Строительство на территории Северного Кавказа курортов мирового класса потребует реализации масштабных инфраструктурных проектов. К участию в них будет привлечено большинство активного трудоспособного населения СКФО, что позволит существенно уменьшить число безработных в регионе и повысить уровень их благосостояния.

Основной проблемой нынешней системы профессионального образования регионов Северного Кавказа является несбалансированность структуры образовательных учреждений и подготовки кадров по уровням образования. Особенно видно это на примере востребованных специальностей, обеспечивающих развитие туризма.
В реальности выпускники системы образования и безработные — это тот резерв, который до 2018 года будет покрывать потребности экономики СКФО в кадрах с избытком (сейчас этот избыток составляет порядка 400 тыс. человек). После 2018-го покрыть потребности станет невозможно, начнет расти недостаток специалистов, который в 2024 году составит
почти 200 тыс. человек. Нехватка доступной рабочей силы будет выражаться как в количестве, так и в ее качестве. Это станет основным структурным ограничением для развития региона.
Помимо стандартов подготовки специалистов туристической отрасли и оптимальных образовательных программ отсутствует мотивация для людей работать в этой отрасли. Требуется долгосрочная программа, которая изменит образовательные стандарты, а также мнение населения о привлекательности занятости в турсфере.

При подготовке концепции обеспечения Северо-Кавказского федерального округа трудовыми ресурсами с учетом создания туристического кластера были определены пять первоочередных целей:
1. Кадровый рынок не должен являться ограничением для роста туристического бизнеса. Всегда должно быть достаточное количество специалистов, которые могут и желают работать в этом бизнесе.
2. Население, работающее в туристической отрасли, должно обладать необходимой квалификацией и личными характеристиками для предоставления качественных услуг. Нужны доступные системы образования и сертификации для приобретения и оценки профессиональных навыков.
3. Создание механизмов для карьерного роста работников туристической отрасли, а именно системы, предоставляющей возможность переквалификации в образовательных учреждениях, что способствует удержанию кадров в отрасли.
4. Создание открытой и доступной информационной системы по развитию туристической отрасли, чтобы работники всегда понимали актуальность ее состояния и делали осознанный выбор, определяясь со специализацией.
5. Создание государством благоприятных социальных условий для работы в туристической отрасли: налоговые льготы, медицинское обеспечение, предоставление возможностей для получения бесплатного образования.

Для достижения этих целей предлагаются следующие механизмы.

Создание отраслевого образовательного кластера (ассоциации). Отраслевой образовательный кластер — это прежде всего объединение учреждений профессионального образования и социальных партнеров для обеспечения потребности региональных рынков труда в области туризма и сервиса, а также смежных отраслей. Необходимо обеспечить эффективное развитие и интеграцию образовательных учреждений турсферы, а также мобильность обучающихся и выпускников.
Создание корпоративного университета. Корпоративный университет предполагается создать на базе одного из лидирующих вузов региона. Работа такого учебного заведения должна строиться в строгой привязке к специфике и потребностям туркластера. Целесообразно, чтобы в его стенах была сконцентрирована подготовка специалистов, начиная с базовых профессий в области индустрии и гостеприимства и до руководителей высшего звена. Университет должен стать настоящим драйвером в процессе формирования программ, исходя из потребностей реального бизнеса, и работать во взаимодействии с ведущими международными школами в области гостеприимства.
Развитие идеи открытых программ учебных заведений. По существу, речь идет о системе постоянно действующих курсов повышения квалификации, при этом учащиеся должны иметь возможность выбора места, времени и технологии обучения.
Применение механизмов внутреннего производственного обучения. При подготовке специалистов в области гостеприимства необходим приоритет практики над теорией.
В рамках организаций отрасли нужно реализовывать программы стажировки обучаемых, что будет являться основой успешной работы в перспективе. Также имеется необходимость создания механизмов наставничества, когда окончивший программу работник выходит на место работы и в течение определенного срока может обращаться к прикрепленному к нему преподавателю, который оказывает ему поддержку в профессиональных вопросах.
Внедрение механизмов дистанционного (он-лайн) обучения. Данный вид обучения необходим для граждан, которые предпочитают механизм самообразования и желают обучаться на дому. Такой график обучения позволяет учиться и работать одновременно. Большая длительность обучения помогает качественному усвоению материала. К сожалению, за последнее десятилетие этот вид обучения изрядно дискредитирован, в связи с чем вопрос обеспечения качества приобретает особую значимость.
Создание отраслевых центров оценки и сертификации. Прибывающим на территорию кластера туристам должен быть обеспечен высокий уровень сервиса, соответствующий мировым стандартам. Именно поэтому особенно важен грамотный и комплексный подход к лицензированию и сертификации туристической деятельности. Система оценки и сертификации квалификации в туротрасли — это фактически система аутсорсинговых экзаменов.
Создание системы популяризации туристической отрасли. Замеры общественного мнения демонстрируют недостаточную популярность работы в туристической отрасли. Необходимо пропагандировать отрасль среди населения, потенциальных работников и молодежи, а также формировать позитивное общественное мнение о работе в одной из основных и быстрорастущих сфер экономики России.

Справка:
Общий вклад туристической и связанных отраслей в глобальный ВВП в 2011 году составил порядка 6,4 трл долларов, или 9,1% от мирового ВВП. Во всем мире туротрасль обеспечила 8,7% (255 млн) рабочих мест.
По международным оценкам, сфера туризма создает на 1 млн потраченных туристами долларов 50 новых рабочих мест в экономике — в 6 раз больше, чем в автомобильной, в 5 раз больше, чем в химической, и в 4 раза больше, чем в горнорудной промышленности.
Показателен пример Мексики, где 30 лет назад на карте туризма появился туркластер Канкун, на территории которого на тот момент проживали три аборигена, а сам регион был беднейшим регионом Мексики. В настоящее время рядом с курортной зоной развился новый город на 500 тыс. человек, а регион стал одним из богатейших в Мексике.
Подобные примеры развития можно увидеть в Турции, Индонезии и многих других привлекательных для туристов странах мира. Северокавказский туристический кластер имеет потенциал к созданию порядка 300 тыс. новых рабочих мест в регионе. Между тем проведенный анализ показал наличие большого разрыва в кадровых ресурсах СКФО в смежных с туризмом отраслях — сельском хозяйстве, транспортной сфере, легкой промышленности и т.д. Без четкого плана действий по выравниванию ситуации Северный Кавказ может не получить должного эффекта от реализации проекта туркластера. Увеличится импорт товаров и продуктов питания, а не производство их на собственной территории.