Научно-производственное объединение «Авиационно-космические технологии» (НПО «АКТ») проводит работу, аналогов которой нет ни в России, ни даже за рубежом. Под руководством известного летчика-испытателя и конструктора авиатехники Александра Бегак и патронажем Артура Чилингарова — выдающегося ученого, океанолога, специального представителя президента РФ — объединение создало уникальный гибрид электромобиля и микросамолета. Название этой машины — Бегалет — знакомо многим и по праву считается брендом российской малой авиации.

— Все началось в 1999 году с создания автономной некоммерческой организации «Международный авиационный центр». Именно здесь стартовало проектирование и строительство летательных аппаратов, которые бы решали задачи местной логистики в Антарктике, — вспоминает создатель и разработчик Бегалета, генеральный конструктор НПО «АКТ» Александр Бегак. — Тогда у нас много работ было связано с исследованием полярных широт, как результат был создан «Скарабей» — прототип всех бегалетов.
Именно на этой машине отечественные летчики в 2002 году в честь 300-летия Санкт-Петербурга установили мировое достижение по дальности полета самолета этого класса. «Скарабей», стартовав с Дворцовой площади, взлетел в Пушкино и приземлился в Валдае, пролетев рекордные 350 км. С этого момента и началась эпопея по созданию аппарата Бегалет. Тогда он имел трубчатую конструкцию и внутреннюю/внешнюю оболочку из пластика, однако с течением времени был значительно усовершенствован.

Изначально Бегалет предназначался для логистики на определенных участках местности, преимущественно, в Арктике. Однако позже ученые поняли, что продукт может иметь более широкое применение. Так Бегалет, взлетая с дистанции 5-10 м, приземлялся практически вертикально, как вертолет, но себестоимость его летного часа была в десятки раз меньше! Тогда инженер-конструктор Александр Бегак и команда начали работу над созданием максимально легкого Бегалета из пластика. В результате ученым удалось добиться того, что вес пустого аппарата (без пилота и топлива) был равен 65 кг.
В целом Бегалет — в некотором роде альтернатива электромобилю, это экологичный вид транспорта, он может передвигаться по земле, но может взлетать как самолет с мягким крылом. Самый большой плюс в том, что аппарат может заехать на любую площадку, где нет преград для взлета, взлететь и долететь до пункта назначения без пробок. Средняя дальность полета машины — 350 км. Аналогичного продукта нет нигде в мире, поэтому он является запатентованным российским ноу-хау. В этом году создан усовершенствованный Бегалет «Эклипс», совершивший свой первый полет в честь инаугурации Владимира Путина на пост президента РФ, который показал лучшие результаты в своем классе.

Завод для Бегалета
Именно из-за все возрастающей популярности Бегалетов ученые задумались о том, что пора поставить изготовление этих машин на поток. Планируется сделать серийные аппараты, которые могут быть полезны для мониторинга электропроводов, для начальной летной подготовки, тренировки полетов (стоимость аппарата ниже чем самолетов), для личных нужд отдельных людей и предприятий, для мониторинга рыбнадзором небольших прудов и других объектов, для предотвращения и тушения лесных пожаров, выполнения спецзадач, в том числе патрулирования каких-либо зон. Сейчас на территории Пятигорска, который является родиной НПО «АКТ», ведутся работы по созданию специального завода для продажи и производства Бегалетов.
— Мы заканчиваем строительство лаборатории завода, закупаем оборудование, обучаем специалистов, — рассказали сотрудники строящегося завода по производству летательной техники Бегалет. — Мы планируем производить и продавать не менее 50 единиц в год, а потом этот показатель будет доводиться до 300-500 штук. Открыть завод намереваемся в 2013 году, однако заказы будут приниматься с ноября этого года.

Кластер малой авиации
Научно-производственное объединение «Авиационно-космические технологии» (НПО «АКТ») сейчас ведет активную работу по созданию кластера малой авиации на Юге России, а затем и на территории всей страны. Задача сложная и масштабная, но кому как ни конструкторам и заслуженным ученым с многолетним стажем работы справиться с ней?
Кластер будет включать в себя целый комплекс мер по созданию структуры, развивающей малую авиацию России. На сегодняшний день прорабатываются соглашения с субъектами РФ (Карачаево-Черкесией, Кабардино-Балкарией, Осетией и другими), чтобы наладить транспортные развязки на малых воздушных судах. Основная база — небольшой авиаремонтный завод для легкой техники — будет располагаться в Ставропольском крае, а станции техобслуживания (СТО) будут расположены в виде веера по необходимым точкам взлет-посадки и обслуживания воздушных судов.
Кластер малой авиации на Юге России — проект социального значения, который решает большие экономические задачи. Он обеспечит людей рабочими местами в открывшихся магазинах, автозаправках, ремонтных пунктах и т.д. Для реализации южного кластера задействованы различные специалисты из Москвы, Пятигорска и других городов России. Создатели проекта признаются, что осуществление задуманного было бы невозможным без шефского руководства Артура Чилингарова, который лично оказывает поддержку в развитии этого направления.

Справка:
Задачи, решаемые кластером малой авиации на Юге России:
— создание завода по производству летательных аппаратов, запасных частей к ним и комплектующих;
— оказание услуг по использованию авиатехники;
— подготовка летного и обслуживающего персонала легкой авиации;
техническое обслуживание и ремонт легкой техники; научно-техническая деятельность — трансфер инновационных технологий;
организация функционирования взлетно-посадочных полос в районе станций техобслуживания; центры по реализации готового продукта, не только бегалета, но и других летательных аппаратов, которые производятся в России и за рубежом; страхование техники, людей, полетов; внедрение различных финансово-инвестиционных моделей;
аренда летной техники, в том числе и органами власти для решения государственных задач.

Александр Бегак, генеральный конструктор НПО «АКТ»:
— Мы тесно сотрудничаем с государственными структурами, а наши разработки призваны облегчить их работу: сделать более эффективным мониторинг объектов, ликвидацию ЧС и решение других спецзадач. НПО «АКТ» совместно с МЧС проводит летательные испытания. Наши Бегалеты, к примеру, могут оперативно доставить больного с площадки в пункт скорой помощи или привезти медикаменты. При этом очень удобно, что машину можно использовать и как электромобиль, и как микросамолет с мягким крылом.

Научно-производственное объединение «Авиационно-космические технологии» (НПО «АКТ»)
357500 Пятигорск, ул. Авиаторов, 1
(Константиногорская, 77 а),
тел./факс: +7 (8793) 388-089,
моб. тел. : +7 (919) 753-0553,
e-mail: [email protected],
www.begalet.ru