Выступая в Совете Федерации, глава минрегиона подчеркнул, что обеспечение межнационального мира и согласия является важнейшим элементом системы национальной безопасности России. Череда недавних конфликтов, социологические исследования подтверждают выводы экспертов: потенциал скрытой нетерпимости между русскими и нерусскими остается высоким и при этом недостаточно изученным. Общество и власть единодушны в понимании того, что межэтнические противоречия — это вызов, на который должен быть дан оперативный, четкий и, конечно же, адекватный ответ.

Многонациональное государство без аналогов
Построение успешного социально ориентированного государства возможно только через укрепление единства российской нации. В дискуссиях последних десятилетий на разных экспертных площадках идея русской и российской нации подвергалась критике.
Нам говорили, что попытка придумать новую национальность — россияне — означает размыть русскую, татарскую, чеченскую, любую другую этническую идентичность. Россия с самого начала своей тысячелетней истории формировалась как многонациональное государство, аналогов которому не было да, пожалуй, и нет в современном мире.
В отличие от многих других стран, которые искореняли национальное в плавильном котле или шли по пути насильственной денационализации, наши народности на протяжении веков развивались на территории России и в лоне России, внося свой вклад в укрепление государственности, сохраняя язык, вероисповедание, традиции и культуру. Все народы объединяла принадлежность к российскому государству, к российской нации. И это не предполагало отказа от других самоидентификаций.

Переосмысление идеологии
Идеология толерантности и мультикультуризма подвержена переосмыслению даже в современных западных странах. Теряется гражданская солидарность, общегражданская идентичность, правительства не справляются с миграционными вызовами. Крупнейшие государства Европы ставят в политическую повестку вопрос о гражданской нации, отмечают излишнюю увлеченность правами меньшинств, если такие увлечения вступают в противоречие с традиционными общечеловеческими ценностями или наносят ущерб правам большинства.
Межнациональные отношения в России предстоит совершенствовать, опираясь в первую очередь на собственный исторический и политический опыт, на многовековой опыт веротерпимости и государственного строительства.
На заседании президиума Государственного Совета в Уфе отмечалось, что межэтнические отношения в нашей стране существуют в условиях несовершенства законодательства. В федеральном и региональном законодательстве работали нормы, которые были основаны на концепции государственной национальной политики, разработанной и принятой в 1996 году. Они не всегда соответствовали современным вызовам, тенденциям и угрозам, что приводило зачастую к дисбалансу наших действий. В последние годы ситуация меняется.
Президент РФ Владимир Путин в статье «Национальный вопрос», вышедшей в январе 2012 года, определил ключевые подходы в регулировании межнациональных отношений. 7 мая 2012 года был подписан указ № 602 «Об обеспечении межнационального согласия», содержащий первоочередные задачи в этой сфере. Указ позволил завершить институциональное оформление государственной национальной политики на федеральном и региональном уровнях.
Сегодня главными элементами управления межнациональными отношениями являются президентский совет по межнациональным отношениям, профильные подразделения администрации президента и правительства, межведомственная рабочая группа правительства, минрегион как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также уполномоченные органы субъектов РФ, консультативные советы, объединяющие национально-культурные автономии, традиционные конфессии, другие институты гражданского общества на региональном и муниципальном уровнях.

Стратегия пять в одном
Базовый документ в сфере межнациональных отношений — Стратегия государственной национальной политики до 2025 года. Она сформулировала пять основных целей.
Первая — упрочение российского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа России.
Вторая — сохранение и развитие этнокультурного многообразия.
Третья — гармонизация этнических и межэтнических отношений.
Четвертая — обеспечение равенства прав, свобод человека и гражданина независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии и других обстоятельств.
Пятая — социальная и культурная адаптация, интеграция мигрантов.
Важным инструментом реализации стратегии стала федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России на 2014-2020 годы». Утвержденный объем финансирования программы — 6,7 млрд рублей. Но мы предполагаем, что в рамках предстоящей бюджетной трехлетки он будет увеличен еще почти на 2 млрд.
Одно из основных мероприятий ФЦП — формирование федеральной системы мониторинга состояния межнациональных и этноконфессиональных отношений. Такая система позволит интегрировать информацию различных органов власти, экспертов, социологических, общественных, религиозных организаций, СМИ, социальных сетей и сформировать карту межэтнической напряженности. Мы видим три уровня мониторинга: оперативный (муниципальный), тактический (региональный) и стратегический (федеральный).
Разработана модельная целевая программа, содержащая два элемента — обязательный и вариативный.
Обязательными для региональных программ являются создание и сопровождение системы мониторинга состояния межнациональных отношений, а также раннее предупреждение конфликтов, реализация комплексной информационной кампании, направленной на укрепление единства российской нации, профилактика этнополитического и религиозно-политического экстремизма, ксенофобии, оказание грантовой поддержки общественным инициативам, повышение квалификации государственных и муниципальных служащих, работающих в сфере межнациональных отношений.
В вариативную часть включены мероприятия, цель которых — этнокультурное развитие народов, включая казачество, содействие адаптации и интеграции мигрантов.

Свои среди своих
Тема межнациональных отношений, национальной безопасности государства неразрывно связана с миграционными процессами. Для России она является ключевой проблемой.
Еще недавно у нас не было такой напряженности в отношении мигрантов, приезжающих из государств — участников СНГ. Сказывались общее экономическое, культурное и языковое пространство, общая история и даже общие планы на будущее. Сегодня же на рынок труда приходит поколение, рожденное после распада Советского Союза, и многие мигранты уже не обладают теми компетенциями и той языковой подготовкой, которые необходимы для успешной адаптации и интеграции.
Для сезонных работников, которые не намерены надолго оставаться в России, оптимальными будут требования по законопослушанию, знанию русского языка на так называемом уровне выживания. Для заключивших трудовые договоры на один и три года необходимо повышать планку — они должны знать не только язык, но и основное законодательство, культурные особенности, традиции места, где собираются жить и работать.
Важнейший элемент умной миграционной политики — государственная программа содействия добровольному переселению соотечественников. Она дает возможность переезжать в Россию гражданам, которые знают русский язык и культуру, считают Россию своей исторической родиной. Такие люди легко адаптируются, не вызывают негативных настроений в обществе.
За период реализации госпрограммы с 2007 года в нашу страну переехали 154 тыс. соотечественников, причем свыше половины — славянской национальности. 50 % из них, или каждый второй, — трудоспособные граждане в возрасте от 18 до 39 лет. Более 40 % — с высшим или незаконченным высшим образованием.
Практически все участники программы и члены их семей трудоустроены. В среднем один соотечественник обошелся бюджету РФ в 17,5 тыс. рублей. При небольших средствах мы видим совершенно очевидный мультипликативный эффект.
Регионы, участвующие в программе, укрепляют свой главный ресурс развития — человеческий капитал, приобретая дополнительные возможности для решения экономических и демографических задач. Важно вовлекать в эту работу не только государственные институты, но и институты гражданского общества, поощрять и стимулировать их на сотрудничество с переселенцами.
Минрегион инициировал изменения в закон о некоммерческих организациях, которые призваны дополнить социально ориентированные виды деятельности деятельностью по социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов. Организации, занимающиеся этими вопросами, смогут получить финансовую, консультативную и правовую помощь, имущественную поддержку, льготы по уплате налогов и сборов.