Центральную роль в сотрудничестве между государствами играет масштабный проект международного транспортного коридора север — юг. Повысить экономическую эффективность маршрута и расширить товарооборот поможет создание Каспийского транспортно-логистического комплекса. Реализация планов не только увеличит инвестиционный потенциал Северного Кавказа, обеспечит его инфраструктурный и экономический подъем, но и позволит расширить перспективы торгового сотрудничества субъектов СКФО со странами Персидского залива, Восточной Африки и с Индией.

Каспийское море.jpg

«Проект создания Каспийского транспортно-логистического комплекса — один из ключевых в развитии Юга России. Уверен, в ближайшей перспективе он сможет не только придать мощнейший импульс развитию прикаспийских территорий РФ, но и в целом поспособствует росту отечественной экономики, станет точкой притяжения инвестиций, укрепит позиции страны на южно-азиатском направлении», — заявил министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов. Он напомнил, что Каспий является точкой пересечения крупных международных транспортных коридоров на евразийском континенте: север — юг и восток — запад. «Наша задача — выработать решения, которые бы позволили Каспийскому бассейну занять то место, которое было закреплено за ним исторически со времен Петра Г, когда основная цель заключалась в создании маршрутов для торговых отношений России с другими странами, — подчеркнул Кузнецов. — Важны также и вопросы социально-экономического развития прикаспийских регионов, привлечения частных инвестиций, повышения качества жизни населения». 

По мнению заместителя министра транспорта РФ — руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Виктора Олерского, Каспийский бассейн не похож на другие морские регионы, и успех его развития не в последнюю очередь зависит от решения вопроса таможенной стоимости. «Надо работать вместе с нашими коллегами по единому таможенному пространству, — призвал Олерский. — Также следует заняться оптимизацией транспортной схемы, причем начать со скидок и, прежде всего, на железнодорожную составляющую на территории РФ». 

Первый вице-президент АО «РЖД» Александр Мишарин тоже считает, что развитие портов Каспия сыграет важную роль в судьбе транспортной системы страны. «Развитие транспортных коридоров через территорию России и место в них Каспийского комплекса — важный элемент всей транспортной системы РФ», — уверен Мишарин. 

Не менее существенный аспект — новые рынки для предприятий российского агропрома. Министерство сельского хозяйства РФ ведет проект развития экспорта, в частности, участвует в переговорах об организации зон совместной торговли с Ираном.
«Если идея Каспийского комплекса будет реализована, то с учетом оптимизации логистических издержек наша продукция, в том числе халяльная, станет еще более конкурентоспособной», — полагает директор департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза РФ Владимир Волик. 

Каспийское море.jpg

Отдельная составляющая проекта — туристическая. На инвестиционном форуме «Сочи-2017» Дагестан презентовал проект развития международного круизного судоходства по Каспийскому морю, который согласно комментариям разработчиков представляет значительный интерес как для населения самих прикаспийских государств, так и для многочисленных туристов из разных стран мира. В этой связи стратегическим направлением может стать развитие в регионе инфраструктуры морских портов, что отражено в «Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года», утвержденной распоряжением правительства от 11 июня 2014 года. Кроме того, на Каспии уже открыто паромное сообщение между Россией и Туркменистаном. Проектом предусмотрено строительство гавани для круизных судов, яхт и катеров в порту Махачкалы. Также запланировано возведение морского вокзала с пассажирооборотом 30 тыс. человек в год, гостиничного комплекса, набережной с искусственно образованными песчаными пляжами. 

«Развитие круизного туризма на Каспии для нас очень перспективно. Это поможет переломить негативную тенденцию, связанную со снижением перевозки грузов в каспийских портах», — поделился руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. Он уверен, что важно создавать новые круизные линии и маршруты. При этом необходимо улучшать портовую инфраструктуру, которая должна быть комфортабельной для туристов. Тем более, что в последнее время удалось наладить связи в турсфере с Ближним Востоком. «К нам едут состоятельные туристы из Ирана, причем они с удовольствием посещают Дагестан, другие регионы Северного Кавказа», — привел пример Сафонов, добавив, что направление круизного туризма на Каспии может войти в проект развития въездного туризма, разрабатываемый агентством. У регионов СКФО к проекту Каспийского комплекса особый интерес. «Сегодня за счет Каспия мы получаем мизерный доход в республиканский и федеральный бюджеты, — констатировал глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. — Поэтому важно, чтобы линия север — юг работала эффективно на наши субъекты и страну в целом, ведь вокруг Каспийского моря проживает 500 млн человек, ежегодный оборот составляет около 6 трлн долларов». «Проект является стратегически важным в новых экономических и политических реалиях. Он даст значительный импульс модернизации инфраструктуры региона, увеличению товарооборота», — добавил глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. — У нас есть, что предложить как внутреннему, так и внешнему рынку. В частности, халяльную продукцию. Это становится особенно актуальным в условиях импортозамещения». 

По замечанию президента «Опоры России» Александра Калинина, обсуждаемый проект имеет исторические корни. «Данный проект — возвращение к нашим корням, — убежден он. — Его реализация имеет огромное значение для социально-экономического развития всего Каспийского бассейна. Однако с точки зрения бизнеса важно, чтобы сквозной тариф был на 30% дешевле». Чтобы сделать проект привлекательным для бизнес-сообщества, необходимо учесть ряд факторов, в том числе цену перевозки, быстроту, таможенное оформление грузов, обращает внимание председатель Российско-Иранского делового совета при Торгово-промышленной палате РФ Владимир Обыденов. «Если мы предусмотрим создание «зеленого коридора» с точкой входа в Махачкале, зоне действия дагестанской таможни, то бизнесу Каспий окажется гораздо интереснее, чем традиционные морские пути», — подчеркнул он. 

5 говорящих цифр
  • 500 млн человек проживает вокруг Каспийского моря.
  • Около 6 трлн долларов составляет ежегодный оборот в регионе.
  • В 110-120 млрд рублей оценивается проект создания кластера на Каспии.
  • 10-15% может составить удешевление логистики при поставке товаров с Кавказа в Индию и Иран.
  • На 30 тыс. пассажиров в год будет рассчитан новый морской вокзал Махачкалы.