В презентованном на Петербургском международном экономическом форуме рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России, традиционно составленном Агентством стратегических инициатив, не нашлось места ни одному субъекту Северного Кавказа. Тем не менее, как отмечает руководитель представительства АСИ в СКФО Магомед Шейхов, динамика настраивает на мажорный лад: все территории округа либо укрепили свой индекс, либо сохранили его. В случае продолжения нынешних тенденций работа инвесторов на Кавказе уже в ближайшее время существенно облегчится.

Три года назад все очень радовались, что Северо-Кавказский регион попал в двадцатку рейтинга АСИ. Тогда это была Чечня, повторившая успех год спустя. В 2017-м и 2018-м ни один субъект СКФО не вошел в рейтинг. Говорит ли это о том, что инвестиционная привлекательность Кавказа снижается?
Давайте все же определимся с понятиями. Рейтинг оценивает в первую очередь те усилия и условия, которые для благоприятной работы бизнеса создает власть. То есть лидерство в рейтинге ни в коем случае не означает, что к вам завтра начнут сбегаться состоятельные инвесторы. А вот в том, насколько комфортно бизнесу здесь работается, как быстро можно получить земельный участок и начать строительство, как подключиться к необходимым мощностям по электроэнергии, газу, воде, как оформить юрлицо и пройти необходимые проверки, рейтинг позволяет сделать достаточно серьезный вывод.
Сегодня можно говорить, что в субъектах СКФО с этим есть определенные проблемы, но для их решения проводится большой объем работы. Многие бизнесмены продолжают жаловаться на административное давление, большое количество проверок, которые отвлекают от работы и могут привести к потере прибыли или даже к закрытию предприятия. Однако в той или иной мере эти проблемы характерны для всей страны. Нельзя сказать, что на Северном Кавказе для инвесторов не создаются условия. Я точно знаю: как только какой-то крупный бизнес решается на проект в регионах СКФО, главы тут же спешат ухватиться за эту возможность, сразу же встречаются, дают мобильный телефон, чтобы можно было в любой момент обратиться напрямую и решить возникшую проблему. Обязательно назначается ответственный человек, который за руку водит инвестора, чтобы его нигде не притормозили или, того хуже, не обидели.
У подобной модели есть как плюсы, так и минусы. Если в регионах, где работа с инвесторами поставлена на поток, это система, то у нас все часто решается в режиме ручного управления. Конечно, в рейтинге будут выше те субъекты, которые действуют по первой модели.

АСИ в СКФО.jpg

Согласно политике АСИ озвучивается только лучшая двадцатка рейтинга. Но вы как представитель агентства, непосредственно занимающегося оценкой регионов, можете сказать: субъекты Северного Кавказа ближе к лидерам или к аутсайдерам?
Я не могу называть конкретные места северокавказских регионов, да и для меня важнее другое — динамика, а она положительная. По сравнению с 2017 годом все субъекты СКФО набрали больше баллов либо сохранили свои позиции, а Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия совершили настоящий прорыв, поднявшись вверх на десяток пунктов.
Рейтинг АСИ составляется уже на протяжении пяти лет. Методология понятна, соответственно, регионы имеют возможность добирать баллы по конкретным позициям и целенаправленно работать на свое место в рейтинге, конкуренция в нем постоянно растет, и занимать высокие места все труднее. Мы в АСИ говорим: «Даже если ты хочешь оставаться на месте, тебе нужно бежать быстро. А если ты хочешь двигаться вверх, тебе нужно бежать быстрее тех, кто бежит быстро». У северокавказских территорий это получается пока не всегда, но то, что они бегут, — уже положительный результат всего проекта.

Чем обусловлен прогресс в инвестиционной привлекательности КБР и КЧР?
В Кабардино-Балкарии серьезно улучшились показатели, связанные с процедурами лицензирования, — они и дали ключевой толчок для роста. Повысилась эффективность процедур подключения к сетям электроэнергии, упростился порядок постановки земельных участков на кадастровый учет. А в Карачаево-Черкесии значительно выросла эффективность работы механизмов по поддержке предпринимателей, снизилось административное давление на бизнес.

Давайте поговорим о других проектах АСИ. Вы уже год работаете в нынешней должности. Успели для себя и для представительства сформулировать основные приоритеты?
На самом деле я работаю с северокавказскими регионами гораздо дольше, и даже профиль — инвестиционная политика — за мной сохранился. Просто раньше это было в рамках Минкавказа, а теперь — в рамках АСИ. Наши приоритеты были сформулированы еще в самом начале деятельности представительства пять лет назад, а я  всего лишь следую им и стараюсь, чтобы все наши проекты были максимально эффективны и полезны.
В этом плане роль АСИ в целом сводится к созданию некоего универсального интеграционного пространства, когда каждый регион может предложить какую-то инициативу, а мы, детально проработав ее и проконсультировавшись с максимальным числом потенциальных интересантов, могли бы тиражировать такой проект для всех субъектов. В данное русло, например, четко вписывается проект целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности.
Целевая модель — комплекс факторов обеспечения благоприятного инвестклимата по 12 направлениям, для каждого из которых определены целевое значение и показатели оценки его достижения.
Если вкратце, то мы выявляем в регионах (преимущественно в тех, которые находятся в топе рейтинга инвестпривлекательности) модели, помогающие им создавать комфортные условия для бизнеса. Затем проводим экспертные сессии, в том числе с профильным федеральным министерством, а также с региональными правительствами. На выходе получаются уникальные и в то же время универсальные пошаговые «дорожные карты», как и что должен делать субъект.

В последнее время президент России Владимир Путин все чаще говорит о кадровой проблеме, называя ее едва ли не ключевой для экономического развития страны. АСИ предложило свое решение этой проблемы. В чем его суть?
Мы говорим о том, что для эффективной подготовки кадров нужно выстроить эффективный треугольник «власть — предприятия — учебные заведения». В данной схеме власть должна выступать регулятором и посредником, а предприятия — активно участвовать в подготовке специалистов, в том числе и на собственной базе. Это как раз то самое дуальное образование, которое показало свою эффективность в Советском Союзе, когда значительная часть учебного процесса проходила непосредственно на предприятиях под руководством опытных наставников. Сейчас такие вузы, как Северо-Кавказский федеральный университет, Северо-Осетинский государственный университет, Дагестанский государственный технический университет, активно включились в работу, открывают у себя совместно с предприятиями базовые кафедры, привлекают на ставки преподавателей опытных практиков, организуют открытые защиты проектов и дипломов для студентов прямо на заводах. АСИ со своей стороны готово дать регионам СКФО конкретные механизмы того, как правильно организовать процесс, в том числе с использованием опыта других субъектов.

Агентство презентовало лучшие региональные практики и предоставляет их регионам через «Магазин верных решений». В чем суть практик и многие ли территории Северного Кавказа пользуются ими?
Идея создания «Магазина верных решений» появилась по итогам Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов РФ. Наша задача — не просто сохранить практики, но и начать их тиражировать. При этом важно доработать каждую из них и упаковать в «дорожную карту». Ресурс также включает в себя технологию дистанционного обучения. Помимо успешных практик в «магазине» представлены отраслевые модели с готовыми решениями, стандартами и правилами, которые регионы смогут применять для отдельных сфер экономики.
На Северном Кавказе особенно интересными представляются решения в туристической отрасли. Субъекты СКФО обратили внимание на кейс «Отдыхай дома» (Рязанская область) и концепцию развития туристическо-рекреационного кластера (Республика Удмуртия), на практики модернизации городского хозяйства и повышения энергоэффективности, работы с отходами. На сегодня соглашение об использовании ресурсов «Магазина верных решений» подписано с пятью регионами СКФО.

Сейчас вы активно реализуете сразу несколько социальных проектов. Расскажите о наиболее значимых. Какие регионы в них наиболее активны?
По программе «Наставник» мы уже провели региональный этап конкурса, и лидеры северокавказских субъектов решили: независимо от того, как сложится судьба проекта в масштабах страны, в СКФО мы продолжим его реализовывать, учитывая важность решаемых задач. Этап конкурса проводил Ставропольский край, активно включилась Северная Осетия. В Махачкале при непосредственном участии АСИ уже нынешним летом должен появиться ресурсный центр для людей с ограниченными возможностями. Он станет функционировать по принципу «единого окна»: человек с инвалидностью в максимально комфортной обстановке сможет разом оформить здесь все необходимые документы. Как только первый такой объект будет создан, мы начнем работу с другими субъектами СКФО.
Дагестан также стал пилотным регионом по внедрению стандартов волонтерского движения. Именно в реализации социальных проектов территории Северного Кавказа выступают как одни из лидеров в России.

Магомед Шейхов.jpg

Досье
Магомед Шейхов родился в 1989 г. в Махачкале. В 2011 г. окончил факультет мировой политики Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, в 2013 г. — магистратуру Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина. Занимал различные должности в органах госвласти, в статусе эксперта сопровождал приоритетные проекты в Центре проектного менеджмента РАНХиГС при президенте РФ. В Минкавказе РФ работал советником, и.о. начальника отдела поддержки программ развития малого бизнеса департамента инвестиционных проектов, начальником отдела организации международных связей департамента международного сотрудничества. Сейчас — руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в СКФО. Преподает в МГУ им. М. В. Ломоносова и РАНХиГС при президенте РФ.