Давайте все же определимся с понятиями. Рейтинг оценивает в первую очередь те усилия и условия, которые для благоприятной работы бизнеса создает власть. То есть лидерство в рейтинге ни в коем случае не означает, что к вам завтра начнут сбегаться состоятельные инвесторы. А вот в том, насколько комфортно бизнесу здесь работается, как быстро можно получить земельный участок и начать строительство, как подключиться к необходимым мощностям по электроэнергии, газу, воде, как оформить юрлицо и пройти необходимые проверки, рейтинг позволяет сделать достаточно серьезный вывод.
Сегодня можно говорить, что в субъектах СКФО с этим есть определенные проблемы, но для их решения проводится большой объем работы. Многие бизнесмены продолжают жаловаться на административное давление, большое количество проверок, которые отвлекают от работы и могут привести к потере прибыли или даже к закрытию предприятия. Однако в той или иной мере эти проблемы характерны для всей страны. Нельзя сказать, что на Северном Кавказе для инвесторов не создаются условия. Я точно знаю: как только какой-то крупный бизнес решается на проект в регионах СКФО, главы тут же спешат ухватиться за эту возможность, сразу же встречаются, дают мобильный телефон, чтобы можно было в любой момент обратиться напрямую и решить возникшую проблему. Обязательно назначается ответственный человек, который за руку водит инвестора, чтобы его нигде не притормозили или, того хуже, не обидели.
У подобной модели есть как плюсы, так и минусы. Если в регионах, где работа с инвесторами поставлена на поток, это система, то у нас все часто решается в режиме ручного управления. Конечно, в рейтинге будут выше те субъекты, которые действуют по первой модели.
Я не могу называть конкретные места северокавказских регионов, да и для меня важнее другое — динамика, а она положительная. По сравнению с 2017 годом все субъекты СКФО набрали больше баллов либо сохранили свои позиции, а Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия совершили настоящий прорыв, поднявшись вверх на десяток пунктов.
Рейтинг АСИ составляется уже на протяжении пяти лет. Методология понятна, соответственно, регионы имеют возможность добирать баллы по конкретным позициям и целенаправленно работать на свое место в рейтинге, конкуренция в нем постоянно растет, и занимать высокие места все труднее. Мы в АСИ говорим: «Даже если ты хочешь оставаться на месте, тебе нужно бежать быстро. А если ты хочешь двигаться вверх, тебе нужно бежать быстрее тех, кто бежит быстро». У северокавказских территорий это получается пока не всегда, но то, что они бегут, — уже положительный результат всего проекта.
В Кабардино-Балкарии серьезно улучшились показатели, связанные с процедурами лицензирования, — они и дали ключевой толчок для роста. Повысилась эффективность процедур подключения к сетям электроэнергии, упростился порядок постановки земельных участков на кадастровый учет. А в Карачаево-Черкесии значительно выросла эффективность работы механизмов по поддержке предпринимателей, снизилось административное давление на бизнес.
На самом деле я работаю с северокавказскими регионами гораздо дольше, и даже профиль — инвестиционная политика — за мной сохранился. Просто раньше это было в рамках Минкавказа, а теперь — в рамках АСИ. Наши приоритеты были сформулированы еще в самом начале деятельности представительства пять лет назад, а я всего лишь следую им и стараюсь, чтобы все наши проекты были максимально эффективны и полезны.
В этом плане роль АСИ в целом сводится к созданию некоего универсального интеграционного пространства, когда каждый регион может предложить какую-то инициативу, а мы, детально проработав ее и проконсультировавшись с максимальным числом потенциальных интересантов, могли бы тиражировать такой проект для всех субъектов. В данное русло, например, четко вписывается проект целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности.
Целевая модель — комплекс факторов обеспечения благоприятного инвестклимата по 12 направлениям, для каждого из которых определены целевое значение и показатели оценки его достижения.
Если вкратце, то мы выявляем в регионах (преимущественно в тех, которые находятся в топе рейтинга инвестпривлекательности) модели, помогающие им создавать комфортные условия для бизнеса. Затем проводим экспертные сессии, в том числе с профильным федеральным министерством, а также с региональными правительствами. На выходе получаются уникальные и в то же время универсальные пошаговые «дорожные карты», как и что должен делать субъект.
Мы говорим о том, что для эффективной подготовки кадров нужно выстроить эффективный треугольник «власть — предприятия — учебные заведения». В данной схеме власть должна выступать регулятором и посредником, а предприятия — активно участвовать в подготовке специалистов, в том числе и на собственной базе. Это как раз то самое дуальное образование, которое показало свою эффективность в Советском Союзе, когда значительная часть учебного процесса проходила непосредственно на предприятиях под руководством опытных наставников. Сейчас такие вузы, как Северо-Кавказский федеральный университет, Северо-Осетинский государственный университет, Дагестанский государственный технический университет, активно включились в работу, открывают у себя совместно с предприятиями базовые кафедры, привлекают на ставки преподавателей опытных практиков, организуют открытые защиты проектов и дипломов для студентов прямо на заводах. АСИ со своей стороны готово дать регионам СКФО конкретные механизмы того, как правильно организовать процесс, в том числе с использованием опыта других субъектов.
Идея создания «Магазина верных решений» появилась по итогам Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов РФ. Наша задача — не просто сохранить практики, но и начать их тиражировать. При этом важно доработать каждую из них и упаковать в «дорожную карту». Ресурс также включает в себя технологию дистанционного обучения. Помимо успешных практик в «магазине» представлены отраслевые модели с готовыми решениями, стандартами и правилами, которые регионы смогут применять для отдельных сфер экономики.
На Северном Кавказе особенно интересными представляются решения в туристической отрасли. Субъекты СКФО обратили внимание на кейс «Отдыхай дома» (Рязанская область) и концепцию развития туристическо-рекреационного кластера (Республика Удмуртия), на практики модернизации городского хозяйства и повышения энергоэффективности, работы с отходами. На сегодня соглашение об использовании ресурсов «Магазина верных решений» подписано с пятью регионами СКФО.
По программе «Наставник» мы уже провели региональный этап конкурса, и лидеры северокавказских субъектов решили: независимо от того, как сложится судьба проекта в масштабах страны, в СКФО мы продолжим его реализовывать, учитывая важность решаемых задач. Этап конкурса проводил Ставропольский край, активно включилась Северная Осетия. В Махачкале при непосредственном участии АСИ уже нынешним летом должен появиться ресурсный центр для людей с ограниченными возможностями. Он станет функционировать по принципу «единого окна»: человек с инвалидностью в максимально комфортной обстановке сможет разом оформить здесь все необходимые документы. Как только первый такой объект будет создан, мы начнем работу с другими субъектами СКФО.
Дагестан также стал пилотным регионом по внедрению стандартов волонтерского движения. Именно в реализации социальных проектов территории Северного Кавказа выступают как одни из лидеров в России.