Международный аэропорт Махачкала — старейшее авиапредприятие Дагестанского авиационного узла. Взлетная полоса махачкалинской воздушной гавани подняла на крыло десятки тысяч самых разных самолетов и винтокрылых машин гражданской и военной авиации. 2017 год стал девяностым по счету. История аэропорта неразрывно связана с развитием современной авиации Дагестана, России и мира.

История авиагавани
Аэродром был основан в 1927 году на трассе Москва — Харьков — Ростов — Тифлис. В 1930-м началось строительство аэровокзала, бензохранилища. Самолет Р-2 стал первой машиной, на которой тогда летали, перевозили продовольствие, тару на рыбные промыслы, почту. В 1938 году было сформировано авиазвено, позднее — авиаотряд, который выполнял перевозку грузов в горные районы, опылял территорию против саранчи и малярийного комара. В течение 10 лет были открыты полеты в Киев, Ростов, Сталинград, Астрахань и Куйбышев.
В 1954 году в аэропорту приземлился первый пассажирский самолет Ан-2, в 1960-м — вертолет Ми-4. Это позволило начать широкое освоение горных трасс. В Дагестане была создана самая горная сеть воздушных линий в стране, где пилоты только на Ан-2 перевозили по 8001000 пассажиров в день. В 1958-м аэродром был перебазирован в район станции Уйташ. В начале 60-х перевозка пассажиров увеличилась в три раза, объем грузовых перевозок — вчетверо. Появились новые самолеты Ан-2 и Ан-12. Здесь базировалась авиаэскадрилья спецприменения. Стала летать сельхозавиация, пилоты работали в Краснодарском крае, Астраханской и Волгоградской областях, на обработке хлопка в Азербайджане. В конце 1963 года завершилось строительство современного аэровокзала и гостиницы. В 1966-м за образцовую работу и успешное выполнение народно-хозяйственных задач Махачкалинский объединенный отряд был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.
В 1971 году аэропорт принял первые турбовинтовые самолеты Ан-24, было открыто прямое авиасообщение с Москвой, Ростовом-на-Дону, Краснодаром, Саратовом, Сочи, Одессой, Баку, Киевом, Минском и др. В 1993-м были закуплены новые магистральные самолеты Ту-154, пилоты освоили трассы в Турцию, Саудовскую Аравию, ОАЭ, Германию. Во время событий на Северном Кавказе в 1999 году аэропорт ежедневно принимал до 70 тяжелогрузных военных самолетов Ил-76 и Ан-22.

Международный аэропорт Махачкала.jpg

Переломный момент
В 2014 году оператором аэропорта стало АО «Аэропорт Махачкала». Сегодня пропускная способность аэровокзала — 260 человек в час. Гавань оборудована современной системой безопасности: установлены металлодетекторы, интроскопы, внедрена многоуровневая система автоматического досмотра багажа, система видеонаблюдения, распознающая потенциально опасные предметы. Работает своя противопожарная служба. В 2016 году аэропорт осуществил прием и выпуск 7735 воздушных судов, максимальная взлетная масса составила 233,4 тыс. тонн. Принято более 869,4 тыс. пассажиров, более 2 тыс. тонн грузов и почты. За шесть месяцев 2017 года пассажиропоток авиагавани увеличился на 17%, на столько же — количество самолетовылетов. Всего в нынешнем году планируется принять более 913 тыс. пассажиров и перевезти 2129 тонн груза и почты.

Новым галсом
С 2014 года аэропорт Махачкалы начал преображаться. Первым делом перемены коснулись взлетно-посадочной полосы. Она была расширена до 45 метров и укреплена полимерно-битумными добавками, которые увеличили прочность ВПП в два раза, а срок службы — в полтора. Реконструкция также коснулась рулежных дорожек, стоянок воздушных судов, перрона. Были отремонтированы инженерные сети, очистные сооружения, трансформаторные подстанции, установлено светосигнальное оборудование. Для доставки пассажиров к самолетам приобретены современные перронные автобусы, трапы, а для людей с ограниченными возможностями жизни и больных — специальный автомобиль амбулифт. Модернизация позволила расширить маршрутную сеть, повысить уровень безопасности полетов, осуществлять обслуживание пассажиров в соответствии со стандартами Международной организации гражданской авиации ICAO.

Международный аэропорт Махачкала.jpg

Международный терминал
В 2016 году началось строительство международного терминала площадью более 8 тыс. кв. м и пропускной способностью 190 человек в час. Одновременно будут обслуживаться пассажиры на вылет и на прилет. Строительство в самом разгаре, уже перенесено периметровое ограждение аэропорта, вынесены коммуникации, заложен фундамент, терминал будет открыт в следующем году.
В начале 2017 года проект реконструкции аэропорта получил статус приоритетного инвестиционного проекта Дагестана. Программа нацелена на преобразование аэропортового комплекса Махачкалы в конкурентоспособный авиатранспортный центр международного значения. Будет увеличен пассажиропоток до 1 млн человек в год, также предусмотрено строительство вертодрома, стоянки ПОЖ (для нанесения противообледенительной жидкости), аварийно-спасательной службы, новых пассажирских терминалов для внутренних и международных рейсов, будут оборудованы зоны отдыха, торговые и деловые зоны.

Особый допуск
В 2016 году открылось регулярное авиасообщение с Турцией и Казахстаном. Планируется открытие авиарейсов в ОАЭ, Иран и КНР. Сегодня полеты в Махачкалу осуществляют авиакомпании «Россия», U-Tair, NordAvia, NordStar, Scat, «Победа». Аэропорт Махачкала получил допуск к приему и выпуску широкофюзеляжных самолетов и был признан пригодным для эксплуатации воздушных судов Boeing-767-200, Boeing-767-200ER, Boeing-767-300 и Boeing-767-300ER, а также Airbus A-330-200 и их модификаций. Это открывает перед предприятием новые возможности по работе с крупнейшими авиакомпаниями России и мира.

Борт «Махачкала»
В 2017 году авиакомпания «Россия» назвала в честь столицы Дагестана воздушное судно Boeing 737-800 с бортовым номером VQ-BPX. Теперь на его борту красуется имя «Махачкала». Самолет рассчитан на перевозку 189 пассажиров в экономклассе. Первый рейс в Махачкалу в новой ливрее самолет выполнил 2 марта. «Мы заинтересованы в том, чтобы авиакомпания «Россия» осуществляла перевозки через наш аэропорт, — подчеркнул генеральный директор АО «Аэропорт Махачкала» Арсен Пирамагомедов. — Нам важно развивать региональные перевозки». 27 июня 2017 года из аэропорта Махачкалы вылетел 10-миллионный пассажир авиакомпании «Победа». Генеральный директор авиакомпании «Победа» Андрей Калмыков и руководитель махачкалинского аэропорта Арсен Пирамагомедов поздравили «юбиляра», вручили памятные подарки. Аэропорт сегодня открыт для пассажиров. Для школьников и активных пользователей проводятся регулярные экскурсии, гости узнают о богатой истории махачкалинского аэропорта, а дети имеют возможность посидеть за штурвалом самолета.