В мае Министерство РФ по делам Северного Кавказа отмечает пятилетие со дня основания, и можно с уверенностью говорить о том, что проведены эти годы были не без пользы. Первый глава ведомства Лев Кузнецов, а затем и нынешний Сергей Чеботарев сделали ставку на решении важнейших для макрорегиона вопросов: строительстве социальных объектов, привлечении инвесторов и создании новых рабочих мест. Не менее важным промежуточным итогом работы министерства стало то, что округ из одного из самых проблемных для федерального центра стал вполне благополучной территорией с точки зрения безопасности и политической стабильности, где основными пунктами текущей повестки является экономическое, социальное и инфраструктурное развитие.

5 лет Минкавказа.jpg

12 мая 2014 года вместе с президентским указом об учреждении Министерства РФ по делам Северного Кавказа открылась новая страница в истории территории. Как отмечал главный инициатор создания нового ведомства председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев, оно было придумано для активизации прежде всего экономического развития СКФО. Министерский портфель получил Лев Кузнецов — управленец из команды тогдашнего полпреда в округе Александра Хлопонина.
Медведев не скрывал, что при выборе кандидата на столь важную должность учитывался опыт по развитию субъекта, и у Кузнецова это вполне получилось на посту губернатора Красноярского края. Напутствуя его, премьер отметил, что «СКФО — регион сложный, требующий особого внимания», и особо подчеркнул, что «ключ решения проблем находится в его социально-экономическом развитии». Тогдашний руководитель администрации президента РФ Сергей Иванов уточнил, что первоочередными задачами Кузнецова являются решение проблемы занятости населения, привлечение инвестиций и эффективное расходование бюджетных средств.
Создание нового ведомства с оптимизмом встретили власти на местах. Так, глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров назвал решение об образовании Минкавказа своевременным и востребованным. «Новое министерство получит полномочия по координации всех органов власти, которые задействованы в реализации на Северном Кавказе программ социально-экономического развития. Я думаю, что в этом ключе мы, представители регионов, избежим излишней надобности обивать пороги министерств и ведомств в Москве, решая вопросы своих территорий», — комментировал Евкуров.

Минкавказ стал третьим федеральным министерством, отвечающим за развитие не какой-либо отрасли, а конкретной территории (ранее по аналогичному принципу создавались министерства по делам Дальнего Востока и Крыма), что лишний раз подчеркивает: СКФО является для руководства страны стратегически важным регионом, от которого ждут прорыва в экономической сфере.

5 лет Минкавказа.jpg

Школы жизни
В интервью «Вестнику» пять лет назад сам Лев Кузнецов обозначил для себя целый ряд первостепенных задач. Прежде всего речь шла об эффективной реализации государственной программы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года, которую, по его оценке, необходимо было перенастроить под ключевые потребности округа. Вторым приоритетом министр назвал развитие Кавказских Минеральных Вод, включая проект инновационного медицинского кластера, третьим — восстановление в СКФО промышленного производства, в том числе в рамках импортозамещения. Особое внимание предполагалось уделить курортам Северного Кавказа, которые, как подчеркнул Кузнецов, являются главным богатством и конкурентным преимуществом региона и должны стать одним из локомотивов по привлечению сюда инвестиций.

И Лев Кузнецов, и впоследствии Сергей Чеботарев в качестве преимущества СКФО неоднократно говорили о демографии. Население в субъектах округа стабильно растет, что, однако, имеет и другую сторону медали — постоянное отставание социальной инфраструктуры от потребностей населения. По данным Правительства РФ, на Кавказе проживает порядка 10% всех школьников страны (более 1,2 млн), а в трех республиках — Ингушетии, Дагестане и Чечне — ряд школ из-за нехватки мест вынуждены обучать детей в трехсменном режиме, и именно ликвидация трехсменки была провозглашена одной из ключевых задач министерства в соцсфере.
К настоящему времени благодаря совместной работе Минкавказа, Минобра и региональных властей в данном направлении сделано немало. Только в рамках госпрограммы «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» с 2014-го по 2017 год построено 73 школы на 40 тыс. дополнительных учебных мест, еще более 200 школ капитально отремонтированы. Это особенно оценили на селе, куда, как отзываются местные жители, вместе с новыми условиями обучения пришла настоящая цивилизация. «Мы получили не просто новую школу, а совершенно другое качество образования для наших детей, — призналась корреспонденту «Вестника» Бадирахан Моллатаева, директор построенной в рамках ликвидации трехсменки школы в селении Карланюрт Хасавюртовского района Дагестана. — Одного только учебного оборудования здесь более чем на 160 млн рублей. Это и сенсорные экраны, и компьютеры, и мультимедийные доски, и специализированные классы, например по робототехнике, занятия по которой наши ребята раньше в лучшем случае видели на ютубе».
В Ингушетии трехсменка исчезла в 2017 году, в Чечне и Дагестане это планируется сделать к 2022-му.

Рабочий настрой
Очевидной победой нового министерства стало и кратное сокращение на Северном Кавказе безработицы. На одном из совещаний, посвященных социально-экономическому развитию СКФО, премьер Дмитрий Медведев сообщил, что за четыре года работы Минкавказа количество незанятых в округе граждан снизилось с 500 тыс. до 130 тыс. Это явилось результатом «инвестирования в создание новых рабочих мест как на предприятиях, так и в социальной сфере, в том числе за счет ввода новых школ, детских садов, больниц и других социальных учреждений».
При этом, как подчеркивают руководители министерства, федеральное правительство и местные власти не должны останавливаться на достигнутом и активизировать работу по привлечению инвестиций — только так можно открывать рабочие места в опережающем темпе, в соответствии с растущим населением Северного Кавказа.
Ключевым поставщиком новых вакансий и главной точкой роста налогооблагаемой базы СКФО стал туризм. Из проектов, реализованных за минувшую пятилетку, именно горнолыжный кластер, который развивает подведомственная Минкавказу структура «Курорты Северного Кавказа», больше всего подходит на роль «витрины достижений» округа. Еще в 2014 году в рамках госпрограммы были предусмотрены два этапа: курорты первой очереди — «Архыз» в Карачаево-Черкесии, «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии и «Ведучи» в Чечне, второй очереди — курорты в Ингушетии и Дагестане. Для всех этих зон КСК создает или будет создавать эталонные курорты.
Эталонный курорт подразумевает туристический поток около 350 тыс. человек в год, не менее 30 км горнолыжных трасс, не менее четырех горнолыжных подъемников, гостиничные объекты на 2-6 тыс. мест размещения. Такие параметры обеспечивают курорту необходимое качество, чтобы быть самодостаточным и демонстрировать эффективность: окупать себя, зарабатывать, привлекать дополнительные инвестиции.
К показателям эталонных ближе всего подошли «Архыз» и «Эльбрус», которые, как предполагалось, нужных цифр достигнут к 2025 году. Однако сегодня можно с уверенностью говорить, что обе площадки достигнут требуемой статистики гораздо раньше. Как рассказали «Вестнику» в КСК, в Архызе по итогам 2018 года побывало 290 тыс. туристов: уже который год там сохраняется динамика прироста турпотока в 20%, и нет никаких оснований полагать, что она снизится, заявляют в компании.
Горнолыжные курорты не только привлекают госфинансирование, но и очень интересны для частных инвестиций. С 2014-го по 2018 год только на территории ВТРК «Архыз» построено более 20 коллективных средств размещения, в том числе пятизвездочный отель. «Архыз» превратился в полноценный всесезонный курорт, где интересно и с пользой можно провести не только зиму.
«Все знают, что здесь катаются на лыжах, но и в теплое время года у нас полно различных активностей. Это велосоревнования, фестиваль бега, показательные выступления по многоборью, спортивные занятия по йоге и фитнесу и многое другое», — говорит заместитель генерального директора АО «КСК» Виталий Алтабаев.
В начале 2018 года был запущен и курорт «Ведучи», где также уже заработали два отеля, еще несколько находятся в различной стадии готовности.
Разумеется, активность инвесторов в горнолыжном кластере Северного Кавказа возникла не на пустом месте. Для бизнеса здесь созданы хорошие условия. В частности, установлены льготная ставка по налогу на прибыль, нулевые ставки по налогу на имущество и земельному налогу, предоставляется готовая инженерная инфраструктура.
Однако и вопрос репутации никто не отменял: частным деньгам нужны гарантии. Кавказ, курируемый профильным министерством, стал активно продвигать себя в СМИ и с помощью крупных экономических форумов, зачастую выступая и в Санкт-Петербурге, и в Сочи едва ли не ключевым ньюсмейкером, с завидным постоянством привозя домой солидные портфели с инвестсоглашениями.

5 лет Минкавказа.jpg

Новые задачи
Сергей Чеботарев, принявший год назад эстафету от Льва Кузнецова, в целом продолжает стратегическую линию министерства. Он успел хорошо проявить себя на различных должностях в администрации президента РФ и хотя не является уроженцем Северного Кавказа, отлично знает регион — недаром именно Чеботарев в свое время курировал отношения России с Арменией, Грузией, Азербайджаном, Абхазией и Южной Осетией.
Сейчас в субъектах СКФО продолжается активное строительство социальных объектов, на территории округа реализуется 25 различных государственных программ. Значительные средства будут выделены ему и на осуществление новых майских указов президента.
В экономике Северного Кавказа точки роста известны и понятны: туристический кластер, в который, как ожидается, скоро вернется североосетинский курорт «Мамисон», Каспийский транспортно-логистический хаб, медицинский кластер, Тырныаузское месторождение вольфрамо-молибденовых руд — реализация только этих проектов может принести СКФО не менее 300 млрд рублей инвестиций.
Есть основания надеяться, в следующей пятилетке Минкавказу удастся реализовать и значительный потенциал сельского хозяйства округа, где пока доминируют мелкие и средние производители, а крупные агрохолдинги, в том числе иностранные, пока лишь присматриваются к этой, безусловно, благодатной земле.