В Москве в рамках первого заседания делового клуба «Север — Юг» при постпредстве Дагестана при президенте РФ состоялась презентация Каспийского транспортно-логистического и морского индустриального комплекса. Политики и бизнесмены подтвердили заинтересованность в реализации проекта, поскольку он подразумевает формирование торговых потоков на пути Индия — Иран — Азербайджан — Россия — Европа с использованием геополитического положения целого ряда стран и регионов.

Потенциальным центром формирования Каспийского транспортно-логистического и морского индустриального комплекса выступает Махачкалинский морской торговый порт (ММТП), значительно превосходящий по ряду характеристик вероятные альтернативы. Это наиболее глубоководный и единственный незамерзающий порт России на Каспии, что позволяет одновременно обеспечивать прием судов водоизмещением до 12 тыс. тонн в круглосуточном и круглогодичном режиме на шести причалах общей протяженностью 913 метров. Кроме того, ММТП располагает единственной российской железнодорожной переправой на Каспии производительностью 20 тыс. вагонов в год. Главные железнодорожные пути, примыкающие к территории порта, сохраняют резерв пропускной способности до 10 млн тонн в год. По оценке посла Ирана в РФ Мехди Санаи, воплощение данного проекта в жизнь принесет прибыль всем сторонам. Он приближает Россию на несколько тысяч километров к югу. Плюсы есть также для Индии, стран Средиземноморья и Персидского залива. Дагестан и Азербайджан, в свою очередь, смогут полноценно использовать свои транзитные возможности. К настоящему времени Иран повысил уровень собственных портов на юге в сотрудничестве с некоторыми государствами, в том числе с Индией.

морской индустриальный комплекс.jpg

«Мы укрепляем свои возможности в наших южных портах, — сообщил г-н Санаи. — На севере Ирана мы достраиваем железную дорогу Решт-Астара. Первые грузы из Индии Россию пошли именно через Иран: сначала на кораблях, затем — на грузовиках и по железной дороге. Мы достраиваем нашу железную дорогу, которая соединит иранскую Астару с азербайджанской Астарой. Когда этот путь будет усовершенствован, можно говорить о том, что по всему маршруту есть возможность возить груз по железной дороге в Россию». При этом посол заявил о необходимости усовершенствовать инфраструктуру по всему маршруту, модернизировать все пути в данном транспортном коридоре, привлекать частные инвестиции в строительство портов, железной дороги и транспортно-логистических центров. Также следует активизировать сотрудничество между таможенными службами стран.

На это глава Дагестана Рамазан Абдулатипов ответил, что таможенные и другие службы уже отработали многие вопросы функционирования российско-иранского «зеленого коридора». «Проект курирует первый заместитель председателя правительства России Игорь Шувалов, что говорит об очень серьезном отношении к нему нашей страны», — подчеркнул Абдулатипов. Советник министра транспорта РФ Алевтина Кириллова подтвердила, что в 2016 году внесен значительный вклад в развитие «коридора». Состоялся ряд совещаний АО «РЖД» и железных дорог Ирана и Азербайджана с участием коммерческих и логистических компаний. Проведены экономические расчеты различных вариантов отправки грузов и тестовая отправка контейнеров из Индии в Россию через Иран и Азербайджан — они были доставлены в установленные сроки. По итогам заседания рабочей группы по сотрудничеству между РФ и Ираном, состоявшегося прошлой осенью в Тегеране, рассмотрены все актуальные вопросы дальнейшего взаимодействия. В настоящий момент в рамках поручения президента РФ Владимира Путина Минкавказа совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывает стратегию развития российских морских портов Каспийского бассейна, а также железнодорожных и автомобильных подходов к ним. Как рассказал вице-президент ОАО «РЖД» Салман Бабаев, на российских железных дорогах при перевозке контейнеров действует тариф вдвое ниже, чем в Азербайджане и Иране. «Мы создали все условия для того, чтобы груз пошел, — заверил он. — Наш участок от реки Самур и выше готов пропускать в сутки 60 поездов».
Начальник Управления таможенного сотрудничества РФ Сергей Коноваленко подтвердил, что таможенные службы России, Ирана, Азербайджана и Индии активно занимаются проектом. Сейчас отрабатывается соглашение, которое позволит существенно упростить и ускорить таможенные операции по маршруту. Предполагается, что таможенный досмотр в одном из государств «коридора» будет признаваться всеми остальными. Учитывая роль в данном проекте Дагестана, зарубежный бизнес собирается активно инвестировать в его экономику. «Мы планируем совместно с заводом имени Гаджиева запустить производство разных видов насосов, необходимые запасные части будут поставляться по транспортному коридору север — юг, — проинформировал представитель индийской компании «Стилман-трейдинг» Атул Упадхайяй. — Также мы готовы создать совместное предприятие по производству оборудования для пищевой и химической промышленности и еще дополнительно два завода для изготовления лекарственных средств. А поскольку Дагестан является накопительной базой зерна, мы хотим построить также предприятие по глубокой переработке зерновых культур, аналогичного ему в России на данный момент нет».

По мнению Рамазана Абдулатипова, самое важное в проекте «зеленого коридора» — объединение ресурсов власти и бизнеса, формирование единой тарифной политики, благоприятных правовых и экономических механизмов. «Уже давно назрела необходимость развития интеграционных процессов в регионе, являющемся стратегическим не только в межгосударственном, но и в общемировом масштабе», — резюмировал дагестанский руководитель. 

5 говорящих цифр
  • В 700-800 млн долларов оценивался в прошлом году товарооборот между РФ и Ираном.
  • 80% продукции, поступающей через дагестанский участок границы, составляли товары из Ирана.
  • Около 1 млн тонн иранского цемента завезено за последние три года в Дагестан.
  • 3,5 тыс. кв. метров закрытых складских помещений имеет Махачкалинский порт.
  • До 200 контейнеров в месяц готов предоставить порт для приемки иранских грузов.