Специалисты «НКД» спроектируют и построят серию канаток на курорте «Ведучи», причем часть из них станет уникальной по сложности. О том, как в РФ практически с нуля создается производство канатных дорог и какое значение оно имеет для экономики, — в интервью заместителя генерального директора «НКД» Адлая Дудаева.

С момента объявления о запуске российско-французского предприятия по строительству и эксплуатации канатных дорог прошел год. Время подвести первые итоги.
Самым главным итогом я бы назвал формирование команды профессионалов, которые обладают уникальными для России компетенциями. Люди, отвечающие за техническую сторону вопроса, прошли обучение во Франции и готовы работать по самым высоким европейским стандартам качества и безопасности.
Мы принципиально отказались от создания собственных производственных мощностей, поскольку это дорого и неэффективно. При этом мы объявили, что рассмотрим вопрос сотрудничества с целым рядом компаний, которые согласятся изготовить по нашему заказу те или иные элементы канатной дороги.
За время, прошедшее с момента учреждения «НКД», мы провели огромную работу по поиску таких внешних площадок, их анализу и сертификации в соответствии с требованиями, которые предъявляет POMA с учетом своего многолетнего опыта деятельности. В итоге на сегодня сформирован целый пул предприятий, которые будут выполнять для нас производственные работы. Их перечень пока держится в секрете.

Зачем вообще РОМА и «КСК» создали в России собственное производство? Не проще было бы продолжать экспорт продукции из ЕС?
Идея совместного предприятия родилась еще пять лет назад, но на волне кризиса и всем известных политических событий ее пришлось отложить. В 2018 году мы увидели четкие признаки оживления рынка и, изучив спрос, поняли, что можем стать на нем важным игроком.
Сегодня в России есть четкий тренд на популяризацию внутреннего туризма, государство вкладывает серьезные деньги в развитие курортов, в том числе на Северном Кавказе, много перспективных проектов. Кроме того, руководство страны заинтересовано в импортозамещении и создает для этого очень привлекательные условия.
Наша деятельность проходит сейчас в основном на Северном Кавказе, а это налоги, рабочие места и в целом развитие СКФО. Таким образом, мы движемся в русле сразу нескольких приоритетных для государства направлений. Собственное производство канатных дорог — важнейшая отрасль, в некоторой степени определяющая техническое и инженерное развитие страны. Это, конечно, не автомобиле- и не самолетостроение, но уважающее себя государство должно уметь выпускать канатки самой разной сложности. На какое-то время после распада СССР мы утратили данные компетенции, из-за чего во многом пришли в упадок и наши горнолыжные курорты. Однако сейчас ситуация совершенно другая, и это радует.

Вам поставлена задача по минимальному уровню локализации производства. Каков он?
Мы пока только в начале пути, но по некоторым позициям это уже 100%, например по металлоконструкциям. В дальнейшем, при росте количества заказов, планируется, что на Северном Кавказе будут производиться более сложные узлы и детали.
Конечно, часть из них нецелесообразно делать в России. Скажем, некоторые элементы отделки кабин выпускают централизованно по всему миру, на месте производство создавать слишком дорого. Мы руководствуемся исключительно экономической целесообразностью и не гонимся за какими-то цифрами. В инвестиционном договоре у нас прописано, что уровень локализации в 2024 году достигнет 51% — из этого и исходим.

Вы заявляли, что планируете сформировать пакет заказов к концу 2018 года. На календаре — первый квартал 2019-го. Сформировали?
В целом — да. Сейчас наши инженеры занимаются проектированием шести канатных дорог, которые мы уже в ближайшие месяцы начнем строить на курорте «Ведучи». В том числе будет возведена канатка системы 3S — она объединяет преимущества гондольной и маятниковой систем и представляет собой конструкцию из двух полностью закрытых и надежно фиксированных несущих канатов, образующих направляющий путь для ходовой тележки кабин, приводимых в движение с помощью третьего, тягового, каната. Канатные дороги системы 3S — самые надежные, удобные и вместительные, и мы очень гордимся, что впервые в истории их спроектирует и построит российское предприятие. Еще один наш проект — проектирование и строительство мини-курорта на озере Кезеной-Ам. Кроме того, мы взяли в управление уже семь канаток — одну в «Ведучи» и шесть в «Архызе».
В России канатные дороги ассоциируются в первую очередь с горнолыжными курортами. В мире же они активно используются и в промышленности, и как вид городского транспорта. Эта ниша вам интересна?
Безусловно. Многие города-миллионники России оказались в состоянии транспортного коллапса, и выходом из него могут стать канатные дороги. Мы находимся в стадии переговоров сразу с несколькими мегаполисами, для которых готовы предложить проект под ключ — от разработки концепции до создания и эксплуатации объекта.
Во многих городах Европы канатные дороги — не только важный вид транспорта, но и туристическая фишка, приносящая в бюджет хороший доход. В России тоже есть такие истории — в Нижнем Новгороде канатка связывает центр через Волгу с городом-спутником Бором. Видя успешный пример нижегородцев, о подобных объектах задумались в Москве, Самаре и во многих других городах РФ.
С промышленными канатными дорогами сложнее. Наш соучредитель РОМА как раз является мировым лидером в области строительства канаток для предприятий. Однако в России при всей очевидной выгодности и эффективности, скажем, в горно-добывающей отрасли, они почти не используются. Собственники неохотно идут на капитальные затраты, срок окупаемости которых превышает четыре-пять лет. Вместе с тем сейчас ряд предприятий проявляет предметный интерес к канатным дорогам, особенно там, где применение традиционного транспорта затруднено.

Потенциальные заказчики находятся в России?
Большинство — да. В прошлом году мы подписали соглашение о сотрудничестве в области развития сети городского транспорта за счет использования подвесных пассажирских канатных дорог с Ульяновской областью, в нынешнем — с Грозным, Астраханью, Самарой, Нижним Новгородом. В то же время мы в значительной степени нацелены на рынок СНГ: он тоже довольно обширен. Первым нашим партнером уже стал Узбекистан.

Адлай Дудаев.jpg

Досье
Адлай Дудаев родился в мае 1984 года. Окончил Вологодский институт права и экономики (юриспруденция) и Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (государственное и муниципальное управление). Работал заместителем генерального директора ООО «Северо-Кавказский горный клуб», занимал руководящие должности в органах госвласти. В настоящее время — заместитель генерального директора ООО «Национальные канатные дороги» по эксплуатации и строительству. Отвечает за организацию работы головного офиса предприятия и ее обособленных структурных подразделений, координирует взаимодействие с акционерами компании, несет персональную ответственность за успешное функционирование канаток. Участвовал в I Форуме межрегионального сотрудничества между Россией и Узбекистаном в Ташкенте, Российском инвестиционном форуме в Сочи, Международном форуме «Россия — спортивная держава» в Ульяновске и других.