Малое и среднее предпринимательство должно быть фактически востребованным в реализации президентской стратегии социально-экономического развития России. А для этого ему необходимо активно включиться в разработку новой экономической политики. Параллельно следует начать систематическую работу по повышению профессионального уровня до состояния, соответствующего возможности участия в решении стратегических задач.

Халид Яндарбиев.jpg

Досье
Халид Яндарбиев. Родился в 1953 г. в Восточном Казахстане. В 1969 г. окончил среднюю школу в ЧИАССР, в 1976 г. — Одесский технологический институт пищевой промышленности им. Ломоносова (факультет консервирования, специальность — технология виноделия, инженер-технолог). С 1973 г. работал в системе потребительской кооперации, а с 1990-го — в системе Госснаба, на зерновом рынке Украины, Азербайджана, Казахстана. С 2011 г. трудится в Чечне — заместителем директора Центра стратегических инициатив и менеджером по инвестиционным проектам Центра поддержки малого и среднего бизнеса. С 2015 г. — эксперт Агентства стратегических инициатив. Участвовал в разработке закона ЧР об индустриальных парках и регламента сопровождения инвестиционных проектов, в корректировке закона о государственно-частном партнерстве. В его практике — разработка и защита инвестиционных проектов, предусматривающих создание агропромышленного биотехнологического кластера по глубокой переработке зерновых культур (АО «Корпорация развития Северного Кавказа») и строительство высокотехнологичного завода по глубокой переработке кукурузы (АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», Министерство РФ по делам Северного Кавказа, общественная организация «Опора России»). В данное время работает над концепцией инновационно-территориального развития ЧР на период до 2020 года.

Действующая сегодня на территории РФ президентская стратегия социально-экономического развития, по сути, является политическим решением о переводе отечественной экономики на инновационный путь. Определены основные ориентиры и приоритеты до 2020 года:
— возвращение России в число мировых технологических лидеров;
— четырехкратное повышение
производительности труда в основных секторах экономики;
— инвестиции в человеческий капитал;
— подъем образования и науки;
— подъем здравоохранения;
— построение национальной инновационной системы;
— развитие наших естественных преимуществ и модернизация экономики;
— развитие новых конкурентоспособных секторов в высокотехнологичных сферах экономики;
— реконструкция и расширение производственной, социальной и финансовой инфраструктуры.
Для перехода на инновационный путь развития необходимо кардинально повысить активность в инновационно-инвестиционной деятельности, что имеет самое прямое отношение к малому и
среднему предпринимательству (МСП). Поставлены достаточно сложные задачи, для решения которых нужны:
— выраженное желание участия в этой программе и самоотдача;
— профессиональная подготовка;
— политическая воля и нацеленность на результат;
— умение работать в команде;
— систематическая работа по повышению уровня информированности и собственного общеобразовательного уровня. МСП должно провести собственный анализ протекающих в РФ и регионах процессов и убедиться в необходимости кардинальных перемен в социально-экономическом развитии, активно включиться в разработку новой экономической политики. Участникам МСП надо начать систематическую работу по повышению профессионального уровня до состояния, соответствующего возможности участия в решении сформулированных задач.

Малое и среднее предпринимательство.jpg

МСП должно быть фактически востребованным в реализации президентской стратегии. Теоретические вопросы и практические проблемы инновационного развития экономики, в том числе и по ключевым темам, на мой взгляд, можно сформулировать следующим образом:
1. Обеспечение взаимодействия науки, бизнеса, бизнес-образования и власти в сфере инновационных исследований и практического внедрения инноваций.
2. Обеспечение содействия международному и межрегиональному сотрудничеству научных и учебных заведений.
3. Создание площадки интерактивного общения по ключевым направлениям инновационного развития.
4. Участие в реализации комплекса мер по внедрению дуального образования: студент — учебное заведение — предприятие.

МСП следует активно участвовать в данной работе, так как сегодня говорить об эффективном технологическом развитии экономики можно только при условии внедрения новых инновационных технологий и подготовки инновационных кадров. Сегодня для МСП это основная стратегическая задача. Также МСП необходимо участвовать в организации работы над проблемами инвестирования в экономику знаний, управления развитием инновационного человеческого потенциала, мотивации к инновационной деятельности руководителей предприятий.

Проблема освоения пятого (микроэлектроника и информационные технологии) и шестого (биотехнология) технологических укладов, как и призывы формировать экономику, основанную на самых современных достижениях науки и мировой практики, достаточно активно обсуждается учеными, специалистами и политиками, представителями международных организаций. Данная тема актуальна и для РФ в целом, и для ее регионов. Обеспечить рыночное благополучие россиянам позволит смена вектора социально-экономического развития, то есть выбор курса на инновационное развитие. Современный этап социально-экономического развития характеризуется нестабильностью внешней и внутренней среды, усиливающейся конкуренцией между рыночными агентами, сокращением жизненного цикла производства товаров и услуг.

Именно поэтому общая тенденция экономического развития, в котором необходимо участвовать и МСП, должна быть направлена на ускорение процессов новой индустриализации. Ее определяющими векторами являются системное инновационное развитие и формирование высокотехнологичных производств в масштабах национальной экономики. Перечисленные цели и задачи, на мой взгляд, целесообразно реализовывать путем развития кластерной политики, которую в условиях России и конкретных регионов надо рассматривать в рамках ее «жизненного цикла»: от начального замысла до оценки выполнения. Также необходимо внедрить в отечественную практику реализацию инновационных проектов на основе ГЧП, поскольку в последние годы в условиях всемирного финансового кризиса МСП не может реализовывать среднесрочные (3-5 лет) и долгосрочные (10-15 лет) проекты без поддержки государства и бизнес-сообщества. Более того, следует указать на то, что государство может включать в проект имущественные активы, то есть основные средства (технику, транспорт, здания и сооружения) убыточных и низкорентабельных предприятий. А еще государство будет более заинтересовано в реализации мер по стимулированию инвестиций во внедрение высоких технологий в свою экономику.
Тем самым существенно облегчатся инвестиционные нагрузки на инициатора и собственника проекта — представителей МСП.