Грамотная национальная политика дает мощный импульс развитию государства, поскольку появляется возможность решения важных социальных проблем благодаря опыту разных народов. И наоборот: неправильное использование этнического фактора приводит к взрыву в обществе вплоть до развала страны.

Целевая аудитория
Говоря о профилактике межнациональных конфликтов и экстремизма, мы должны четко понимать целевую аудиторию. А это на 98% молодежь, причем основная масса — в возрасте от 16 до 25 лет. Работа с молодежью без привлечения молодежи физически невозможна: никто не сможет повлиять на молодежь так, как сама молодежь.
При этом надо менять язык общения с молодежью, поскольку она слабо реагирует на категории «можно» или «нельзя», «хорошо» или «плохо», «вредно» или «полезно». Самым эффективным и действенным всегда являлся критерий модности, через призму которой мы должны разговаривать и включать молодежь в реализацию общегосударственных вопросов. Предлагаю для начала создать внутри нашего совета молодежную комиссию из самой же молодежи.
Рассуждая о гармонизации межэтнических отношений, необходимо понимать, что сама по себе она не может являться конечной целью, а может быть всего лишь итогом какой-то общей деятельности или идеологии.
Современную национальную идею России мы должны были выработать еще вчера. Однако пока ее нет, реализация национальной политики должна осуществляться на уровне образовательных, спортивных, молодежных, информационных и иных программ, в которых совместное достижение цели будет первоочередным и позволит уйти от искусственно выносимой, на первый взгляд, проблемы межэтнических отношений.

Новые акценты
В вопросе профилактики экстремизма мы должны сместить акценты. Следует понять, что профилактика — это не часть правоохранительной деятельности, которая работает постфактум после совершения противоправного действия.
Профилактика — это составная часть образовательной деятельности, поскольку она находится в сфере идеологии, и, естественно, нужен упор на образовательную сферу, причем на уровне как федерального центра в целом, так и конкретных регионов. Профилактика нужна не только по факту прибытия в какой-то город, готовить молодежь нужно на малой родине: к выезду, к общим ценностям и нормам поведения вне дома.
Необходимо создавать и укреплять региональные образовательные центры. Уверен, открытие такого центра на Кавказе имеет большие перспективы для налаживания межэтнического диалога, интеграции и взаимного культурного обмена между учащимися из разных регионов страны.
Одним из главных инструментов межнационального диалога считаю институты гражданского общества, общественные объединения и этнические организации. Работать с ними нужно, не только поддерживая ресурсно, но и полномасштабно подключая к решению вопросов миграционной политики, адаптации и интеграции этнических групп, трансляции общероссийских ценностей через образовательные программы и, естественно, к развитию народной дипломатии.
Причем, привлекая НКО к реализации государственной национальной политики, нужно делегировать им не только полномочия, но и ответственность. Ставку следует делать на практиков, поскольку межэтнические отношения не вписываются в концепции научной теории.

Предложения по улучшению межнациональной ситуации в России, высказанные на встрече представителей народов и национальностей Дона:
- руководству страны необходимо публично охарактеризовать идеологические приоритеты во внутренней государственной политике России;
- обеспечить проведение общенационального и общеконфессионального собрания народов России и принять Кодекс гражданина РФ, в котором будут прописаны его основные нравственно-политические характеристики и моральные приоритеты;
- ввести регулярные отчеты руководителей государства и его территориальных структур о реализации программы улучшения межнациональных отношений в России;
- коренным образом изменить идеологическое содержание материалов государственных СМИ (прежде всего, государственного федерального телевидения), обеспечить пропаганду патриотизма, трудолюбия, высокой нравственности, дружбы народов и т.д.;
- организовать работу государственных СМИ по формированию у молодежи положительных стереотипов в поведении;
- обеспечить проведение социологических исследований по проблемам межнациональных отношений в России и выработку рекомендаций для государственных и общественных организаций по их участию в развитии межнационального и межконфессионального диалога.

Инструменты гармонизации
Казачество само по себе является инструментом гармонизации межэтнических отношений — не только внутри своего сообщества, но и далеко за его пределами. Казачий круг — один из естественных институтов исконной демократии и народной дипломатии, поэтому предлагаю активно использовать накопленный опыт.
Это могут быть традиции как куначества, так и многонациональных формирований — образовательно-воспитательных корпусов или территориальных структур, в которых смогли бы состоять представители разных этносов, проживающих в регионе.
Мы внимательно мониторим все начинания в области гармонизации межэтнических отношений. Наиболее эффективные из них поддерживаем, стараемся транслировать в другие субъекты.
В качестве примера приведу успешную работу региональной общественной организации «Молодежная ассамблея «Единый Кавказ» — она удостоена ряда наград в России и за рубежом.
Отдельно упомяну о работе наших общественников в подготовке медиаторов, компетентных в вопросах межэтнических отношений и конфликтологии, из числа учащихся высших и средних специальных учебных заведений. Думаю, механизмы их работы можно реализовать на общероссийском уровне.

Справка:
Виктор Водолацкий — руководитель комиссии по вопросам патриотического и духовно-нравственного воспитания детей и молодежи Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ, депутат Государственной думы РФ, верховный атаман Союза казачьих войск России и зарубежья, почетный атаман Всевеликого войска Донского, казачий генерал.