Этому предшествовало поручение президента РФ Владимира Путина по итогам совещания с членами правительства в октябре 2016 года. Документ, рассчитанный на период до 2030 года, подготовлен совместно с минтрансом и ФАС, органами исполнительной власти регионов СКФО, правительством Астраханской области, заинтересованными госкорпорациями.

Ключевая задача стратегии — интеграция российских портов на Каспии в главные транспортные узлы и коридоры международной торговли, образующие единый транспортный узел Каспийского бассейна. Предусмотрено развитие действующих портовых мощностей, автомобильных и железнодорожных подъездов к ним. Одновременно планируется развитие промышленного и агропромышленного производства с учетом потребностей перспективных потребителей в Каспийском регионе — Ирана, Индии, стран Персидского залива и Восточной Африки. 

Реализация стратегии включает три этапа. На подготовительном (2017-2019 годы) предполагается разработка нормативно-правовой базы, формирование единой системы административного управления проектами, проведение
проектных работ по строительству нового глубоководного порта в Дагестане. На основном этапе (2020-2025 годы) должна быть запущена первая очередь глубоководного порта в Дагестане. Предусмотрено построить новые грузовые морские судна для реализации перевозок в Каспийском море. Особое внимание будет уделено развитию транскаспийской международной торговли. Перспективный этап (2026-2030 годы) подразумевает формирование стратегии на долгосрочный период. Планируется проработка вопроса о строительстве второй очереди морского порта в Дагестане. Стратегия важна для многих территорий России, но прежде всего, для Северного Кавказа. Уже сегодня СКФО имеет тесные контакты с рядом государств-партнеров по созданию Каспийского транспортно-логистического кластера, особенно с Ираном.

Каспийское море.jpg

Посол РФ в Иране Леван Джагарян подтвердил, что главным транспортным каналом в торговле между странами станет Дагестан. «В контексте развития межрегиональных связей у республики много планов, она очень привлекательна с географической точки зрения — здесь имеется незамерзающий порт Махачкала», — заметил Джагарян. Активное участие в реализации проекта собираются принять и субъекты соседнего ЮФО. «Мы делаем ставку на развитие международного транспортного коридора север — юг и ожидаем в перспективе 25-30 млн тонн перевалки. Астраханским портам с этим не справиться, так что Махачкалинскому порту тоже работы хватит», — подчеркнул губернатор Астраханской области Александр Жилкин. В конце марта вопрос согласования проекта распоряжения правительства РФ об утверждении стратегии был рассмотрен на совещании под председательством первого заместителя министра РФ по делам Северного Кавказа Одеса Байсултанова. В частности, заместитель министра транспорта РФ — руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Виктор Олерский призвал предусмотреть возможность субсидирования перевозок для тех, кто уже в ближайшее время захочет открыть маршрутную линию в морских портах Каспийского бассейна. «Общий размер всех субсидий может составить не более 50 млн рублей в год, а для судовладельцев это станет весомым аргументом, чтобы остаться на линии и продолжить наращивание объема перевозок», — пояснил Олерский. На рассмотрение правительства стратегия будет вынесена уже в апреле.