Какие направления АПК Северного Кавказа стоит развивать в приоритетном порядке? Насколько конкурентоспособна продукция аграриев из СКФО? При выполнении каких условий они могут рассчитывать на успех на внешних рынках? И стоит ли браться за идею продвижения единого сельхозбренда Кавказа?

Экологичность продукции из СКФО может быть подтверждена только результатами исследований

Елена Тюрина, генеральный директор Института аграрного маркетинга:
— На Северном Кавказе — идеальный климат, поэтому, в принципе, здесь можно успешно развивать любую из подотраслей АПК — и производство зерна, и выращивание овощей, и мясное скотоводство.
Однако есть факторы, которые препятствуют этому. Кавказ продолжает ассоциироваться с нестабильностью, особенно в Дагестане и Чечне, поэтому рассчитывать на приход сюда инвесторов извне не приходится.
Вкладывать средства в аграрный сектор СКФО могут только местные компании. Но им нужны поддержка, льготные условия и дополнительные гарантии со стороны региональных властей в случае возникновения политических рисков — иначе финансовые затраты могут не окупиться.
Пока в развитии АПК преуспевает Ставропольский край. До момента создания СКФО он входил в ЮФО, у него сложилась хорошая репутация, позволившая привлечь крупных инвесторов. Если бы Ставрополье изначально входило в СКФО, еще не факт, что эти самые инвесторы работали бы здесь сейчас.
Сельхозпроизводители Северного Кавказа напирают на то, что их продукция — экологически чистая и потому конкурентоспособная. Утверждать так наверняка можно только при наличии результатов соответствующих исследований и оценки качества продукции. Можно предположить, что агрокомпании из СКФО выигрывают по экологичности у коллег из других регионов. Однако нужно оперировать стандартами экологичности, а они в России отсутствуют.
Прежде чем продвигать единый сельхозбренд Северного Кавказа, нужно выяснить отношение целевых потребителей к имиджу региона. Если отношение окажется положительным — игра стоит свеч, если отрицательным — будут только зря потрачены время и ресурсы. Кроме того, должно существовать доверие потребителей к самому бренду. Во времена СССР большой популярностью пользовалась минеральная вода «Ессентуки». После развала Союза появилось много подделок, и прежнего доверия к этой торговой марке уже нет...

Главное — не вырастить продукцию, а привести ее в товарный вид

Евгений Иванов, ведущий эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка:
— У сельхозпроизводителей Северного Кавказа при должном подходе есть все шансы занять многие товарные ниши не только в своем регионе, но и в других субъектах России, а также за рубежом.
Ключевая задача — развитие логистики. Главное — не вырастить (выкормить) нечто в поле, в «медвежьем углу», а привести в товарный вид, обеспечить хранение/переработку и транспортировку до потребителя, причем с приемлемыми издержками.
Определенным подспорьем для производителей из СКФО может стать развитие в округе всех видов туризма. Чтобы как можно больше людей приезжали и пробовали северокавказскую продукцию на месте, а если понравится — пытались найти ее в своих регионах.
Тому, как нужно поддерживать в других странах широчайшую номенклатуру экспорта — от носков и обуви до колбасы и тракторов, стоит поучиться у Беларуси. Сети сбыта белорусских товаров расширяются все последние годы. Например, в Москве появилась масса ларьков «Белорусские колбасы», в каждой ярмарке участвуют несколько предпринимателей с широким ассортиментом белорусского текстиля и т.п.

Овцеводство следует развивать с целью выращивания мяса, а не производства шерсти

Мушег Мамиконян, президент Мясного союза России:
— Общепринятая международная медицинская норма потребления мяса на человека составляет порядка 74-80 кг в год. В России показатель — 68% от нормы.
Говядина принадлежит по большей части к линейке высокоценовой продукции, а, следовательно, она мало доступна большинству граждан. В программе Правительства РФ заложено 3 млрд рублей на поддержку мясного скотоводства. Этих ресурсов хватит для развития единичных проектов, но кардинально ситуацию с производством говядины в краткосрочный период они не решат.
В то же время использование такого объема ресурсов на развитие овцеводства будет достаточным как для качественного, так и для количественного перелома в отрасли, которая имеет большое социально-экономическое значение для республик Северного Кавказа, в том числе в создании новых рабочих мест.
При этом овцеводство следует развивать с целью выращивания мяса, а не производства шерсти. Это не так сложно, как кажется. На Кавказе преобладают ценные породы овец, поэтому от них можно получать высококачественную баранину.
Прежде чем говорить о выходе на внешний рынок, северокавказским овцеводам необходимо приобрести опыт внутри России. Поначалу они смогут поставлять баранину в Центральную Россию, в первую очередь в Москву. В долгосрочной перспективе это создаст предпосылки к экспорту в мусульманские страны, которые в силу исторических традиций потребляют именно баранину.
Единый сельскохозяйственный бренд Северного Кавказа — идея хорошая. Однако браться за ее реализацию стоит, по моему мнению, при наличии открытой конкуренции между производителями. Если поддержку будут получать те, кто ближе к власти, продвижение бренда не принесет желаемого результата.

Кавказ вполне может сформировать значительный экспортный потенциал во многих сегментах АПК

Максим Клягин, аналитик УК «Финам Менеджмент»:
— Агропромышленный комплекс, безусловно, выступает важнейшим сектором экономики Северного Кавказа, обеспечивающим наибольший вклад в ВРП. На наш взгляд, наиболее перспективными сегментами регионального АПК являются растениеводство, прежде всего, производство зерновых, овощных и фруктово-ягодных культур, а также мясное и молочное животноводство, сохраняющее значительный потенциал роста.
При этом необходимо учитывать факторы, негативно влияющие на конкурентоспособность агропромышленного комплекса СКФО: сохраняющуюся политическую нестабильность, низкий уровень технологического развития отрасли, слабую обеспеченность транспортной, инженерной и производственной инфраструктурой, дефицит квалифицированных кадров, инвестиционный дефицит, низкий уровень доступности заемного капитала, высокие административные барьеры, высокую долю теневого бизнеса.
Однако несмотря на существующие сложности, мы наблюдаем позитивные сдвиги в АПК Северного Кавказа. В последнее время в регионе было анонсировано несколько очень крупных инвестиционных агропроектов. Это, несомненно, благоприятный фон, работающий на общее улучшение инвестклимата СКФО. При этом необходимо иметь в виду, что положительные изменения происходят в основном благодаря очень активной позиции государства, выделяющего значительные средства, в том числе в виде финансовых гарантий инвесторам.
Формирование узнаваемых брендов в агропромышленной сфере как часть комплексной программы маркетинга территорий СКФО — в принципе достаточно актуальная инициатива. Теоретически использование такого инструмента может способствовать увеличению узнаваемости продукции различных производителей округа. В перспективе это может упростить им доступ на потребительские рынки, как правило, сконцентрированные в других регионах. Однако необходимо учитывать, что создание сильного территориального бренда — достаточно сложный и скорее долгосрочный проект, реализовать который вряд ли возможно без решения целого комплекса других задач — в сфере расширения производства, развития инфраструктуры, логистики и т.д.