Государственная программа развития СКФО, о которой так много говорилось в последние два года, утверждена 13 декабря на заседании Правительства России. Ожидания от нее адекватны финансовым вливаниям: свыше 400 тысяч новых рабочих мест, увеличение размера инвестиций до 2 трлн и объема ВРП до 6 трлн рублей.

Представлявший программу министр регионального развития РФ Игорь Слюняев напомнил, что в последние несколько лет был принят ряд системных решений, направленных на то, чтобы придать Северному Кавказу второе дыхание: созданы специальные институты развития, выделены особые экономические зоны, разработаны территориальные и федеральные целевые программы. Только по инвестиционным программам естественных монополий в СКФО сегодня реализуется более 100 крупных проектов общей стоимостью более 115 млрд рублей. Все это дало положительный результат — темпы прироста валового регионального продукта на Кавказе выше, чем в среднем по стране: если в 2003 году ВРП округа составлял 220 млрд рублей, то в 2011-м — свыше 1 трлн. Однако «кардинально улучшить социально-экономическую ситуацию пока не удалось». При том, что регион обладает «целым рядом очевидных преимуществ»: удобное географическое положение по отношению к крупным рынкам, наличие природных ресурсов и свободных производственных мощностей, относительно развитая транспортная сеть, благоприятные условия для развития АПк, туризма, электроэнергетики, добывающих и обрабатывающих отраслей...

«Ключевая цель государственной программы — формирование условий для опережающего развития экономики Северного Кавказа и создание в округе новых рабочих мест», — сформулировал Игорь Слюняев. Основными точками роста должны стать проекты, связанные с развитием туристического кластера и региона кавказских Минеральных Вод — только по этим двум направлениям предполагается создать более 113 тысяч новых рабочих мест. А всего к 2025 году в СКФО должно появиться дополнительно свыше 400 тысяч вакансий.

Другой приоритет — повышение качества жизни и благосостояния жителей Кавказа. Ставка делается на модернизацию и строительство объектов социальной сферы. Планируется возвести 338 объектов дошкольного и общего образования, 168 объектов здравоохранения, 91 объект культуры, 385 спортивных объектов и 43 объекта соцзащиты. Среднедушевые доходы населения округа через четыре пятилетки должны увеличиться почти втрое, при этом уровень безработицы снизится с нынешних 15% до 10,7%.

Программа разбита на три этапа: 2013-2015, 2016-2020, 2021-2025 годы. Общий объем финансирования — порядка 2,5 трлн рублей, причем 90% от суммы приходится на внебюджетные источники. Большие надежды возлагаются
на инвестиционные программы естественных монополий и крупные проекты частных компаний.

По мнению министра финансов России Андрея Силуанова, утвержденная программа важна прежде всего с точки зрения создания на Кавказе большого количества новых рабочих мест, а это — дополнительная налогооблагаемая база. На первом и втором этапах федеральный бюджет планирует выделить около 235 млрд рублей, на завершающем третьем этапе потребуется окончательно определить объемы и источники финансирования. «Будем корректировать программу — не первый раз такое случается. Лучше в ходе исполнения бюджета это делать, а не сразу закладывать порой нереализуемые результаты», — предложил Силуанов.

Министр экономического развития России Андрей Белоусов считает, что в первый раз, по сути дела, дана комплексная и достаточно взвешенная оценка перспектив развития Северного Кавказа. «Мобилизующая роль программы очень высока, и надо постараться выйти на заложенные в ней показатели», — призвал он.

«О результатах реализации программы будем судить по росту валового регионального продукта и объема инвестиций»
Дмитрий Медведев, председатель Правительства России
— Главная цель программы — создание на Северном Кавказе новых центров экономического роста, индустриальных и туристско-рекреационных зон, а также координация инвестиционных стратегий государства и бизнеса по развитию современной транспортной, промышленной, гостиничной инфраструктур. Мы должны эффективно использовать то богатство, которым располагает регион. Его конкурентное преимущество — и горы, и воздух, и реки, и полезные ископаемые, и географическая близость к крупным рынкам сбыта.

Значительная часть программы посвящена решению социальных вопросов — снижению уровня безработицы, модернизации и строительству больниц, школ, детских садов, повышению качества и доступности образования, медицинского обслуживания жителей Северо-кавказского округа.
О результатах, естественно, будем судить по росту валового регионального продукта и объема инвестиций, включая иностранные, по тому, как будет увеличиваться количество высокопроизводительных рабочих мест, предприятий малого и среднего бизнеса, по тому, насколько эффективной окажется деятельность перепрофилированных предприятий оборонно-промышленного комплекса и, конечно, по благосостоянию и качеству жизни всех, кто живет в округе.

Александр Хлопонин, заместитель председателя Правительства России — полномочный представитель президента в СКФО
— Аналогов утвержденной программе именно как территориальной программе развития в России пока не существует. Разработчики предложили два сценария — оптимистический и пессимистический (консервативный). Правительство приняло второй.
Мы рассчитывали получить на развитие социальной инфраструктуры Северного кавказа порядка 370 млрд рублей, а получили 250 млрд. Но и этих денег хватит, чтобы построить достаточное количество объектов здравоохранения и образования и выйти на уровень 80% от среднероссийского показателя. Мы должны учитывать общее состояние экономики страны и напряженности ее бюджета. консервативный сценарий — это все равно сценарий развития.
Бюджетные средства в программе будут составлять лишь 10% от общей суммы финансирования. Они как раз и пойдут на строительство социальных объектов, реализацию инфраструктурных проектов. Внебюджетные источники — это, прежде всего, программы естественных монополий, крупных корпораций и компаний: ОАО «корпорация развития Северного кавказа», ОАО «курорты Северного кавказа» и других.
Программа согласована со всеми федеральными ведомствами и непосредственно с каждой из республик Северного Кавказа, поэтому можно рассчитывать на успешную ее реализацию.

Магомедсалам Магомедов, глава Республики Дагестан
— Принятие отдельной государственной программы по СКФО имеет огромное значение для развития наших субъектов. Масштабы и острота проблем Северного Кавказа таковы, что разовыми решениями ситуацию не исправить — потребовался комплексный программно-целевой подход.
В силу объективных и субъективных причин по уровню обеспеченности социально-инженерной инфраструктурой территории СКФО сильно отставали и продолжают отставать от других регионов России. Реализация госпрограммы позволит нам значительно сократить это отставание. Только в Дагестане будет построено 70 объектов водоснабжения и водоотведения, 4 крупных газопровода, 43 больничных и 23 амбулаторно-клинических учреждения, 58 общеобразовательных школ и 64 детских сада.

Программа позволяет не только снять инфраструктурные ограничения развития экономики и социальной сферы, но и обеспечить привлечение инвестиций в модернизацию существующих производств, создать новые центры роста в округе. Особенно это касается развития туристического кластера. Реализация этих проектов позволит организовать около 200 тысяч рабочих мест.