Новому министру по делам Северного Кавказа Сергею Чеботареву будет проще выстраивать работу своего ведомства, чем первому руководителю Минкавказа Льву Кузнецову: в СКФО Чеботарев — человек далеко не новый, а основные проекты и направления деятельности уже сформированы командой его предшественника. Стратегическая задача для Минкавказа остается прежней — сократить отставание СКФО от других регионов России, и от нового министра ждут динамичных действий в ее решении. Длительный опыт работы в администрации президента РФ должен помочь Чеботареву в эффективном проведении на Северном Кавказе политики федерального центра.

министр по делам СКФО.jpg

Неочевидный выбор
Важнейшим аспектом внутренней политики нового президентского срока Владимира Путина должна стать реализация новой доктрины пространственного развития страны, предполагающей постепенное выравнивание качества жизни на всей ее территории, а не концентрацию ресурсов в нескольких узловых точках. Такой подход подразумевает наращивание инвестиций государства в инфраструктурные проекты в регионах, и Северный Кавказ здесь претендует на многое. Объекты транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры, которые появились в СКФО в последнем десятилетии, — лишь малая часть того, что требуется округу, чтобы вырваться из ловушки отсталости. Но для правильного определения приоритетов нужно всеохватное, панорамное понимание специфики территории, умение жестко контролировать ситуацию на местах и наличие прямых каналов коммуникации с центрами принятия ключевых решений.
Как представляется, эти ресурсы у нового главы Минкавказа присутствуют. Хотя из всех новых министров российского правительства Сергей Чеботарев до нынешнего назначения был наименее известен широкой аудитории. Характерная курьезная деталь: некоторые СМИ опубликовали сообщения, что министром по делам Северного Кавказа назначен другой Сергей Чеботарев — мэр города Тамбова.
Действительно, прежняя должность министра — пост заместителя начальника управления администрации президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами — не предполагала большой степени публичности. На этом посту зоной ответственности Чеботарева были отношения с тремя странами Закавказья, а также с Абхазией и Южной Осетией. Эти компетенции новому министру обязательно пригодятся в решении таких задач, как более глубокое участие Северного Кавказа в процессе евразийской интеграции или развитие международных транспортных коридоров, проходящих по территории СКФО.
Среди топовых фигур отечественной политики, с которыми у Сергея Чеботарева могут быть давние связи, называют прежде всего спецпредставителя президента по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, бывшего руководителя кремлевской администрации Сергея Иванова и заместителя секретаря Совета безопасности Рашида Нургалиева. Непосредственным руководителем Чеботарева в администрации президента являлся Владимир Чернов, работавший вместе с Сергеем Ивановым в органах госбезопасности еще с советских времен.

Сам новый глава Минкавказа также имел прямое отношение к сфере обеспечения безопасности задолго до прихода в кремлевские структуры: получив высшее военное образование, с 1990-го по 1998 год служил в погранвойсках. В его послужном списке — командование российской военной базой в Абхазии, участие в боевых действиях в Чечне, выполнение миротворческих задач на Северном Кавказе. В 2004 году Чеботарев начал работу в администрации президента и вскоре включился в работу над Стратегией национальной безопасности РФ до 2020 года, за что в 2010 году был удостоен благодарности тогдашнего президента Дмитрия Медведева.
Сам характер назначения Сергея Чеботарева свидетельствует о том, что основные векторы кавказской политики в правительстве Дмитрия Медведева теперь будут практически полностью исходить от президента Владимира Путина. Прежняя ее конфигурация была несколько иной. Выделение Северного Кавказа в отдельный федеральный округ произошло в период президентства Медведева, а после отставки в 2014 году первый президентский полпред в СКФО Александр Хлопонин сохранил за собой пост вице-премьера в медведевском кабинете, курирующего в том числе и Кавказ. Тогда же первым главой новообразованного Минкавказа стал близкий к Хлопонину экс-губернатор Красноярского края Лев Кузнецов.
В данных назначениях хорошо прочитывалось стремление наполнить новые федеральные структуры кадрами из регионов, причем в этом присутствовала немалая доля эксперимента: выходцы из Красноярска Хлопонин и Кузнецов прежде опыта работы на Кавказе не имели. Теперь же во главе Минкавказа оказался человек, почти полтора десятилетия проработавший в администрации президента — самом средоточии вертикали власти — и при этом имеющий хорошее знание вверенного ему округа.
При такой концептуальной рамке новым руководителем Минкавказа не обязательно должен был стать хорошо узнаваемый человек. Скорее на первый план выходит более эффективное взаимодействие с администрацией президента, где присутствует достаточно высоких фигур с кавказским бэкграундом. Среди них можно назвать замруководителя АП, экс-главу Дагестана Магомедсалама Магомедова и начальника управления по внутренней политике Андрея Ярина, в свое время работавшего в полпредстве президента в ЮФО и возглавлявшего правительство Кабардино-Балкарии.

Хлопонин.jpg

Проекты по наследству
Одной из важнейших задач, в целом выполненных Александром Хлопониным и Львом Кузнецовым, стало создание системы институтов развития СКФО. Их настройка во многом происходила методом проб и ошибок, но в результате нити управления ключевыми структурами — Корпорацией развития Северного Кавказа (КРСК) и госкомпанией «Курорты Северного Кавказа» (КСК) — оказались под «зонтиком» профильного министерства.
Советы директоров КРСК и КСК возглавляет первый заместитель руководителя Минкавказа Одес Байсултанов, которого по праву можно считать главным архитектором того механизма государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов, который сейчас действует в СКФО. Именно Байсултанов начиная с 2016 года курирует форум «Инвестируй в Кавказ!», в ходе которого в режиме открытой дискуссии идет отбор проектов, что позволяет избежать упреков в ангажированности решений.
Основная идея экономической политики, которой придерживался Минкавказ при Льве Кузнецове, заключалась в том, что преодолеть хроническую дотационность большинства субъектов СКФО можно только одним способом — через создание новых предприятий, обеспечивающих налоговые поступления в бюджет и рабочие места для населения. Это определило смещение приоритетов от крупных многоступенчатых инвестиционных начинаний к сравнительно небольшим проектам с быстрой окупаемостью. Такой вектор, безусловно, стоит сохранить и после смены руководителя Минкавказа, но самих проектов должно быть значительно больше.
За последние несколько лет на Северном Кавказе удалось существенно снизить безработицу, но отставание по уровню социально-экономического развития от многих других регионов сохраняется. В последнем исследовании уровня благосостояния семей в субъектах РФ, проведенного агентством РИА «Рейтинг», наиболее высокую позицию из регионов СКФО занял Ставропольский край — только 52-е место, а из республик — Северная Осетия — 72-е.
Благодаря строительству и реконструкции дорог, школ и детсадов, медицинских центров улучшение социального самочувствия на Северном Кавказе очевидно, но его экономический потенциал по-прежнему раскрыт недостаточно. В ходе презентации итогов очередного рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах, состоявшейся на Петербургском международном экономическом форуме в конце мая, лишь Кабардино-Балкария была упомянута в числе тех, кто смог существенно повысить свои позиции, но ни один субъект СКФО не вошел в первую двадцатку.
Тем не менее отказываться от расчетов на то, что Кавказ способен на «экономическое чудо», явно преждевременно. За последние три-четыре года СКФО удалось в целом справиться с главным — «красным» уровнем рисков в области безопасности и для граждан, и для бизнеса, без чего было немыслимо говорить об успехах в экономике. Дальнейшие магистральные направления развития хорошо понятны и зафиксированы в конкретном наборе проектов.

Кузнецов.jpg

Прежде всего это развитие туризма: новые курорты «Архыз» в Карачаево-Черкесии и «Ведучи» в Чечне демонстрируют, что на Кавказе возможно появление турпродукта, конкурентоспособного как минимум в масштабах России. Следующей, более сложной задачей станет развитие такого хайтек-направления, как медицинский туризм в рамках проекта инновационного медкластера на территории Кавминвод. Как и в других случаях, его создание, конечно, могло идти быстрее, но принцип «семь раз отмерь» после ряда фальстартов в области мегапроектов был совершенно логичен.
Тем же путем предстоит пройти и в случае с проектом Каспийского хаба: для его успеха давняя идея активизировать международный транспортный коридор «Север — Юг» нуждается в детальной проработке. Здесь главным результатом является принятая в прошлом году Стратегия развития российских морских портов в Каспийском бассейне до 2030 года, из которой можно сделать вывод, что Каспий наконец получит должное внимание федерального центра.
Еще один «долгоиграющий» проект, стартовавший благодаря усилиям Минкавказа, — восстановление Тырныаузского горно-обогатительного комбината в Кабардино-Балкарии.
Ближайшие пять-шесть лет — достаточный срок для того, чтобы все эти масштабные планы не только «показались из-под земли», но и стали приносить Кавказу реальные доходы. Самое главное в данном случае то, что новому руководителю Минкавказа не потребуется время на раскачку или на то, чтобы сгенерировать ключевые проекты: работа над ними может быть продолжена в обычном текущем режиме.

Поле для тонких настроек
«Министерство РФ по делам Северного Кавказа сохранилось — это свидетельствует о том, что те масштабные задачи, которые вы решали, и те, которые предстоит решать, актуальны, — отметил вице-премьер российского правительства Виталий Мутко, представляя Сергея Чеботарева коллективу Минкавказа. — Кадровые изменения не говорят о негативной оценке работы министерства. То, что вы смогли аккумулировать силы, принять специальную государственную программу развития СКФО, ряд подпрограмм различных направлений, таких как реализация потенциала Кавминвод и туристического кластера, ряд проблемных вопросов в республиках выделили в отдельное направление, дорогого стоит».
Иными словами, в наследство Сергею Чеботареву достались не только проекты, но и сложившаяся команда, созданная фактически с нуля. «Мы будем работать с тем коллективом, который есть, а по мере погружения в ситуацию, по мере решения задач будем смотреть, вносить возможные коррективы. Но я думаю, может, этого и не понадобится. Сейчас я вижу эффективных руководителей в министерстве, вижу желание сотрудников решать задачи», — признался Чеботарев вскоре после назначения.
Однако есть и ряд новых ожиданий, связанных с его появлением во главе Минкавказа. Александр Хлопонин и Лев Кузнецов воспринимались в СКФО прежде всего как экономисты и менеджеры, и это не всегда являлось их беспроигрышным преимуществом. Многие проблемы округа имеют комплексный характер, и сводить их решение исключительно к экономическим методам было бы неверно.
Один из характерных примеров — дискуссия о развитии Кавказских Минеральных Вод. С точки зрения чистой экономики, здесь давно сложилась единая агломерация, требующая единого центра управления. Однако данную систему так и не удалось создать, не в последнюю очередь из-за сложной конфигурации различных интересов и властных структур — федеральных, региональных и местного самоуправления. А на эту пеструю карту наслаиваются экологические проблемы, которые нельзя оставлять без внимания. Еще в феврале 2016 года Владимир Путин дал поручение Правительству РФ подготовить предложения о сохранении и рациональном использовании природного потенциала курортов Кавминвод, но результат работы устроил не всех.
«Главная задача — снизить негативное воздействие на природную среду. Это поручение президента не выполнено. Проект федерального закона о Кавминводах еще даже не внесен в Госдуму», — констатировала в прошлом году сопредседатель Центрального штаба ОНФ, вице-спикер нижней палаты российского парламента Ольга Тимофеева. Назначение нового министра по делам Северного Кавказа она восприняла с надеждой на то, что курорты КМВ получат реальную защиту и вернут себе крайне важный статус особо охраняемых природных территорий, утраченный в 2014 году.
Решения требует и такая проблема, как долги регионов СКФО за потребление энергоресурсов, объем которых измеряется десятками миллиардов рублей и постоянно растет. Ситуация в топливно-энергетическом комплексе округа стала темой одного из первых официальных мероприятий с участием Сергея Чеботарева. На июньском заседании рабочей группы по ТЭК при правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития СКФО принято решение о необходимости переформатировать существующие «дорожные карты», упростить их и привести к единому знаменателю, отразив особенности, существующие в каждом субъекте.