Поэтому необходимость особых мер по поддержке МСП в регионе всегда занимала важное место в декларациях властей. Однако система этой поддержки пока выстроена не слишком последовательно, полагает президент Общероссийской общественной организации «ОПОРА РОССИИ» Александр Калинин. Результативнее данная работа, по его мнению, может стать при более тесном взаимодействии бизнеса, предпринимательских объединений и государства.

Какие региональные отделения «ОПОРЫ РОССИИ» на Северном Кавказе вы считаете наиболее активными? Какие значимые проекты в сфере развития МСП реализованы ими за последние годы? 
Я бы не хотел выделять какое-то региональное отделение «ОПОРЫ РОССИИ» в СКФО. В каждом субъекте налажен конструктивный диалог с органами власти, представители организации входят в большинство действующих общественно-консультативных структур. А значит, есть возможность помогать бизнесу, и мы помогаем. Набирает обороты молодое отделение в Ингушетии. При этом тенденция роста числа сторонников и членов «ОПОРЫ» в регионах сохраняется. Следовательно, сам бизнес положительно оценивает нашу работу. Среди реализованных за последние пару лет проектов можно отметить оказание консультационной поддержки на безвозмездной основе в Ставропольском крае (проект «Бюро по защите прав предпринимателей»), развитие туристической отрасли в Карачаево-Черкесии, легализацию теневого сектора экономики в Дагестане.

Как вы оцениваете результаты действий федеральных и региональных властей по улучшению инвестиционного климата на Кавказе?
Для меня очевидно, что в СКФО ведется целенаправленная работа по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства и притока инвестиций. Существенную роль в этом, безусловно, играет Министерство по делам Северного Кавказа, курирующее стратегические вопросы социально-экономического развития в субъектах округа. При его участии проходят все ключевые мероприятия, связанные с повышением информированности местного бизнеса, в том числе о механизмах софинансирования инвестпроектов через региональные подпрограммы госпрограммы развития
СКФО, других мерах господдержки, реализуемых через Корпорацию развития МСП, АСИ и др.
Вместе с тем на Северном Кавказе присутствуют некоторая непоследовательность и неполнота принимаемых решений. На территории всех субъектов СКФО действуют «налоговые каникулы» для малого предпринимательства, но только в ряде из них реализована возможность использовать налоговую льготную ставку до 1% для упрощенной системы.
Остается проблемой и неадекватная рыночная кадастровая стоимость объектов недвижимости. При этом акцент в экономической политике регионов по-прежнему делается главным образом на крупном бизнесе, малому бизнесу внимания не хватает.

Стал ли за последнее время СКФО более открыт для бизнеса из других регионов? Или же принимаемые меры пока направлены на формирование комфортной деловой среды для собственных компаний?
С учетом действующего законодательства сложно представить, как можно сделать избирательным подход к созданию комфортной среды только для «своих». Экономическое пространство у нас открыто. При этом, безусловно, для формирования положительного инвестиционного имиджа необходимо сначала решить внутренние проблемы. Думаю, что органы государственной власти в субъектах должны быть рады любому инвестору, готовому в текущих условиях вкладывать деньги. Однако здесь есть один нюанс. В случае открытия в регионе предприятия компанией, которая зарегистрирована, например, в Москве, бюджет региона прирастет главным образом только за счет НДФЛ (рабочими местами), львиную часть налогов он просто не увидит.

малое и среднее предпринимательство.jpg

Насколько меры государственной поддержки бизнеса на Северном Кавказе способствуют ускорению роста в сегменте МСП? Много ли в округе примеров компаний малого предпринимательства, которые за последние годы прошли уже несколько стадий своего развития и укрупнения, став заметными игроками на своих рынках?
Предпринимательский лифт на Северном Кавказе пока еще недостаточно развит. Препятствует этому в первую очередь низкая доступность кредитных средств — деньги дорогие и короткие. Сейчас для сектора малого бизнеса ключевая задача — остаться на плаву, сохранить свои активы. Но при этом у инновационного сектора экономики имеется возможность пользоваться преференциями. Они есть как на региональном, так и на федеральном уровне, например по линии программы Фонда содействия инновациям.

В какой мере результаты деятельности отделений «ОПОРЫ РОССИИ» в СКФО зависят от взаимодействия с органами власти и местного самоуправления?
Безусловно, наличие открытого и, главное, конструктивного диалога между региональными отделениями «ОПОРЫ РОССИИ» и органами власти дают положительный результат. В таких условиях государство лучше слышит бизнес. В большинстве случаев на уровне руководства субъектов РФ есть понимание целей и задач «ОПОРЫ», и со своей стороны они оказывают содействие. Аналогичная ситуация на уровне муниципалитетов.
Однако необходимо понимать, что у органов самоуправления зачастую нет требуемой мотивации к развитию малого и среднего бизнеса. Для решения проблемы наша организация предложила перераспределить налоги с тем, чтобы увеличить поступления в местные бюджеты. Это было поддержано президентом страны и нашло отражение в соответствующем поручении.

Как налажено взаимодействие между «ОПОРОЙ РОССИИ» и институтами развития, работающими в СКФО, — Корпорацией развития Северного Кавказа и местными представительствами Агентства стратегических инициатив, а также Министерством по делам Кавказа? Какие совместные проекты реализованы?
«ОПОРА РОССИИ» выступает в качестве проверенного временем партнера для предпринимателя, у которого можно узнать, как получить поддержку со стороны государства. Институты развития такую помощь оказывают. Также мы принимаем участие в исследованиях, деятельности рабочих групп и проектных офисов Агентства стратегических инициатив, рекомендуем экспертов и даем свое видение по актуальным вопросам.
Совместно с Министерством по делам Северного Кавказа два года назад был проведен масштабный мониторинг предпринимательского и инвестиционного климата в субъектах СКФО. Было опрошено порядка 3 тыс. предпринимателей и определены ключевые проблемы. По итогам анализа в адрес руководителей органов власти направлены предложения по улучшению ситуации.

Сегодня на Кавказе реализуются или заявлены к реализации несколько якорных проектов, предполагающих формирование туристического, медицинского и транспортно-логистического кластеров. Как вы оцениваете реальный потенциал присоединения к этим проектам компаний сегмента МСП? 
Указанные проекты, находящиеся в данный момент в начале своего пути, очень важны не только для СКФО, но и для страны в целом. Кавказские Минеральные Воды, объединяющие природные богатства сразу нескольких регионов, остро нуждаются и в развитии, и в продвижении. Предполагаемое совмещение научной базы, высокотехнологичного оборудования и высококвалифицированного медицинского персонала позволит комплексно подойти к решению насущных вопросов здравоохранения.
А Каспийский хаб необходим, чтобы стать конкурентоспособным в торговом значении наряду с другими государствами Каспийского бассейна и не потерять налаженные контакты с Азербайджаном, Ираном, Казахстаном и Туркменистаном.

«ОПОРА РОССИИ» уже давно продвигает инициативу распространения системы страхования вкладов на предприятия МСП. Можете ли вы оценить эффект от реализации этой инициативы для малого и среднего предпринимательства СКФО? Насколько сильно данный сегмент пострадал от ухода с рынка значительной части региональных банков? Удалось ли заместить их услуги крупным универсальным банкам?
Согласно официальной статистике Банка России, за последние два года число кредитных организаций на Северном Кавказе существенно сократилось — на 35%, а в абсолютном выражении — с 26 до 17, число филиалов банков — с 93 до 51. Больше всего банков прекратили существование в Дагестане. Только у четырех банков головная организация находится в регионах, у остальных — за пределами СКФО. Для сравнения: лишь по официальным данным налоговой службы, общая численность субъектов малого и среднего предпринимательства на Кавказе превышает 200 тыс. Поэтому, безусловно, такая «чистка рядов» имеет отрицательную сторону: в случае закрытия банка добросовестный бизнес теряет свои активы, сбережения. Крупные универсальные банки надежны, но дороги, и добиться от них разъяснения причин отказа в кредитовании (решение принимается за пределами региона размещения) практически невозможно. Введение страхования остатков на счетах юридических лиц будет способствовать повышению уровня защищенности малого бизнеса и обеспечению гарантий выплаты зарплаты нашим работникам. 

Справка
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» создана в сентябре 2002 г. по инициативе представителей МСП. Сегодня в ее составе присутствует 85 региональных отделений от Калининграда до Камчатки. Организация объединяет в своих рядах более 450 тыс. человек, которые обеспечивают свыше 5 млн рабочих мест.

Досье
Александр Калинин. Родился в 1966 г. В 1989 г. с отличием окончил приборостроительный факультет Челябинского политехнического института по специальности «робототехника», квалификация «инженер-электромеханик». В 1991 г. основал предприятие в сфере оптовой и розничной торговли и экспортно-импортных операций. В 1998 г. инвестировал средства в создание производственной компании в области проектирования и производства систем управления электродвигателями. В 2002 г. выступил одним из учредителей «ОПОРЫ РОССИИ». В 2014 г. избран ее президентом.