Стамбул. В рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» в развитие владикавказского аэропорта уже было вложено порядка 225 млн рублей, а в конце января этого года стало известно, что на реконструкцию взлетно-посадочной полосы будет выделено еще 2,5 млрд рублей. Это позволит существенно увеличить пропускную способность аэропорта (сейчас самолеты могут выполнять рейсы только в дневное время). Планируется возобновить полеты из Владикавказа в Санкт-Петербург, Ереван и Баку.

В соседней Ингушетии также активно взялись за развитие самого молодого на Северном Кавказе (открыт в 2001 году) аэропорта Магас имени первого Героя России Сулумбека Осканова. По словам главы республики Юнус-Бека Евкурова, в 2013 году аэропорт будет претендовать на статус международного: «Мы хотим сделать его одним из самых красивых аэропортов, лучшим после аэропорта Минеральных Вод». В прошлом году в рамках развития транспортной системы России Магас получил более 600 млн рублей на установку светосигнального оборудования и обслуживание воздушных судов. Перспективы наращивания пассажиропотока аэропорта неплохие, в том числе в связи с планами Ингушетии по развитию туризма и связей с многочисленной диаспорой. В 2005 году аэропорт обслужил 74 тысячи пассажиров — очень неплохой показатель для маленькой республики. В 2011 году Магас был закрыт на реконструкцию стоимостью 1,457 млрд рублей, в связи с чем пассажиропоток временно сократился до чуть менее 14 тысяч пассажиров. Однако после реконструкции аэропорт принимает современные воздушные суда — первый «Боинг» авиакомпании «Ютэйр» прилетел в Ингушетию в конце 2011 года. На уже упомянутом январском совещании по аэропортам СКФО начальник управления аэропортовой деятельности Росавиации Анатолий Пчелин отметил, что после реконструкции Магас стал одним из лучших аэропортов на Северном Кавказе.

Большой пассажиропоток в прошлом году продемонстрировал и грозненский аэропорт Северный — из него было выполнено 4468 рейсов, в том числе 2097 внутренних, 916 международных и 1455 чартерных.
А в Кабардино-Балкарии в прошлом году наметились первые признаки оздоровления работы аэропорта в Нальчике, который после банкротства управляющей компании ФГУП «Эльбрус-авиа» в 2010 году на некоторое время фактически выбыл из числа игроков регионального аэропортового рынка. Для того, чтобы республиканский аэропорт мог принимать самолеты большой вместимости, по распоряжению главы Кабардино-Балкарии Арсена Канокова были отремонтированы и приведены в соответствие с нормативными требованиями рулежная дорожка и стоянка для воздушных судов. В прошлом ноябре в Нальчике впервые приземлился «Боинг-737» авиакомпании «Кубань», однако вскоре этот перевозчик объявил о своем банкротстве. Но уже в январе этого года рейсы из Москвы в Нальчик стала выполнять авиакомпания «ЮТэйр»; кроме того, «Саратовские авиалинии» выполняют чартерные рейсы из Нальчика в Стамбул. Правда, до сих пор нет никакой ясности относительно строительства в Кабардино-Балкарии нового аэропорта.