Судя по последовавшей реакции в регионах, в том числе на Северном Кавказе, появления подобной структуры давно ждали. Директор Института российской истории РАН, член редакционного совета «Вестника» Юрий Петров считает, что агентство должно сосредоточиться на оперативных вопросах сферы межэтнических отношений, но при этом заниматься и разработкой теоретической части национальной политики.

Идеология и кадры
— В настоящее время в России существует 22 федеральных агентства. Часть из них подчинены министерствам, другие — напрямую премьер-министру или президенту РФ. Агентство по делам национальностей будет исполнять функции органа исполнительной власти и должно стать действенным механизмом в структуре органов государственной власти, отвечающим больше за идеологию межэтнических отношений.

На первых порах агентству следовало бы обратить внимание на накопленный опыт предшествующих структур, особенно Миннаца России под руководством Сергея Шахрая и Вячеслава Михайлова, когда, действительно, шел процесс накопления опыта регулирования межэтнических отношений, внимание уделялось, прежде всего, человеку — представителю этнической общности в стране.

Несомненно, при формировании состава новой структуры внимание должно быть обращено в первую очередь на подбор кадров с учетом определенных направлений деятельности. Агентство обязательно должно располагать Центром культур народов России — это направление уже получило подтверждение практикой, такая форма работы себя зарекомендовала и в субъектах РФ. Однозначно группы специалистов должны быть образованы и в администрациях субъектов РФ в структуре органов исполнительной власти. Это позволит эффективно работать по каждому направлению национальной политики, тесно взаимодействовать с созданным агентством, с федеральными министерствами регионов.

Общие ценности
— Нет сомнений в том, что создание агентства по делам национальностей — вопрос своевременный, поскольку постоянно требуется реакция на возникающую напряженную обстановку в сфере межэтнических отношений более 180 этнических общностей в государстве.

При определении функциональных обязанностей агентства необходимо учитывать, что главное его внимание будет сосредоточено на оперативных вопросах сферы межэтнических отношений. Однако это не снимает ответственности
за разработку теоретической части национальной политики совместно с научно-исследовательскими центрами.

В связи с этим целесообразны были бы ведение агентством мониторинга ситуации, выработка рекомендаций для органов исполнительной и законодательной власти, подготовка проектов нормативно-правовых актов по регулированию процессов межэтнических отношений органами местного самоуправления, выстраивание взаимодействия между госструктурами.
Для Северного Кавказа, являющегося многонациональным регионом, характерна необходимость осознания таких понятий, как наличие общих ценностей. В этом деле роль агентства была бы ощутимой. В данную работу должны вовлекаться и конфессии, и разные группы — как русской, так и остальных этнических общностей.

Приоритетные направления
— В качестве приоритетов в СКФО, прежде всего, должен выступать экономический фактор. Решение данного вопроса — основная задача Министерства РФ по делам Северного Кавказа. Однако важно решение и таких вопросов, как формирование самосознания и национального сознания жителей региона. В этом ряду сотрудничество с молодежными движениями по направлениям просветительской и культурно-массовой работы, организации призыва в армию может послужить прочной основой для перевоспитания самой молодежи, формирования сознания защитника родины.

Особое внимание, на мой взгляд, стоит уделить Дагестану, который отличается многонациональным составом населения. В первую очередь, необходимо организовать трудовую занятость людей, в том числе и молодежи. Возможно возвращение к вахтенному методу работы в разных районах Сибири, Дальнего Востока. Важной сферой занятости может стать и развитие туризма на Каспийском побережье, что также создаст благоприятные условия для инвестиций. По аналогичным направлениям следует работать и с востоком Ставропольского края, где уделяется особое внимание регулированию аграрных отношений.
К числу значимых для Северного Кавказа вопросов могу также отнести проблему восстановления российского казачества. Не менее важны вопросы, касающиеся образования, воспитания, в том числе качества учебников, например, истории — что и как в них описывается. Необходимо уделить внимание и взаимодействию с религиозными организациями, в первую очередь с представителями традиционных конфессий: православия, ислама, иудаизма, буддизма.

«Мы» и «они»
— В политике агентства необходимо особо акцентировать внимание на то, чтобы не было дискриминации этнических общностей, противопоставления русским — «мы» и «они».

Чтобы не допускать обострения межэтнических отношений в разных сферах жизнедеятельности СКФО, нужно предпринимать усилия по раннему предупреждению конфликтных ситуаций. Например, препятствовать возникновению противоречий в межэтнических группах, совершенствовать повседневную воспитательную работу по борьбе с наркоманией (и в целом по защите здоровья народов, от чего в полной зависимости находится стабильность в государстве).

Чрезвычайно схожи и проблемы в национальных анклавах как Северного Кавказа, так и Поволжья — они являются базой для сохранения угрозы роста мусульманского фундаментализма, который содействует подрыву основ консолидации этнических общностей, ослаблению связей окраин с центром. Возникает проблема периферийности. Разрушаются основы прежней идеологии, которая выступала как основа единения народов вокруг выдвигаемых государством задач преобразования общества.

Агентство могло бы внести свой вклад в разработку теоретических положений по консолидации общностей. В противном случае поборники чистого ислама, так называемого ваххабизма, всегда будут заполнять эти ниши и на Северном Кавказе, и в Крыму, сплачивать людей на борьбу против России, представляя ее как враждебное государство.

Важно повышение роли исламского образования в нашей стране, недопущение того, чтобы в СКФО ислам для многих жителей, особенно молодежи, становился в первую очередь политической идеологией, чтобы не провозглашались идеи, связанные с войной, и другие подобные лозунги, наносящие в целом вред единству и целостности российского государства.