...о харизматичных и одиозных политиках, оставивших след в истории региона, а также о нынешних приоритетах руководства страны в отношении одной из самых значимых российских территорий.

Александр Дзасохов.jpg

Александр Сергеевич, в 1998-2005 годах вы занимали пост президента Северной Осетии. В это время непростые процессы проходили и в самой республике, и на Кавказе в целом. Что вам запомнилось больше всего? 
После распада Советского Союза на Кавказе как будто из пробудившихся вулканов вышли на поверхность старые обиды. Дали знать о себе неурегулированные конфликты и взаимные территориальные притязания. Начались межконфессиональные и межкультурные трения. Эхо смены эпох раскатистым грохотом запечатлелось в судьбе всех кавказских народов. Мое поколение политиков, работавшее еще в советскую эпоху, оказалось на передней линии происходящего на Юге России и на Кавказе. Появились незнакомые прежде вызовы. Наиболее опасным и разрушительным стал сепаратизм с его требованием изоляции от исторической России. Зазвучали популистские лозунги: «Меньше России, больше Запада на Кавказе», «Спиной к России, лицом к Востоку».
Ситуация особенно обострилась с приходом в руководство Чеченской Республики Дудаева. В стране продолжался «парад суверенитетов», начавшийся после слов президента Ельцина: «Берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить». Мужественный и трудолюбивый народ Чечни, как и соседние народы, прошел через трудное время не только политического противостояния, но и использования оружия как средства решения проблем.

Ельцин.jpg

Лично вы общались с Ельциным?
Да. Уже после трех месяцев пребывания в должности руководителя Северной Осетии я особо остро почувствовал, что принцип территориальной целостности России и сепаратизм несовместимы. Предстояла большая политическая работа — в условиях дефицита доверия и отчасти потерянных связей между народами кавказских республик. В апреле 1998 года я связался с Ельциным и согласовал с ним поездку руководителей северокавказских регионов, губернаторов Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев в Чечню для встречи с тогдашним руководителем республики Масхадовым. Встреча принесла положительные результаты. Мы имели возможность твердо, спокойно, аргументированно подтвердить, во-первых, что с большим уважением относимся к братскому чеченскому народу, и, во-вторых, что представляя регионы Северного Кавказа, не принимаем и не поддерживаем сепаратистских призывов. Это был шаг в правильном направлении.

Не будет преувеличением сказать, что в тот момент Россия находилась на развилке истории...
Так и было. Отторжение Чечни стало бы огромной трагедией. Легко представить, что за этим последовало бы. Уже в августе 1999 года вступивший в должность председателя правительства Владимир Путин несмотря на множество проблем экономического и социального характера совершил историческую поездку в республику. Можно считать, что именно тогда была выработана последовательная позиция государственного руководства по защите территориальной целостности страны.
Путин имел очень обстоятельные, откровенные, содержательные беседы с духовным лидером и будущим первым президентом ЧР Ахмад-Хаджи Кадыровым. Имя этого мудрого и стратегически мыслящего политика навсегда войдет в летопись России и Кавказа. В чеченском народе оформилось авторитетное ядро, заявившее, что его судьба — быть вместе с Россией. Анализируя обстановку того времени, хочу напомнить: и в Москве звучали поспешные заявления, главным образом из круга либеральных политиков, о том, что Россия должна освободиться от Кавказа, а граница — пройти по югу Ставропольского края. Спустя четверть века совершенно ясно: сторонники «без Кавказа» имели глубоко ошибочные представления, не имеющие ничего общего с пониманием национальных и государственных интересов, с пониманием истории и многонациональной сущности нашей страны. В трудные 1990-е годы складывалось ощущение, что вековые судьбы народов Кавказа разошлись с действиями политиков, пришедших тогда к власти. Но даже Кавказские горы не смогли создать непреодолимые барьеры между Северным и Южным Кавказом. Сыграли свою роль крупные политические деятели. Среди них особо хотел бы выделить Гейдара Алиева — первого президента Азербайджана и национального лидера азербайджанского народа. Это политик мирового уровня.

Если говорить непосредственно о Северной Осетии, которой вы руководили, какие меры предпринимали власти республики для того, чтобы не допустить развития социально-экономической и политической ситуации по негативному сценарию? 
В те годы я столкнулся с немалым количеством случаев, когда некоторые российские чиновники разного ранга, в том числе высокого, пришедшие, может быть, без опыта и знаний на руководящие должности, вели себя, находясь на Северном Кавказе, как будто приехали на глухую периферию. Пытались учить и поучать. Мы это отвергали. Надо было заниматься консолидацией здоровых общественных сил. Мы создали в Северной Осетии, может быть первыми из субъектов Федерации, Совет республики. В него вошли новые политики и представители старой политической школы, люди разных политических воззрений, возрастов и национальностей. Я вел эти заседания, трибуна была открытой. Затыкание ртов, запугивание — не решение проблемы. Мы заново прочитывали страницы истории осетинского народа, Северной Осетии, Южной Осетии. В экономике выдвинули лозунг опоры на собственные силы. Были открыты крупные предприятия, появились сотни новых рабочих мест. Разумеется, занимались вопросами транспортной инфраструктуры — через республику проходят две перевальные дороги в южном направлении. Считаю особенно важным то, что удалось добиться бюджетного паритета с федеральным центром: пятьдесят процентов собираемых налогов оставалось у нас. К сожалению, сегодня этот принцип пока не востребован. В России существует региональный федерализм, но до сих пор нет реального федерализма в финансовых вопросах. В повестке дня — вопрос о разумном размещении производственных мощностей по Северному Кавказу.

Примаков.jpg

Известно, что вы не раз встречались с тогдашним председателем российского правительства Евгением Примаковым. По вашей оценке, какой вклад внес в урегулирование ситуации на Кавказе он? 
Хочу вспомнить о настоящих государственных поступках Евгения Максимовича. Одну из своих первых поездок по стране в качестве премьер-министра он совершил на Северный Кавказ. По моей инициативе во Владикавказе собрались региональные руководители всего ЮФО. Тогда мы почувствовали новый уровень понимания проблем Юга России. И это была не единственная поездка Примакова в столицу Северной Осетии. Понимая всю опасность ситуации вокруг Чечни, он пошел на смелый шаг и встретился во Владикавказе с Асланом Масхадовым. Состоялись переговоры один на один, потом с нашим участием. Обсуждались вопросы социальной поддержки жителей республики. Планы были интересные, но положение все более обострялось. Сужались возможности Масхадова... К сожалению, обстоятельства не позволили реализовать все договоренности, и людям пришлось пройти через тяжелые испытания, материальные лишения. Но чувство локтя не терялось.

Какие события за годы своего президентства вы запомнили особо?
Северная Осетия в невероятно сложных геополитических и экономических условиях пыталась искать решение жизненно важных вопросов. Мы старались строить новые школы, больницы и дороги, восстанавливать производство, защищать социальные интересы народа. Но на нас, как стало потом известно, надвигалась большая трагедия и жестокое преступление в школе № 1 города Беслана.

Беслан.jpg

Мы не изолированное государство. У нас нет и не может быть своих пограничников и спецслужб. После крупной вылазки радикалистов в июне 2004 года, когда в Ингушетии погибли десятки людей, было похищено много оружия, которое наверняка попало в руки террористов. Мы забили тревогу, в принципиальной и настойчивой форме высказали свое беспокойство правоохранительным органам.

К великому сожалению, бандитская группа, сформировавшаяся до кровавого похода на Беслан, не была обнаружена на соседней территории. Пройдут годы, десятилетия, но преступление, совершенное против жителей этого города, останется в скорбной памяти народов. В те сентябрьские дни я находился рядом с жителями Беслана. Меня не покидает чувство ответственности и желание найти возможность помочь каждому, кто пострадал и нуждается в медицинской помощи, поддержать молодежь в ее стремлении получить образование. С тех пор положение на Северном Кавказе изменилось к лучшему. Хотя я понимаю, что нерешенных экономических и общественно-политических вопросов еще много.

Например?
Очень важно осознать, что сегодня, по сути, идет мировая террористическая война против десятков стран и народов. Эпицентр этой войны находится не только на Ближнем Востоке — террористы бесчинствуют в Европе и других частях света. За последние годы погибли сотни тысяч людей, разрушены десятки городов, тысячи памятников культуры и истории. На фоне этого остается актуальным вопрос обеспечения безопасности России и создания единого антитеррористического союза.

На ваш взгляд, в чем главные различия между Кавказом образца 1990-х — начала 2000-х и Кавказом сегодняшних дней? 
В 1990-е годы сменилось пять председателей правительства России, а вместе с ними и десятки министров. В августе 1998-го на страну обрушился дефолт. Де-факто она являлась, скорее, конфедерацией, чем федерацией. Каждая республика имела свою конституцию, противоречившую Конституции РФ, а вдобавок к этому еще и свой суверенитет. Постоянные теракты происходили везде, особенно на Северном Кавказе. Россия, без преувеличения, находилась у края пропасти. За сравнительно короткое время президент Владимир Путин, правительство страны во взаимодействии с руководителями регионов Кавказа сумели переломить ситуацию, защитили его от сепаратизма и, по сути, реинтегрировали с точки зрения Конституции, действующего законодательства, равных прав всех народов. Поэтому, конечно, сейчас существует больше возможностей для созидательной деятельности.

Исходя из анализа недавнего прошлого и современной ситуации, каковы, с вашей точки зрения, ближайшие перспективы развития Северного Кавказа?
Интерес к событиям недавнего прошлого на Кавказе не праздный. Более того, уроки современной кавказской истории должны пронизывать все программные задачи, которые вырабатываются на общероссийском и региональном уровнях. Мы видим, что внимание к Северному Кавказу возрастает. Примеры тому — активная деятельность полномочного представителя президента в СКФО, создание специального федерального министерства, государственная программа социально-экономического развития округа и подпрограммы развития каждого из его субъектов. Считаю, что критерием зрелости политических партий, как и массовых общественных организаций, должно служить присутствие в их программах кавказской повестки дня. Надеюсь, новый состав Государственной Думы сохранит кавказские вопросы в числе ключевых в своей законотворческой деятельности и уделит особое внимание развитию и правовому регулированию сотрудничества СКФО с приграничными территориями южно-кавказских государств. Политическое сообщество восприняло создание на базе Южного федерального округа двух округов ЮФО и СКФО — как подтверждение отдельного внимания к Северному Кавказу. Это правильно. В то же время потенциал взаимодействия между регионами, особенно после включения в состав ЮФО Крыма, открывает дополнительные возможности. Для каждого поколения политиков кавказская повестка дня была и, я уверен, останется важной сферой деятельности. 

Досье
Александр Дзасохов — известный политический и государственный деятель, кандидат исторических наук, доктор политических наук, действительный член РАЕН, был послом СССР в Сирийской Арабской Республике, имеет ранг чрезвычайного и полномочного посла.
1988-1991 гг. — член Президиума Верховного Совета СССР.
1990-1991 гг. — член ЦК, член Политбюро ЦК КПСС. Неоднократно участвовал в форумах ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ и других международных организаций.
1998-2005 гг. — президент Республики Северная Осетия — Алания.
В настоящее время — вице-президент Российского Совета по международным делам, заместитель председателя комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО.
Автор ряда монографий, многочисленных публикаций в отечественной и зарубежной печати по вопросам международных отношений, федерализма,геополитики Кавказа.
Награжден орденами СССР, России. Имеет государственные награды ряда зарубежных стран.