Итоги 2017 года позволяют утверждать, что в экономике Северного Кавказа начинается новый этап, который будет основан уже не на гипотезах об инвестиционном потенциале региона, а на историях успеха конкретных проектов, которые стартовали в рамках обозначенных государством приоритетов. Безусловно, СКФО еще долго будет по инерции восприниматься как территория с известной спецификой делового климата, но преодолеть критические сомнения как российского, так и зарубежного бизнеса в его перспективах уже удалось бесповоротно.

инвестиции.jpg

Трансформация мегапроектов
«Северный Кавказ через десять лет — это место притяжения инвестиций, туристический курорт мирового уровня, а также центр медицинского туризма, регион производства экологически чистой продукции», — заявил министр по делам СКФО Лев Кузнецов в ходе IV Международного форума Финансового университета при Правительстве РФ. По его словам, стратегической целью на сегодняшнем этапе остается рост собственной доходной базы субъектов округа и доходов населения через ускоренное развитие экономики, привлечение инвестиций и расширение предпринимательской активности, создание новых отраслей и рабочих мест. При этом Кузнецов подчеркнул, что ряд стратегических преимуществ Кавказа может быть реализован только в рамках больших общих проектов.
2017 год вновь хорошо продемонстрировал, как за очень короткое время изменился подход к реализации на Северном Кавказе якорных инвестпроектов стоимостью в десятки миллиардов рублей. Ключевыми аспектами таких проектов теперь являются проработанность и обоснованность, позволяющие избежать повторения ситуаций, когда громадные средства буквально закапывались в землю.
Характерным примером принципа «семь раз отмерь» в действии является возрождение Тырныаузского горно-обогатительного комбината (ГОК) в Кабардино-Балкарии, о котором говорится уже много лет. Добыча на некогда крупнейшем в СССР месторождении вольфрама и молибдена по-прежнему не возобновлена, но уже предприняты важнейшие шаги для того, чтобы это наконец произошло.
Прежде всего была разработана финансово-экономическая модель проекта, которая позволила предварительно оценить его стоимость в 20 млрд рублей, из которых 5 млрд составят средства госпрограммы развития СКФО до 2025 года. Такая модель финансирования предрешила то, что в 2017 году восстановление Тырныаузского ГОКа стало третьим стратегическим проектом Министерства по делам Северного Кавказа наряду с инновационным медицинским кластером в Кавминводах и Каспийским транспортно-логистическим комплексом.

завод.jpg

Кроме того, принято принципиальное решение о возведении совершенно нового завода «Каббалквольфрам», который будет потреблять сырье с месторождения вместо первоначально запланированного выноса из Нальчика завода «Гидрометаллург». К октябрю 2017 года строительство профинансировано более чем на 40% и должно завершиться к концу 2019-го. К этому времени уже должна сложиться модель взаимодействия остальных участников проекта восстановления Тырныаузского ГОКа — госкорпорации «Ростех», компании «Вольфрам» и Корпорации развития Северного Кавказа (КРСК).
Столь же планомерно продвигалась и реализация двух других мегапроектов Минкавказа.
Медкластер в Кавминводах в 2017 году окончательно определился с «пропиской» — его основные объекты будут построены на территории Карачаево-Черкесии, неподалеку от знаменитых Медовых водопадов. В ноябре КРСК объявила открытый конкурс на проектирование объектов капитального строительства и инженерной инфраструктуры в рамках кластера. Знаковые для этого проекта соглашения подписали на площадке Петербургского международного экономического форума КРСК и компании, представляющие в России крупнейших в мире поставщиков продуктов и услуг в сфере здравоохранения — Siemens Healthineers в РФ и GE Healthcare (подразделение корпорации General Electric).

порт.jpg

Важнейшим событием 2017 года для проекта Каспийского транспортно-логистического комплекса (Каспийского хаба) стало принятие Правительством РФ Стратегии развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Этот документ дал вполне наглядное представление о деталях реализации портового мегапроекта.
На первом, подготовительном этапе (2018-2019 годы) будет сформирована необходимая нормативно-правовая, экономическая, организационная и проектная основа. Основной этап (2020-2025 годы) предусматривает строительство и запуск проектов развития каспийских портов (Махачкала, Астрахань, Оля), в том числе новой портовой инфраструктуры, судостроения, промышленных кластеров. В числе приоритетов — возведение на основе государственно-частного партнерства нового морского глубоководного порта предположительно в районе дагестанского Каспийска. На третьем, перспективном этапе (2026-2030 годы) предполагается развитие созданной инфраструктуры, наращивание торгово-экономических связей с прикаспийскими государствами.
«Основная задача стратегии — интегрировать российские порты на Каспии в главные транспортные коридоры международной торговли, образующие единый транспортный узел в Каспийском бассейне. Это будет способствовать выходу наших товаров на рынки Ирана, а также стран Персидского залива и Индии», — полагает председатель совета директоров КРСК Одес Байсултанов.
С развитием Каспийского хаба, безусловно, связаны и кадровые назначения в Дагестане, который станет важнейшей точкой в реализации данного проекта. Назначение врио главы республики Владимира Васильева, фигуры из «высшей лиги» российской политики, говорит о том, что федеральный центр намерен резко усилить свое присутствие в этом регионе. Без дела не остался и предшествующий руководитель Дагестана Рамазан Абдулатипов, ставший спецпредставителем президента РФ по вопросам гуманитарного и экономического сотрудничества с прикаспийскими государствами.

Туризм тиражирует опыт
Главной точкой на карте северо-кавказского туризма в 2017 году стала Чечня, где вошли в завершающую стадию работы по строительству первой очереди горнолыжного курорта «Ведучи» — третьего полноценного объекта туркластера СКФО. Усилия, предпринятые руководством республики по его продвижению, могут стать образцом для других субъектов, и не только на Кавказе.
Торжественное открытие курорта запланировано на 20 января. В нынешнем сезоне туристам будут доступны одна трасса километровой протяженности и кресельная канатная дорога длиной более 800 метров на южном склоне, которая сможет перевозить до 1200 человек в час. По оптимистичным прогнозам, зимой 2017/2018 должны принять гостей первая гостиница и несколько шале, оформленных в традиционном вайнахском стиле.
По сути, «Ведучи» сейчас идет по пути «Архыза» в Карачаево-Черкесии — пилотного курорта в рамках туркластера, который за несколько сезонов стал одним из самых популярных мест отдыха туристов из близлежащих регионов. В преддверии начавшегося горнолыжного сезона АО «Курорты Северного Кавказа» установило на курорте первую секцию канатной дороги на северо-ориентированном склоне туристической деревни Романтик. Ввод новых объектов инфраструктуры помог соединить сетью трасс и канатных дорог южный и северный склоны Архыза и вдвое увеличить зону катания.
Опыт Архыза дал возможность разработать модель эталонного курорта Северного Кавказа, которая учитывает необходимый объем государственных инвестиций, позволяющий ему быть самодостаточным, создавать условия для привлечения частных средств и представлять интерес для самого туриста. Основные характеристики такого курорта привел на мартовском заседании правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО Лев Кузнецов. Протяженность трасс должна быть не меньше 30 км, количество мест размещения — от двух до шести, число подъемников — не менее четырех. При таких показателях турпоток достигает 350 тыс. человек в год, что позволяет выйти на уровень самоокупаемости и сконцентрироваться на частных инвестициях в инфраструктуру и на различных видах деятельности курорта.
Еще одно знаковое событие года в сфере туризма СКФО — открытие в начале июня новой набережной в дагестанском Дербенте, который на протяжении десятилетий фактически был повернут к морю спиной. Принципиальное решение вопрос о строительстве набережной получил лишь в рамках празднования 2000-летнего юбилея города в 2015 году, а сами работы заняли всего несколько месяцев. В результате один из старейших городов России приобрел многофункциональный рекреационный комплекс на площади 8,6 га протяженностью почти 800 метров, где единовременно могут отдыхать почти 4 тыс. человек.

медкластер в Кавминводах.jpg

На глазах меняется и качество отдыха на Кавминводах, которые принимают уже около 1 млн туристов в год. Этому способствовало системное решение, принятое в конце 2016 года: премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о комплексном плане развития Кисловодска до 2030 года.
А в следующем году у курортов КМВ должен появиться новый источник средств на развитие инфраструктуры — поступления от курортного сбора, который в порядке эксперимента будет взиматься с отдыхающих. «По итогам проведения эксперимента ожидается качественное улучшение курортной инфраструктуры, что, безусловно, повысит привлекательность отечественных курортов как внутри страны, так и за ее пределами, а также существенным образом повлияет на уровень комфортности отдыха и приблизит его к международным стандартам», — прокомментировал заместитель министра по делам Северного Кавказа Олег Хацаев.

Расширение реального сектора
Промышленность и сельское хозяйство СКФО продемонстрировали темпы роста, значительно опережающие среднероссийские показатели. По итогам первого полугодия 2017 года общий индекс промышленного производства в округе составил 106,9% к аналогичному периоду 2016-го, тогда как в целом по стране — 102%. Производство сельхозпродукции увеличилось на 5,1% (по РФ — всего на 0,2%). Доля регионов Северного Кавказа в общероссийском сельхозпроизводстве оценивается в 6,8%.
Тем не менее реализация принципиальных для СКФО инвестпроектов в промышленности и АПК по-прежнему зависит от уровня господдержки их инициаторов, поэтому в 2017 году было принято решение об увеличении уставного капитала Корпорации развития Северного Кавказа на 2,3 млрд рублей. При этом стало более тесным взаимодействие между корпорацией и Минкавказом после того, как министерство получило полномочия по осуществлению от имени Российской Федерации прав акционера КРСК.
До 2020 года КРСК планирует профинансировать около 16 проектов, направленных на развитие реального сектора экономики СКФО, с общим объемом инвестиций более 14,2 млрд рублей. В 2017 году для поддержки корпорацией отобрано 11 проектов на сумму более 13 млрд рублей, из которых только 30% составят инвестиции КРСК, а остальное — частные средства.
«Корпорация использует два механизма поддержки. Мы можем давать займы или входить в капитал предприятий, а после достижения окупаемости, по обоюдному согласию с инициатором проекта, выходить из капитала и реинвестировать средства в другие приоритетные инвестпроекты. Портфель таких проектов уже сегодня достаточно обширен», — прокомментировал генеральный директор КРСК Сергей Харитонов.
В качестве примеров проектов, реализуемых с использованием средств госпрограммы развития СКФО до 2025 года, можно привести два предприятия в Ингушетии. В 2017 году в этой республике началось создание крупного комплекса по выращиванию и глубокой переработке мяса индейки, а также строительство второй очереди завода по выпуску алюминиевых профилей «РИАК». Деньги из федерального бюджета в размере 500 млн рублей поступили в региональную Корпорацию развития и были направлены на реализацию данных проектов.
Принципиально новым для Северного Кавказа проектом уже в следующем году может стать совместное предприятие «Российские канатные дороги» с участием французской компании POMA S.A.S. — одного из ведущих мировых производителей горнолыжной инфраструктуры, чье оборудование широко используется на курортах туркластера СКФО. Специалисты из Франции побывали на ведущих заводах округа и сейчас прорабатывают возможности использования этих площадок для локализации производства компонентов канатных дорог.
В одном ряду с государственным институтом развития уже готовы выступать и частные структуры с аналогичными функциями. На Петербургском международном экономическом форуме-2017 было подписано соглашение о сотрудничестве между КРСК и компанией «Да Винчи Капитал». Речь идет о планах создания инвестиционного фонда для поддержки в субъектах СКФО агропроектов. В приоритете — растениеводство, животноводство, рыбная промышленность, а также инфраструктура АПК, в том числе овощехранилища, зерновые элеваторы и морские зерновые терминалы. «Для нас это первый проект с региональной составляющей, ранее мы сотрудничали только с компаниями федерального уровня», — признался управляющий партнер ООО «Да Винчи Капитал» Сергей Железко.
Всего на ПМЭФ-2017 заключено 11 соглашений и два договора между институтами развития, властями субъектов СКФО с ведущими компаниями, российскими регионами и вузами. По всем параметрам это было самое успешное выступление Северного Кавказа на Питерском форуме.