23-я «квартира» для сити-менеджера
В начале февраля Следственный комитет России сообщил об уголовном деле, возбужденном в отношении главы администрации Ставрополя Игоря Бестужева. Согласно официальной версии арестованный чиновник требовал взятку в размере 50 млн рублей в обмен на предоставление в аренду земельного участка площадью 5 га, находящегося в муниципальной собственности. Позднее ему инкриминировали также получение взятки в размере 1,8 млн рублей за предоставление в аренду на пять лет земельного участка в Юго-западном районе города.
Игоря Бестужева избрали сити-менеджером Ставрополя депутаты городской думы в мае 2011 года. Мэрия заключила с ним контракт на пять лет. Но уже в сентябре того же года в местных СМИ появилась информация, что в отношении Бестужева возбуждено уголовное дело и в его доме прошли обыски. Сообщалось также, что чиновник владеет 22 квартирами. Сам фигурант эту информацию не опроверг, заявив, что недвижимость приобрел, занимаясь бизнесом, еще до начала работы во власти.
Оценив ситуацию, уже через четыре дня ставропольские парламентарии собрали внеочередное заседание и назначили временно исполняющим обязанности главы администрации Андрея Джатдоева, занимавшего пост первого заместителя сити-менеджера. В июне они пошли дальше и приняли решение о расторжении трудового договора с Бестужевым.
В августе Джатдоев избавился от приставки «врио». Одно из первых его заявлений касалось намерения провести кадровые перестановки и сформировать команду неравнодушных профессионалов: «Наш город устал от политических катаклизмов. И одна из главных задач, которые я перед собой ставлю, — улучшить мнение об администрации, сделать так, чтобы чиновники работали для людей».
Тем временем в конце ноября Игорю Бестужеву было предъявлено окончательное обвинение. Сам он, однако, своей вины по-прежнему не признает и апеллирует к Европейскому суду по правам человека.

На выборы — как на праздник
На мартовских выборах президента России Кавказ дружно проголосовал за Владимира Путина: в Северо-кавказском федеральном округе за него отдали свои голоса 82,64% избирателей, тогда как в Центральном — 56,89%, в Южном — 63,79%. Представители оппозиционных партий указывали на большое число нарушений. Впрочем, предметом серьезного разбирательства стал лишь один инцидент — на избирательном участке № 1402 в Тарумовском районе Дагестана веб-камеры зафиксировали вброс бюллетеней в пользу одного из кандидатов. Выборы здесь были отменены и признаны недействительными. Правда, позднее глава Центризбиркома Владимир Чуров заявил, что имел место не вброс, а «роковая ошибка» членов участковой избирательной комиссии, преждевременно начавших подсчет голосов.
В национальных республиках, входящих в СКФО, Путина поддержало подавляющее большинство населения: от 70,2% в Северной Осетии до 99,61% в Чечне.
«Во всех населенных пунктах улицы были переполнены людьми, которые направлялись на избирательные участки или возвращались после голосования. Это был настоящий праздник — по-другому охарактеризовать происходившее невозможно», — комментировал глава ЧР Рамзан Кадыров.
В трех населенных пунктах Ингушетии 100% избирателей проголосовали уже в течение первого часа после открытия участков. «Жители этих сел договорились и дружно пришли на выборы до десяти утра», — объяснил глава республики Юнус-Бек Евкуров.
На многих избирательных участках Кабардино-Балкарии люди пели и танцевали. «Считаю, так и должно быть: принимать судьбоносное решение, каким был выбор главы российского государства, нужно с добрым настроем в сердце», — отметил КБР Арсен Каноков.

Симпатии СМИ и антипатии чиновников
В мае занимавший еще должность президента России Дмитрий Медведев досрочно отправил в отставку губернатора Ставропольского края Валерия Гаевского с формулировкой «по собственному желанию». Гаевский возглавил регион в мае 2008-го, и его полномочия истекали только через год.
Многие СМИ симпатизировали ставропольскому руководителю, отмечая его достижения в развитии региональной экономики и привлечении инвестиций. В то же самое время к нему, если верить источнику в краевом правительстве, «скопилось много претензий». Среди причин, которыми руководствовался Медведев, эксперты называли конфликт губернатора с полпредом Александром Хлопониным, коррупционные скандалы с участием сити-менеджера Ставрополя Игоря Бестужева и некоторых других высокопоставленных чиновников муниципального уровня, политический кризис в Лермонтове.
Впрочем, за отсутствием официальных комментариев все это так и осталось версиями. Валерий Гаевский достаточно скоро получил вполне приличную должность в Москве — заместителя министерства регионального развития РФ, которую уже занимал несколько лет назад.
Во всех населенных пунктах улицы были переполнены людьми, которые направлялись на избирательные участки или возвращались после голосования. Это был настоящий праздник — по-другому охарактеризовать происходившее невозможно.
Новым же главой Ставрополья стал депутат Государственной думы от «Единой России» Валерий Зеренков — человек, много лет занимавший в краевых органах исполнительной и законодательной власти высокие посты. За его кандидатуру на внеочередном заседании ставропольской думы проголосовали представили всех фракций, включая кПРФ, ЛДПР и «Справедливую Россию».
Напутствуя Зеренкова, полпред Хлопонин рекомендовал ему обратить больше внимания на качество работы муниципалитетов, борьбу с коррупцией, межэтнические отношения, диалог с населением и политическими партиями, развитие институтов гражданского общества.

«Я родился и вырос на ставропольской земле. Мой трудовой стаж составляет 48 лет. Мне как никому известны проблемы нашего региона. У нас богатый край, но невысокий уровень жизни. Главная задача — улучшить качество жизни, чтобы каждая ставропольская семья почувствовала это», — подчеркнул в ответном слове новый губернатор.
Эффект от двойного контроля. В мае стало известно, что Александр Хлопонин остался полпредом в Северо-кавказском федеральном округе при новом президенте России Владимире Путине. Также он сохранил за собой должность вице-премьера в обновленном правительстве Дмитрия Медведева.
«На сегодняшний день 80% эффективности моей работы — это должность вице-премьера, которая позволяет проще и эффективнее решать поставленные в округе задачи. При этом должность полпреда тоже имеет достаточно важные функции — функции контроля за действующим законодательством в субъектах, за выполнением поручений президента, координации правоохранительных органов», — подчеркнул Хлопонин.
Он откликнулся на активно обсуждаемую тему и высказался за сохранение института полпредства: «При такой огромной стране, при таких огромных пространствах важно контролировать территории — полпредства связывают разные регионы страны.
Изменять структуру полпредства, делать его более эффективным, наделять его более реальными полномочиями за счет сокращения ненужных структур, за счет передачи полномочий многочисленных федеральных ведомств, которые представлены в субъектах, одной структуре, возможно».
Комментируя события непосредственно на Кавказе, Александр Хлопонин выказал уверенность, что за два года своего существования СКФО достиг «определенных успехов, уверенно движется вперед и меняется в лучшую сторону, кто бы и что бы ни говорил».
Двумя месяцами ранее, в марте, аппарат полпреда президента в СКФО покинул временную резиденцию в Ессентуках и переехал в Пятигорск.

Польза и вред политических голодовок
Только два человека из предыдущего состава вошли в новый городской совет г. Лермонтова Ставропольского края. На 15 депутатских мест претендовали 104 кандидата; всего были зарегистрированы 113 человек, но девять отказались от дальнейшей борьбы.
Необходимость в досрочных выборах возникла после того, как в сентябре 2011 года шесть из 15 депутатов подали заявления о сложении полномочий, протестуя против кадровой и финансовой политики мэра Александра Дунаева. Они рассудили, что это должно привести к прекращению работы совета и отставке градоначальника.
В октябре Ставропольский краевой суд удовлетворил требование депутата Евгения Морозова о признании деятельности горсовета нелегитимной. Это решение было обжаловано. Дело дошло до Верховного суда России: в декабре он оставил решение ставропольских коллег в силе.
Выборы нового состава горсовета были назначены на 4 марта. В их преддверии группа несогласных с отказом в регистрации кандидатов устроила голодовку. Она продолжалась около десяти дней и завершилась после вмешательства Александра Хлопонина.
«Я — за любой кипиш, кроме голодовки. Считаю, что этот способ тупиковый. Если мы будем идти на поводу у голодающих, это ни к чему не приведет», — заявил полпред, добавив, что подобный метод достижения политических целей еще и вреден для здоровья. Ранее Хлопонин предлагал провести прямые выборы мэра Лермонтова и внести изменения в устав города. Однако такой сценарий был невозможен из-за отсутствия в горсовете кворума.
По решению суда выборы были перенесены на 17 июня, и на сей раз благополучно состоялись.
Новым мэром новый горсовет избрал Игоря Бухлаева, самовыдвиженца, возглавлявшего ранее отдел капитального строительства местного гидрометаллургического завода. Свою кандидатуру выставил и избравшийся депутатом экс-градоначальник Александр Дунаев, однако коллеги не оказали ему поддержки.

«Красный свет» для самовыдвиженцев
Откликнувшись на очередную политическую инициативу федерального центра, которая предполагает возращение прямых выборов глав регионов, парламенты субъектов СКФО в течение июня приняли свои законы, регламентирующие этот процесс. Практически во всех документах предоставляется «зеленый свет» кандидатам от политических партий и «красный» — самовыдвиженцам.
В Карачаево-Черкесии руководителем республики может быть избрано на пятилетний срок лицо, достигшее 30 лет. кандидаты на высшую должность должность будут выдвигаться только партиями, порядок самовыдвижения не предусмотрен.
В Кабардино-Балкарии глава республики не может занимать должность более двух сроков подряд (до этого в конституции КБР не содержалось норм-ограничителей). Продолжительность одного срока — пять лет. кандидатам должно быть не менее 30 лет.
В Ингушетии участвовать в выборах первого лица республики смогут только кандидаты от партий, хотя они могут быть и беспартийными. кандидат должен предоставить в свою поддержку подписи 10% депутатов представительных органов муниципальных образований или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований.
В Северной Осетии в главы также не смогут баллотироваться самовыдвиженцы, а претенденты от партий для выдвижения должны заручиться поддержкой не менее 10% муниципальных депутатов.
В Дагестане у самовыдвиженцев тоже нет шансов стать во главе республики, партийным же кандидатам нужно преодолеть десятипроцентный муниципальный барьер.
В Ставропольском крае соискателям губернаторского кресла из числа кандидатов-партийцев предстоит преодолеть муниципальный барьер в 6%.
В Чечне глава парламента Дукуваха Абдурахманов поначалу заявил, что закон не должен ограничивать срок полномочий глав тех регионов, где есть ярко выраженный национальный лидер, имея в виду Рамзана кадырова, и предупредил, что «поддерживать и принимать» документ, ограничивающий нахождение руководителя субъекта у власти двумя сроками подряд, ЧР не станет. Возникла бурная дискуссия, в которую оказалась вовлечена и спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко. По ее словам, регионы вправе принимать свои законы о выборах глав с учетом в том числе национальной специфики. Между тем, когда в обсуждение включился сам кадыров, выяснилось, что ему такая идея не по душе: «Чеченская Республика является полноценным субъектом Федерации, находится в правовом поле России. В республике в полном объеме действуют законы России. Следовательно, и в вопросах избрания главы субъекта, в определении сроков его пребывания на посту Чечня не нуждается в особых условиях проведения данной процедуры».

Мода на роспуск правительств
В течение года сразу в нескольких регионах Северного Кавказа сменились правительства.
В Чечне новым главой правительства был назначен 38-летний Абубакар Эдельгериев, до этого исполнявший обязанности вице-премьера — министра сельского хозяйства ЧР.
Глава республики Рамзан Кадыров объяснил свой шаг необходимостью решения новых задач, которые требуют «новых подходов, стратегии и тактики». «кабинет министров выполнил огромный объем работы, решил сложнейшие задачи. В целом его деятельностью я доволен. Однако время не стоит на месте, перед нами встают новые задачи... Для успешной реализации этих задач необходимо произвести изменение в составе правительства», — сообщил Кадыров в мае.
В Северной Осетии тоже в мае правительство возглавил Сергей Такоев, руководитель администрации главы республики. Экс-премьер Николай Хлынцов признался, что сам подал заявление с просьбой об отставке, желая освободить дорогу молодым. «Ход событий должен быть своевременным. Я думаю, у нас много молодых людей, которые могут попробовать себя и в этой должности», — заявил он.
Сергей Такоев пообещал, что кабинет министров изменится на четверть, в нем появятся шесть-восемь новых членов правительства, число вице-премьеров увеличится с семи до восьми — за счет вице-премьера, курирующего экономические вопросы. «Речь идет о привлечении инвестиций и увеличении поступлений в бюджет. У нас возникли проблемы с госдолгом из-за того, что алкогольная отрасль несколько лет назад практически выпала как источник пополнения бюджета. Нужно компенсировать ее за счет других источников», — объяснил Такоев.
Председатель правительства Карачаево-Черкесии Индрис Кябишев сложил с себя полномочия в ноябре — после того, как месяцем раньше был избран депутатом Народного собрания, проработав в должности немногим более полугода. «Убежден, профессиональный опыт и знания кябишева принесут большую пользу нашей республике в своей законодательной деятельности», — отметил глава КЧР Рашид Темрезов. При этом он выразил недовольство работой отдельных министерств и ведомств и пообещал, что «персональный состав правительства и его структура претерпят значительные изменения».

Имя нового премьера КЧР — Мурат Карданов, занимавший прежде должность заместителя руководителя дирекции капитального строительства республики. В структуре правительства образовано новое министерство — по туризму и курортам. Учитывая, что на территории карачаево-Черкесии реализуются масштабные тур-проекты, такое решение выглядит вполне оправданным.
В ноябре была утверждена новая структура правительства и в Кабардино-Балкарии. Его возглавил Руслан Хасанов.
В состав обновленного правительства вошли 15 министерств. Среди наиболее значительных изменений — упразднение министерства по делам молодежи. Его функции взяло на себя министерство образования и науки. В одно министерство объединены комитет по делам общественных и религиозных организаций и комитет по СМИ. Также на базе государственных комитетов сформировано министерство энергетики, ЖкХ и тарифной политики.
Теперь у премьер-министра КБР будет пять заместителей, в том числе два первых.

«Распускать региональные правительства стало модным», — считает глава комиссии Общественной палаты России по региональному развитию и федеративным отношениям Леонид Давыдов. По его мнению, отставки министров в субъектах Федерации, в том числе на кавказе, можно рассматривать как реакцию их руководителей на изменения — произошедшие и грядущие — в федеральном правительстве. «По крайней мере, те региональные лидеры, которые наиболее чувствительны к переменам, реагируют адекватно и незамедлительно. Может быть, даже в известной степени опережая события», — отметил политолог.

Кабардино-Балкарская Республика
Руслан Хасанов,председатель правительства Кабардино-Балкарской Республики
Родился в 1960 году в с. Бабугент Советского района кБАССР. В 1981 г. окончил Кабардино-Балкарский госуниверситет, в 1988 г. — кабардино-Балкарский агромелиоративный институт. Экономист, ученый агроном, кандидат экономических наук.
Трудовую деятельность начал в 1981 году бухгалтером на базе «Нальчик» Тырныаузского продснаба.1992-1998 гг. — начальник Государственной налоговой инспекции по г. Нальчик.
1998-2004 гг. — управляющий отделением Пенсионного фонда РФ по КБР
В 2004 году занимал должность заместителя председателя правительства КБР — министра финансов КБР
2004-2007 гг. — заместитель руководителя Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
2007-2012 гг. — заместитель руководителя Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору.
Сформировав новое правительство, глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков подчеркнул: «Я не собираюсь останавливаться на полпути и перед новым правительством буду ставить только самые амбициозные задачи».
Руслан Хасанов пообещал, что существенные положительные изменения в республике будут заметны уже в ближайшие полгода.
Тахир Кучменов, министр энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифной политики Кабардино-Балкарской Республики
Родился в 1969 году в п. Чегем-1 Чегемского района кабардино-Балкарской АССР. Окончил кабардино-Балкарский государственный университет по специальности экономист.
1986-1987 гг. — бухгалтер Чегемской картонажной фабрики
1987-1989 гг. — служба в рядах Советской Армии
1989-1994 гг. — начальник отдела Гк «Созидатель», г. Нальчик
1994-1996 гг. — коммерческий директор фирмы «Олидар», г. Нальчик
1996-2000 гг. — главный казначей отдела доходов, начальник отдела Управления Федерального казначейства министерства финансов России по кабардино-Балкарской Республике
2000-2002 гг. — начальник отдела ценных бумаг отдела финансового надзора министерства финансов России по Кабардино-Балкарской Республике
2002-2004 гг. — начальник отдела МЖКХ Кабардино-Балкарской Республики
2004-2005 гг. — начальник отдела, заместитель начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
2005-2006 гг. — заместитель руководителя Агентства жилищно-коммунального хозяйства Кабардино-Балкарской Республики
2006-2012 гг. — заместитель министра строительства и архитектуры Кабардино-Балкарской Республики.

Мурат Керефов, министр финансов Кабардино-Балкарской Республики
Родился в 1978 году в г. Нальчике, кабардино-Балкарская АССР. Окончил кабардино-Балкарский госуниверситет по специальности экономист, юрист. кандидат экономических наук.
1999- 2000 гг. — главный бухгалтер магазина «Ткани», г. Нальчик
2000-2002 гг. — ведущий специалист бюджетного отдела министерства финансов Кабардино-Балкарской Республики
2002 г. — главный специалист отдела развития предпринимательства министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики
2002-2004 гг. — начальник отдела поддержки малого предпринимательства, начальник отдела регулирования предпринимательской деятельности министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики
2004 г. — заместитель начальника управления поддержки малого предпринимательства министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики
2004-2005 гг. — заместитель министра экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, начальник управления поддержки малого предпринимательства министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики
2005-2012 гг. — заместитель министра экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики, руководитель департамента поддержки малого предпринимательства и потребительского рынка министерства экономического развития и торговли Кабардино-Балкарской Республики.

Ирина Марьяш, первый заместитель председателя правительства Кабардино-Балкарской Республики
Родилась в 1967 году в г. Кисловодске Ставропольского края. Окончила Горский сельскохозяйственный институт по специальности экономист-организатор и Северокавказскую Академию государственной службы по специальности менеджер-экономист. Избиралась депутатом Парламента Кабардино-Балкарской Республики 1V созыва.
1989-1992 гг. — старший экономист, главный специалист исполкома Прохладненского районного Совета народных депутатов
1992-2009 гг. — ведущий специалист, начальник отдела, заведующая финансовым отделом, начальник МУ «Управление финансами Прохладненского района», заместитель главы администрации Прохладненского района
2009-2012 гг. — депутат Парламента Кабардино-Балкарской Республики 1V созыва, председатель комитета по экономической политике, собственности и предпринимательству, г. Нальчик.

Галина Портова, заместитель председателя правительства Кабардино-Балкарской Республики
Родилась в 1955 году в с. Нижний Малгобек, Моздокский район, СОАССР.
Окончила Курский государственный пединститут и Кабардино-Балкарский госуниверситет. По специальности историк, методист воспитательной работы, экономист. Имеет почетное звание «Заслуженный работник социальной защиты населения КБР».
1972-1974 гг. — сборщик алмазных инструментов Терского завода алмазных инструментов, КБАССР
1974-1979 гг. — студентка курского государственного пединститута
1979-1980 гг. — заместитель директора по воспитательной работе Нижнекурпской средней школы, Терский район, кБАССР
1980-1982 гг. — инструктор Октябрьского райкома ВЛкСМ, секретарь комитета ВЛкСМ Нальчикского технологического техникума
1982-1986 гг. — секретарь Октябрьского райкома ВЛкСМ, г. Нальчик
1986-1989 гг. — секретарь Октябрьского исполкома народных депутатов, депутат Октябрьского районного Совета народных депутатов, г. Нальчик
1989-1990 гг. — инструктор отдела агитации и пропаганды Ленинского райкома кПСС, г. Нальчик
1990-1990 гг. — экономист кабардино-Балкарского опытного завода, г. Нальчик
1990-1993 гг. — управляющая делами совместного предприятия «Техновент», г. Нальчик
1993-1998 гг. — управляющая делами, начальник отдела, заместитель начальника отдела налоговой инспекции по г. Нальчику
1998-2002 гг. — заместитель управляющего отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик
2002-2004 гг. — заведующая отделом Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кабардино-Балкарской Республике, г. Нальчик
2004-2010 гг. — заместитель главы местной администрации городского округа Нальчик по социальным вопросам
2010-2012 гг. — директор торгового центра «Горный», г. Нальчик.

Пшикан Семенов, министр образования и науки Кабардино-Балкарской Республики
Родился в 1960 году в с. Терекское Терского района Кабардино-Балкарской АССР.
Окончил кабардино-Балкарский госуниверситет по специальности преподаватель физики и Северо-кавказский кадровый центр при Правительстве Российской Федерации по специальности менеджер, экономист-правовед. кандидат педагогических наук. Избирался депутатом Совета представителей парламента Кабардино-Балкарской Республики.
1980-1982 гг. — учитель физики Ново-Хамидиевской средней школы, Терский район, кабардино-Балкарская АССР
1982-1983 гг. — учитель физики Терекской средней школы, Терский район, кабардино-Балкарская АССР
1983-1984 гг. — организатор внеклассной и внешкольной работы Терекской средней школы, Терский район, кабардино-Балкарская АССР
1984-1986 гг. — служба в рядах Советской Армии
1987-1988 гг. — организатор внеклассной и внешкольной работы Терекской средней школы, Терский район, кабардино-Балкарская АССР
1988-1992 гг. — директор школы-интерната № 8, г. Терек, Терский район, кабардино-Балкарская Республика
1992-1993 — заместитель главы администрации Терского района по социальным вопросам, г. Терек, кабардино-Балкарская Республика
1993-2000 гг. — заведующий отделом народного образования Терского района, г. Терек, кабардино-Балкарская Республика
2000-2002 гг. начальник Управления народного образования Терского района, г. Терек, кабардино-Балкарская Республика
2002-2004 гг. — заместитель министра образования и науки Кабардино-Балкарской Республики - начальник управления по молодежной политике Министерства образования и науки Кабардино-Балкарской Республики, г. Нальчик
2004-2012 гг. — начальник управления образования Терского района, г. Терек, кабардино-Балкарская Республика.

Республика Северная Осетия-Алания
Алексей Мачнев, Председатель парламента Республики Северная Осетия-Алания
Родился в 1959 году в городе Орджоникидзе Северо-Осетинской АССР.
Окончил Горский сельскохозяйственный институт по специальности «электрификация сельского хозяйства» и Российскую академию государственной службы, где получил квалификацию «экономист-менеджер».
1981-1983 гг. — воинская служба в Группе советских войск в Германии
1983-1994 гг. — работа в комсомольских и партийных организациях, на промышленных предприятиях Северной Осетии, депутат городского собрания Владикавказа
1994-1998 гг. — начальник отдела экономического прогнозирования администрации местного самоуправления г. Владикавказа
1998-2005 гг. — первый заместитель, затем руководитель администрации президента и правительства республики, представитель президента РСО-А в республиканском парламенте
2005-2006 гг. — руководитель аппарата парламента Республики Северная Осетия-Алания
2006-2008 гг. — заместитель начальника департамента по внутренней политике аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе
2008-2010 гг. — главный федеральный инспектор по Республике Северная Осетия-Алания аппарата полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе
2010-2012 гг. — главный федеральный инспектор по Республике Северная Осетия-Алания аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-кавказском федеральном округе.
В октябре 2012 года избран депутатом парламента Республики Северная Осетия-Алания.
«Сформирован парламент, и я как председатель буду строить свою работу, уважая политические пристрастия и ценя индивидуальность каждого из вас. Я уверен, что вместе мы сможем сохранить хорошие и добрые традиции, заложенные нашими предшественниками и, более того, развить их и добавить новое. В конечном счете цель у нас одна — процветание нашей любимой Осетии и благополучие нашего народа. А пути достижения этой цели мы будем определять вместе», — подчеркнул Алексей Мачнев в своем выступлении после избрания его председателем парламента.

Зураб Макиев, первый заместитель председателя правительства РСО-Алания — полномочный представитель РСО-Алания при президенте РФ
Родился в 1976 году в г. Тбилиси. В 1998 году окончил СевероОсетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова по специальности «юриспруденция». В 2002 году проходил профессиональную переподготовку в Ростовском государственном университете. В 2004 году — курсы повышения квалификации Российского института государственных регистраторов при Минюсте России. А в 2006 году — курсы повышения квалификации Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Действительный государственный советник РФ 3-го класса.
1998-1999 гг. — служба в рядах Российской Армии. Трудовую деятельность начал в 2000 году в должности судебного пристава — исполнителя Службы судебных приставов Министерства юстиции РСО-Алания. 2000-2004 гг. — специалист-эксперт, главный советник, главный федеральный инспектор по Республике Северная Осетия-Алания управления аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе администрации Президента Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону). 2004-2006 гг. — заместитель директора Научного центра правовой информации Министерства юстиции Российской Федерации (г. Москва).
2006 г. — заместитель руководителя Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Южному федеральному округу (г. Ростов-на-Дону)
2007 г. — заместитель начальника Управления Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции Российской Федерации (г. Москва)
2009 г. — первый заместитель директора Департамента финансов костромской области (г. кострома)
2009-2012 гг. — заместитель руководителя секретариата первого заместителя председателя правительства Российской Федерации (г. Москва).

Карачаево-Черкесская Республика
Мурат Карданов, председатель правительства Карачаево-Черкесской Республики
Родился в 1960 году в а. Малый Зеленчук Хабезского района Ставропольского края.
В 1986 году окончил Ставропольский политехнический институт.
Специальность «технология машиностроения», инженер-механик.
1978 г. — ученик токаря участка №10 завода «каскад», г. Черкесск
1978-1980 гг. — служба в рядах Советской Армии
1980-1982 гг. — слесарь 3-го разряда участка №10 завода «Каскад», г. Черкесск
1982-1983 гг. — инженер-технолог завода «Каскад», г. Черкесск
1983-1985 гг. — секретарь комитета ВЛКСМ ГПТУ № 3, г. Черкесск
1985-1988 гг. — второй секретарь Черкесского горкома ВЛКСМ, г. Черкесск
1988-1992 гг. — первый секретарь Хабезского РК ВЛКСМ, а. Хабез
1992-1995 гг. — председатель комитета по делам молодежи администрации Хабезского района, а. Хабез
1995-1999 гг. — заместитель директора ТОО «РЭЛЛ», г. Черкесск
1999-2002 гг. — заместитель директора ООО «Строитель к», г. Черкесск
2002-2004 гг. — директор ООО «Строитель к», г. Черкесск
04.2004-09.2004 — заместитель директора ООО «Строитель к», г. Черкесск
2004 г. — генеральный директор ООО «Союзюгстрой», г. Черкесск
2004-2009 гг. — генеральный директор ОАО «Агродорсервис», г. Черкесск
2009-2012 гг. — генеральный директор ОАО «Аспект к», г. Черкесск
2012 г. — заместитель главного инженера Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства», г. Черкесск
2012 г. — заместитель директора Карачаево-Черкесского республиканского казенного предприятия «Дирекция капитального строительства», г. Черкесск.

Уали Евгамуков, министр культуры Карачаево-Черкесской Республики
Родился в 1960 году в а. Псыж Прикубанского района Ставропольского края.
В 1984 году окончил Московский Государственный университет культуры и искусств по специальности «культурно-просветительная работа», преподаватель хореографических дисциплин.
Чемпион России по спортивным танцам (1990 г.), чемпион штата Вирджиния по спортивным танцам (США, 1990 г.), серебряный призер кубка Голландии по спортивным танцам (1991 г.), финалист чемпионата мира в Германии по спортивным танцам (1992 г.), обладатель кубка мира по танцам (Швейцария, 1991 г.).
1984 г. — сотрудник ДК РТИ г. Черкесска
1986 г. — служба в армии в г. Грозном
1988 г. — сотрудник ДК РТИ г. Черкесска
1989-1993 гг. — академия спортивного танца Марсела Де-Райка, Голландия
1993-2004 гг. — собственная студия спортивного танца «Оушен болрум» в г. Майами, США
2004-2006 гг. — депутат Народного Собрания (Парламента) КЧР, председатель комитета по законодательству, законности, местному самоуправлению, региональным связям и национальной политике
2006-2009 гг. — глава временной территориальной районной государственной администрации Абазинского района
2009-2012 гг. — советник генерального директора ОАО «Межре-гионгаз».
Евгений Кратов, министр по делам национальностей, массовым коммуникациям и печати Карачаево-Черкесской Республики
Родился в 1971 году в г. Черкесске.
Окончил в 1994 году Ростовский государственный университет по специальности «история», в 1997 году — аспирантуру при Ростовском государственном университете, в 2003 году — Академию государственной службы при президенте Российской Федерации.
кандидат исторических наук.
1987- 1988 гг. — секретарь комитета ВЛкСМ СШ №9 г. Черкесска
1988- 1989 гг. — старший пионервожатый СШ №9 г. Черкесска
1989 г. — служба в армии
1990-1994 гг. — студент Ростовского государственного университета
1994-1997 гг. — аспирант Ростовского государственного университета
1998 г. — специалист министерства образования КЧР
1998-2004 гг. — уполномоченный по связям с религиозными организациями в Правительстве
КЧР
2004-2012 гг. — уполномоченный главы КЧР по связям с религиозными организациями.

Борис Спиридонов, министр образования и науки Карачаево-Черкесской Республики
Родился в 1974 году в г. Карачаевске.
Окончил в 1995 году Карачаево-Черкесский Государственный педагогический университет, в 2000 году — Карачаево-Черкесский межотраслевой центр повышения квалификации и переподготовки кадров.
Специальности: учитель математики и информатики, юрист.
1996-2000 гг. — инженер ЭВМ в ДРСУ-2 Севкававтодороги
2000 г. — юрист в карачаевском управлении СЗН
2000- 2001 гг. — юрист в ОАО «карачаевская типография»
2001 г. — старший преподаватель кафедры СГН по 13-ому разряду ЕТС, филиала Пятигорского государственного университета в г. карачаевске
2001-2002 гг. — ведущий специалист-юрист управления труда и социального развития карачаевского района
2002-2003 гг. — ведущий специалист комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. карачаевска
2003-2005 гг. — главный специалист-юрист административно-правового отдела министерства труда и социального развития КЧР
2005-2009 гг. — помощник председателя правительства КЧР, помощник председателя правительства КЧР — руководитель секретариата аппарата правительства КЧР
2009-2010 гг. — помощник президента КЧР — руководитель секретариата президента КЧР
2010-2011 гг. — и.о. министра, министр образования и науки КЧР
2011 г. — начальник отдела по вопросам охраны труда и трудовым отношениям министерства труда и социального развития КЧР
2011-2012 гг. — помощник председателя Правительства КЧР.

Марат Хубиев, министр туризма и курортов Карачаево-Черкесской Республики
Родился в 1971 году в г. Карачаевске.
В 1994 году окончил Ростовский институт народного хозяйства по специальности «экономист»
1988-1989 гг. — слесарь 1-го разряда по ремонту автомобилей, водитель 3-го класса карачаево-Черкесской автобазы ОПТУС, г. Черкесск
1989-1994 гг. — учеба в Ростовском институте народного хозяйства
1991-1993 гг. — директор ТОО «Хурмет», г. Черкесск
1993-2009 гг. — управляющий карачаево-Черкесским филиалом МкБ «Связь-Банк», руководитель Южного регионального центра ОАО АкБ «Связь-Банк», вице-президент, советник президента-председателя правления Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики ОАО АкБ «Связь-Банк», г. краснодар
2009-2012 гг. — руководитель проекта по созданию мультибрен-довой СТО на территории г. Черкесска.

Расул Чотчаев, министр физической культуры и спорта Карачаево-Черкесской Республики
Родился в 1971 году в селе Учкекен Малокарачаевского района карачаево-Черкесской Республики.
В 1996 году окончил карачаево-Черкесский государственный технологический институт.
В 2004 году окончил Московский государственный социальный университет.
Специальность по образованию инженер-механик, юрист.
Свою трудовую деятельность начинал с тренерской работы (с 2004 г. по настоящее время).
2004-2012 гг. — директор ДЮСШ №2 «Армспорт», с. Учкекен Малокарачаевского района КЧР
2007-2010 гг. — президент федерации армспорта КЧР
2007-2011 гг. — помощник депутата ГД РФ на общественных началах.
Заслуженный мастер спорта России.
Член партии «Единая Россия».

Республика Ингушетия
Ахмед Арсамаков, заместитель председателя правительства Республики Ингушетия
Родился в 1978 г. в г. Грозном Чечено-Ингушской АССР.
В 2012 г. окончил Академический Международный институт, менеджер по специальности «менеджмент организации».
Трудовую деятельность начал в 1993 г. рабочим в строительной бригаде в фирме «Алюр» г. Москвы. В 1995 году — начальник технологического цеха.
1997 г. — начальник цеха в ТБк «Плюс» г. Москвы
1997-1998 гг. — брокер в отделе арбитражных операций ЗАО «Пре-ма-Инвест» г. Москвы
2004 г. — генеральный директор ООО «Промсвязь XX1»
2006-2007 гг. — директор по строительству социальных объектов ОАО «Ростерминалуголь»
2012 г. — заместитель министра по физической культуре и спорту Республики Ингушетия.

Павел Пущин, заместитель председателя правительства Республики Ингушетия — министр экономического развития Республики Ингушетия
Родился в 1977 году в г. Малгобеке Чечено-Ингушской АССР.
Окончил Российскую экономическую академию им. Г.В. Плеханова (1999 г.), АВС 0447322 (экономист по специальности «финансы и кредит»);
Академию народного хозяйства при правительстве РФ (2005 г.);
профессиональную переподготовку по программе «Финансовый директор. Внутрифирменное бюджетирование»;
Государственный университет — Высшую школу экономики (2005 г.), свидетельство о повышении квалификации № В1888 («Организация и проведение торгов (конкурсов) на закупку продукции для государственных нужд»);
Академию народного хозяйства при правительстве РФ (2006 г.), удостоверение 3553 У-АНХ («Аудит эффективности в системе государственного финансового контроля»);
ВГНА Министерства финансов РФ (2008 г.), юрист по специальности «юриспруденция».
1999-2003 гг. — государственный налоговый инспектор отдела мониторинга проблемных налогоплательщиков в Межрегиональной ГНИ по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков; старший налоговый инспектор, главный налоговый инспектор отдела планирования и проведения выездных проверок; заместитель начальника отдела налогового контроля, г. Москва
2003-2004 гг. — начальник отдела налогового контроля № 1 в Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 2, г. Москва
2004 г. — финансовый директор ООО Страховая организация «РЕГНУМ», г. Москва; начальник финансового управления ООО Инвестиционная компания «РЕГНУМ», г. Москва
2005 г. — заместитель начальника отдела выездных проверок в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 7, г. Москва
2005-2006 гг. — заместитель руководителя Межрегионального управления ФМС России в г. Владикавказе. Федеральная миграционная служба Российской Федерации
2006 г. — ведущий инспектор инспекции по контролю расходов на содержание судов, органов прокуратуры и юстиции Департамента по контролю расходов федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в Счетной палате РФ, г. Москва
2006 г. — советник аппарата заместителя министра административного департамента МВД России, г. Москва.
Служба в органах внутренних дел (прикомандирован к администрации президента РФ):
2006- 2007 гг. — старший референт аппарата заместителя министра внутренних дел Российской Федерации (подполковник внутренней службы), г. Москва
2007- 2008 гг. — советник Департамента информационно-аналитического и организационного обеспечения аппарата полномочного представителя президента РФ в ДФО, г. Хабаровск
2008- 2009 гг. — федеральный инспектор Департамента по кадровым вопросам, государственным наградам и государственной службе аппарата полномочного представителя президента РФ в ДФО, г. Хабаровск
2009 г. — заместитель начальника департамента экономической и социальной политики аппарата полномочного представителя президента РФ в ДФО, г. Хабаровск
2009-2011 гг. — министр инвестиций и внешнеэкономических связей РСО-А, г. Владикавказ
2011 г. — заместитель министра экономического развития РСО-А, г. Владикавказ
2011-2012 г. — заместитель председателя правительства Республики Ингушетия, г. Магас.

Ставропольский край
Юрий Тыртышов, вице-губернатор — председатель правительства Ставропольского края
Родился в 1967 году в поселке Зимняя Ставка Нефтекумского района Ставропольского края.
Окончил Ставропольский политехнический институт по специальности «инженер» и Российскую академию государственной службы при президенте Российской Федерации по специальности «юрист».
кандидат экономических наук.
Действительный государственный советник Российской Федерации III класса.
Трудовую деятельность, начиная с 1986 года, посвятил работе в строительной отрасли. Прошел ступени профессионального роста от вышкомонтажника 3-го разряда Ставропольского управления буровых работ до руководителя крупных строительных предприятий.
Работал на государственных должностях краевого и федерального уровня. В том числе заместителем председателя правительства Ставропольского края — министром жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края, заместителем руководителя Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, заместителем министра регионального развития Российской Федерации.
Занимал пост первого вице-президента госкорпорации «Олимп-строй». В 2011-2012 годах работал заместителем, первым заместителем генерального директора по развитию открытого акционерного общества «курорты Северного Квказа».