Его организовал Северо-Кавказский институт — филиал РАНХиГС при поддержке аппарата полномочного представителя президента РФ в СКФО и Минкавказа. Более 300 участников, в числе которых эксперты из России, ближнего и дальнего зарубежья, обсудили актуальные проблемы взаимодействия гражданского общества и публичной власти.

Форум начался с установочной пленарной сессии «Публичная власть и гражданское общество: современная повестка». «Диалог между властью и обществом востребован на Северном Кавказе. Дискуссии по разным темам не прекращаются, и мы продолжим искать ответы на непростые вопросы, — подчеркнул заместитель полномочного представителя президента РФ в СКФО Сергей Стариков. — Ряд функций, которые возложены на публичную власть, можно было бы делегировать на общественный уровень. Однако нередко бывает, что инициативы, предложения подписать конкретный документ или разработать проект заканчиваются только декларациями. В то же время есть инструменты, которые успешно работают».
В рамках форума состоялись подиумные дискуссии «Гражданское общество и публичная власть: возможен ли равный диалог неравных партнеров?» и «Северный Кавказ в пространственном развитии России», экспертные сессии «Интернационализация конституционного права: современные тенденции», «Местное самоуправление перед лицом современных вызовов» и «Интернационализация конституционного права: современные тенденции», проектная сессия «Подготовка управленческих кадров для новой России: традиции и инновации».
Участники и эксперты форума собирались за круглыми столами, посвященными роли гражданского общества в разрешении конфликтов в мультикультурной среде, развитию территории как общественного проекта, стратегии партнерства власти, НКО, вузов и бизнеса, современным трендам геополитического развития СКФО.
По итогам каждой из тем в течение месяца будет составлена итоговая резолюция с предложениями органам законодательной и исполнительной власти.
Третий день форума традиционно собрал представителей молодежного сообщества СКФО. Школьники, студенты, магистранты и аспиранты обсудили вопросы геополитического, социального и экономического развития региона. Участие в дне дискуссионных площадок и мастер-классе «Северный Кавказ глазами молодежи» приняли порядка 300 человек. Представители молодежного сообщества приехали из Ставропольского края, Астраханской области, Чечни, Кабардино-Балкарии, Ингушетии, Карачаево-Черкесии, Дагестана и Северной Осетии.
Дискуссионные площадки форума стали местом сосредоточения интеллектуального потенциала активной молодежи, а также пространством для ежегодного обмена опытом и знаниями между представителями студенческого сообщества.

Пятигорск.jpg

Валерий Фадеев, секретарь Общественной палаты России:
— Позиция моя и моих коллег из Общественной палаты — нужны элементы общественного управления. Во многих актах и законах есть институт общественных обсуждений, но он почти не работает. Чаще всего обсуждения сводятся к одобрению заранее принятого решения чиновников. Мы считаем, что надо создавать рабочие группы из представителей общественности, которые будут включаться на самых ранних этапах проектирования того или иного законопроекта.

Эмиль Маркварт, профессор Высшей школы государственного управления РАНХиГС, президент Европейского клуба экспертов местного самоуправления:
— С одной стороны, когда мы рассуждаем о публичной власти, то говорим, что это власть, выделенная из общества, с другой — что она возвышена над обществом. Гражданское общество тоже имеет определенные характеристики. Это структурированное общество, общество, в котором в экономической и политической сфере присутствует конкуренция. Если говорить о ресурсах гражданского общества, я вижу две вещи — моральное право и инициативу людей.

Ирина Стародубровская, руководитель научного направления «Политическая экономия и региональное развитие» Института экономической политики имени Е. Т. Гайдара:
— Когда мы говорим о взаимодействии государства и гражданского общества, у нас выпадает бизнес с его достаточно серьезными интересами. И поэтому ситуация намного сложнее, чем просто неравенство государства и гражданского общества. Для разрешения противоречий очень важно показать людям, что их мнение учитывается. Договариваться надо о правилах игры в конфликте, чтобы каждый четко понимал, в чем он проигрывает в данном конфликте. Для государства было бы намного выгоднее вести диалог с теми, кто готов эти правила обсуждать.

Екатерина Агеева, эксперт Северо-Кавказского института РАНХиГС:
— Если мы говорим о гражданском обществе и государстве как о научных понятиях, то они примерно равны, но если мы говорим об институтах и организациях, то тут большой вопрос. Условия примерно у всех одинаковые, но с точки зрения взаимодействия и профессионализма неравенство прослеживается. Идет игра личностей, в процессе разработки правил игры участвуют не столько институты, сколько отдельные личности. Есть позиции, когда государство согласно с обществом. НКО готовы помогать людям и решать их проблемы, но берут под свое крыло небольшое количество людей, они мыслят категориями отдельных граждан. В этом плане у государства — глобальность, а у НКО — конкретика.

Пятигорск.jpg

Алексей Елин, директор Департамента планирования территориального развития Министерства экономического развития России:
— Потенциал Северного Кавказа до конца не задействован. Особого внимания центра требует ситуация с развитием городов и агломераций. Территория достаточно компактная, плотность населения высокая, поэтому агломерации очень актуальны для СКФО. Еще одно серьезное преимущество региона — в выстраивании транспортной инфраструктуры, которая создает основу для реализации огромного потенциала. Перед Минэкономразвития стоит задача совместно с Минкавказа разработать полноценную стратегию, чтобы иметь четкий вектор развития Кавказа.

Сослан Абисалов, директор Департамента инвестиционных проектов Министерства РФ по делам Северного Кавказа:
— На Северном Кавказе при самом высоком уровне демографии отмечаются достаточно низкий уровень социально-экономического развития, высокая безработица, недостаточный объем инвестиций и все вытекающие из этого последствия. Очень важно, что Минэкономразвития России определило СКФО геостратегической территорией, а это значит, что регион необходимо развивать ускоренными темпами, от чего напрямую зависит национальная безопасность страны. Все принятые на сегодня решения относительно геостратегического развития Кавказа, на мой взгляд, абсолютно верные.

Наталья Киселева, заместитель директора Северо-Кавказского института РАНХиГС, доктор экономических наук:
— Северный Кавказ уже выделен в Стратегии пространственного развития России в отдельную группу геостратегических регионов, ведь он граничит со многими сопредельными государствами, СНГ и странами Ближнего Востока. С точки зрения пространственного развития, СКФО является одним из самых маленьких по площади макроэкономических регионов, при этом здесь наблюдается устойчивая демографическая обстановка. В связи с этим необходимо в первую очередь подтягивать производство к населению, тем самым обеспечивая комфортные условия для труда и жизни людей, а не пытаться развивать инфраструктуру на незаселенных территориях в надежде, что туда поедут граждане. Задача сложная, но, с моей точки зрения, логика пространственного развития должна строиться именно в этом русле.

Азамат Тлисов, директор Северо-Кавказского филиала РАНХиГС, член Общественной палаты России:
— Эксперты и организаторы в течение месяца подготовят итоговую резолюцию и направят ее в органы исполнительной и законодательной власти. Задумывая форум, мы в первую очередь руководствовались принципом, что это дискуссионная площадка, которая объединяет представителей власти, бизнеса, гражданского общества и экспертов именно с точки зрения живого диалога. Мы намеренно не уходим от сложных вопросов и порой диаметрально противоположных видений решения той или иной проблемы, тех или иных задач, которые стоят перед Северным Кавказом.