В последние годы интерес российских и иностранных туристов к отдыху на Северном Кавказе устойчиво растет. Вместе с тем потенциал туриндустрии регионов СКФО используется не в полной мере, ее развитие сдерживает ряд факторов, в том числе дефицит качественной инфраструктуры. Подготовка стратегии, рассчитанной почти на 20 лет, поможет решить данную проблему. Современный инструментарий позволит сформировать и продвинуть положительный имидж округа. В свою очередь увеличение турпотока скажется на улучшении социально-экономических показателей за счет развития малого и среднего бизнеса, смежных отраслей, где откроется большое количество новых рабочих мест.

«Мы наблюдаем возрастающий интерес к Северному Кавказу со стороны российских и зарубежных туристов, — заявил министр РФ по делам СКФО Лев Кузнецов. — И мы видим, что для региона туризм — очень важное направление экономического развития, которое также позволяет сохранять и приумножать традиционный национальный колорит, способствует правильному позиционированию территории в нашей стране и за ее пределами. Поэтому необходимо четко определить перспективные направления развития отрасли в каждом субъекте СКФО. Нужно популяризировать горнолыжный туризм и создавать горнолыжные кластеры, модернизировать уникальную лечебную базу и повышать комфорт санаторно-курортного отдыха, продвигать пляжный и культурно-познавательный туризм, круизный туризм на Каспии».
Последние несколько лет на территории Северного Кавказа формируется масштабный туристический кластер, амбициозная цель которого — составить достойную конкуренцию лучшим мировым курортам. В то же время политику в области туризма каждый регион СКФО осуществлял и продолжает осуществлять самостоятельно с учетом собственного видения приоритетов. Теперь же предпринята попытка комплексного подхода, единого для всего округа. Разработка стратегии оказалась весьма кстати, поэтому в ее обсуждение активно включились и представители власти, и бизнесмены, и эксперты.

Архыз.jpg

Новые акценты
По мнению главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова, сфера туризма не может развиваться сама по себе, она носит межотраслевой характер. Следовательно, в процесс необходимо вовлечь много смежных направлений: транспорт, общественное питание и торговлю, индустрию развлечений, культуру, безопасность и другие. «Стратегия должна в полной мере учитывать мировые и общероссийские тенденции. Не ущемляя интересы регионов, лидирующих в развитии туризма, нужно подумать о смещении акцентов в сторону новых турнаправлений», — уверен Евкуров.
В качестве примера он привел собственную республику. После принятия постановления Правительства РФ о создании Северо-Кавказского туристического кластера началось развитие рекреационных зон Ингушетии. «У нас хороший показатель по турпотоку с 2010 года. За девять месяцев текущего года в регионе отдохнуло более 50 тыс. человек — на 8 тыс. больше, чем за весь 2016 год, — сообщил руководитель. — Важным фактором является наличие инфраструктуры: качественной и доступной дорожной сети, мест размещения, учреждений досуга, кадров. Турпоток вырос бы еще при условии включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО природного заповедника «Эрзи» и Джейрахско-Ассинского историко-архитектурного музея-заповедника, где расположено более двух тысяч объектов культурного и исторического наследия, а также придания международного статуса аэропорту Магас.
Размах и красота. В Чечне уже сейчас весьма популярен событийный туризм. Представитель комитета по туризму Правительства ЧР Исмаил Шовхалов подтвердил, что в республику приезжает большое количество гостей именно ради крупных мероприятий. Одно из них — новый фестиваль на главной площади Грозного «Шашлык-машлык», который власти планируют сделать ежегодным. В нынешнем году фестиваль посетило более 5 тыс. человек, что свидетельствует о его безусловной востребованности.
Другой праздник, собирающий тысячи зрителей, — День чеченского языка, во время которого можно ознакомиться с культурой, традиционным бытом, колоритом чеченского народа и принять участие в интересных развлекательных программах. Никого не оставляет равнодушным фестиваль «Бенойская весна», ставший важным инструментом пропаганды богатейшей культуры и истории чеченцев.
«Столица республики поражает своим размахом и красотой, — настаивает мэр Грозного Муслим Хучиев. — Именно здесь находятся самая большая в Европе мечеть «Сердце Чечни», комплекс самых высотных в СКФО зданий «Грозный-Сити», один из самых больших стадионов юга России «Ахмат-Арена», самый большой цветочный парк. Самое высокое здание Европы — 400-метровая башня «Ахмат» — тоже возводится у нас. Регион является удобной площадкой для занятий альпинизмом, рафтингом, парапланерным спортом. Для поклонников зимних видов спорта скоро распахнет свои двери всесезонный горнолыжный курорт «Ведучи», строительство которого идет активными темпами. Сегодня туриндустрия в Чечне — одна из самых перспективных и динамично развивающихся отраслей экономики».

Четыре главных продукта
По оценке исполнительного директора Российской ассоциации туроператоров Майи Ломидзе, на Ставрополье туризм имеет шансы превратиться в одну из главных отраслей. Флагманом развития всего края способны стать Кавказские Минеральные Воды.
«Необходимо проработать четыре главных продукта, которые способны увеличить турпоток на КМВ и помогут региону выйти на новый уровень, — полагает министр экономического развития СК Валерий Сизов. — Первый — это событийный ряд: хороших информационных поводов сейчас в крае явно мало. Второй — элитный медицинский, лечебно-оздоровительный продукт. Третий — специализированный медицинский продукт. И четвертый — деловой туризм. Для этого нужно приложить максимум усилий, в том числе финансовых».

Архыз

Точки притяжения
В рамках работы над стратегией Минкавказа провело конкурс на подготовку данного документа. Победителем признан Финансовый университет при Правительстве РФ. Его ректор Михаил Эскиндаров рассказал, что составлен план проведения масштабной исследовательской и аналитической работы по изучению туристского потенциала СКФО. Предполагается проанализировать динамику и структуру турпотока в округе, развитие основных видов туризма, состояние объектов инфраструктуры, чтобы определить якорные дестинации, точки роста или притяжения для гостей из России и зарубежья.
Также в планах — проведение в ноябре научно-практической конференции. Один из вопросов — создание на базе Финансового университета специального научно-образовательного центра, который в дальнейшем будет использовать опыт развития туристской инфраструктуры СКФО для других регионов страны.

Картина будущего
В начале октября о судьбе стратегии говорили участники межведомственной рабочей группы при Минкавказа. Они обсудили «дорожную карту» для определения и выбора якорных дестинаций в каждом из семи субъектов СКФО, а также критерии мониторинга и сбора информации для подготовки документа.
«Мы планируем выявить главные конкурентные преимущества регионов Северного Кавказа, определить центры и направления развития туризма, проанализировать лучший отечественный и мировой опыт и составить картину будущего для отрасли. Это позволит сконцентрировать усилия на наиболее перспективных дестинациях как со стороны государства, так и для бизнеса», — прокомментировала заместитель руководителя Минкавказа Ольга Рухуллаева.
Рабочая группа согласовала план выездных экспертных сессий в субъектах СКФО. В течение октября состоялось знакомство со всеми потенциальными якорными дестинациями, изучение предложенных туристических программ и действующих маршрутов, а также социально-экономического обоснования развития данных территорий.
Финальным мероприятием до презентации документа в Правительстве РФ станет стратегическая сессия на площадке Финансового университета, которая пройдет в ноябре с участием экспертов отрасли и представителей регионов. Выявленные якорные дестинации в сегментах горнолыжного, этнографического, сельского, гастрономического, событийного, морского, круизного, пляжного, экологического и делового видов туризма Северного Кавказа планируется поднять до эталонных образцов международного уровня. 

Архыз

Вопросы стратегические и частные
АО «Курорты Северного Кавказа» представило ход подготовки Стратегии развития всесезонного горнолыжного курорта «Архыз» до 2025 года, разрабатываемой по поручению первого заместителя министра РФ по делам Северного Кавказа Одеса Байсултанова.
Документ будет содержать концептуальные основы и этапы перспективного развития «Архыза», потребности в общей и горнолыжной, гостиничной инфраструктуре, требования к сектору общественного питания и объектам размещения, коммерческим объектам, другие нормативные стандарты.
В числе конечных целей — увеличение среднего периода пребывания туристов на курорте за счет создания новых разносторонних досуговых площадок, рост турпотока и в конечном итоге создание привлекательного образа Северного Кавказа через формирование и продвижение качественно нового регионального турпродукта.
«Для настоящей эффективности ВТРК «Архыз» необходимо смотреть на вектор его развития не только стратегически, но и в частности. Обобщенные стратегические подходы должны сопровождать четкие и подробные регламенты функционирования составляющих инфраструктуры курорта, особенно для объектов сервиса и досуга, вплоть до инструкций по составлению меню или визуальному оформлению формы персонала. Нужно создавать инфраструктуру, максимально востребованную туристами, привлекать их, а значит, обеспечивать операционную рентабельность и возврат инвестиций. Эта задача общая — как управляющей компании, так и резидентов особой экономической зоны. Все вместе мы должны быть нацелены на оптимизацию государственного участия в проекте через привлечение частных инвестиций. Бизнес наиболее активно подключается к проектам там, где максимально понятно и доступно обозначены условия работы», — прокомментировал Одес Байсултанов.
Он также отметил важность интеграции общекавказской культурной и гастрономической тематики на всей территории «Архыза»: на сувенирных ярмарках, в зонах питания и развлечения. Отдельное пожелание — создание широких возможностей досуга для детей как в зимний, так и в летний период.
ВТРК «Архыз» — самый динамично развивающийся из курортов, входящих в туристический кластер СКФО. С момента ввода в эксплуатацию в декабре 2013 года на нем побывало уже свыше 0,5 млн человек. При этом динамика увеличения числа посетителей от сезона к сезону составила 25% по итогам 2015 года и 30% — по итогам 2016-го. АО «Курорты Северного Кавказа» прогнозирует, что в 2017 году рост достигнет 35-40%.

Канатная дорога из Франции на Кавказ
АО «Курорты Северного Кавказа», АО «Корпорация развития Северного Кавказа» и французская компания «ПОМА С.А.С.» создадут совместное предприятие по производству и строительству канатных дорог для горнолыжных курортов. Соглашение о сотрудничестве в рамках этого проекта подписали в Москве заместитель генерального директора «КСК» Рустам Тапаев, генеральный директор «КРСК» Сергей Харитонов и президент Совета директоров «ПОМА С.А.С.» Жан Сушаль.
«ПОМА» — один из ведущих мировых лидеров на рынке разработки, поставки, изготовления, эксплуатации и обслуживания канатных транспортных систем. Начиная с 1936 года с применением технологии и оборудования компании было построено более 8 тыс. канатных дорог.
Нынешний проект планируется реализовать в три этапа. На первом этапе на базе локализованного производства предстоит создать учебный центр, специализирующийся на обучении сотрудников в области проектирования, строительства, эксплуатации и технического обслуживания канатных дорог. Здесь будут проводиться подготовка, аттестация, повышение квалификации руководящего состава и профильных специалистов — технического и электротехнического персонала, персонала в области гражданского строительства и др.
На втором этапе предполагается создание производственных мощностей для сборки компонентов канатных транспортных систем, поставляемых компанией «ПОМА». Организация сборки с наличием склада запасных частей будет способствовать формированию логистической платформы, оперативному и качественному обслуживанию объектов канатных дорог на курортах Северного Кавказа.
Создание локализованного сборочного производства станет конечной целью проекта. Это позволит обеспечить выпуск компонентов канатных транспортных систем для обслуживания потребностей всесезонных туристско-рекреационных комплексов в СКФО, а также экспорт продукции за пределы России.
«ПОМА» хорошо знакома с механизмами взаимодействия с государством на примере совместного предприятия в Алжире, работающего в режиме долгосрочных обязательств и безопасной эксплуатации уже три года. Это свидетельство взаимоотношений, в которых люди доверяют друг другу и уверены в своих возможностях реализовать историю успеха, эффективности и создания предмета гордости. Я буду очень рад вскоре увидеть на новых канатных дорогах знак «Сделано в России», — подчеркнул Жан Сушаль.