Северный Кавказ — удивительная территория, и это обеспечивает ей дополнительное внимание со стороны туристов. Решив проблему безопасности, регионы СКФО должны предложить качественный и недорогой турпродукт, подкрепленный современной индустрией гостеприимства. Тогда количество соотечественников и иностранцев, приезжающих в СКФО, продолжит расти. В этом уверены представители ведущих туроператоров — участники круглого стола, организованного «Вестником».

Нигора Абдуллаева, менеджер по продажам компании «Тур-Экс» (Чечня):
— С каждым годом Северный Кавказ становится все более популярным туристическим направлением не только среди россиян, но и среди иностранцев. Причина в том, что это направление сочетает в себе сразу несколько видов туризма: оздоровительный, спортивный, экологический, культурно-этнический, исторический.
К примеру, в Чечне наблюдается абсолютно положительная динамика по въездному туристско-экскурсионному потоку, который по сравнению с аналогичным периодом 2018 года увеличился на 37%. В первом полугодии 2019 года республика приняла 99,3 тыс. туристов и экскурсантов, из них 2,4 тыс. иностранцев. Еще пять-семь лет назад представить себе людей, с удовольствием и без страха отправляющихся в Чечню или в Дагестан, было невозможно.
В Чечне наибольшим спросом, особенно в период новогодних праздников, пользуются спортивно-туристический комплекс «Кезеной-Ам», всесезонный горнолыжный курорт «Ведучи», город-феникс Грозный, Аргунское ущелье, курорт Серноводск-Кавказский. Регион Кавказских Минеральных Вод и вовсе тяжеловес в сфере туризма и отдыха. В Ингушетии отдыхающих принимает курорт «Армхи». Карачаево-черкесский «Архыз» уже гремит на всю страну, как и кабардино-балкарский «Эльбрус». Курорты «Цей» и «Мертвый городок» в Фиагдонской долине Северной Осетии тоже притягивают туристов, а про Дагестан с его Каспийским морем и Дербентом можно и не напоминать.
В целом гостей интересуют самобытность, культура и национальный колорит. Требования в основном сфокусированы на качестве инфраструктуры и разнообразии досугового предложения, достойном сервисе и адекватной цене.
У всех маршрутов имеется отличная транспортная доступность. Многочисленные рестораны, кафе и бары способны удовлетворить потребности туристов в большом количестве. А главный потенциал Кавказа — это по-прежнему гостеприимные люди. Согласно расчетам, на одно рабочее место в туротрасли СКФО будет приходиться пять рабочих мест в смежных отраслях. Кроме того, до 2025 года в округе запланировано построить 80 км горнолыжных трасс и 30 подъемников. Усилия, которые прилагают государство и негосударственные структуры, приведут к тому, что поток туристов в макрорегион продолжит расти.

Дагестан.jpg

Яна Мартиросова, руководитель туристического бюро «Мартитревел» (Дагестан):
— Сейчас отчетливо прослеживается все более возрастающая конкуренция за туристов. В Дагестане огромный потенциал: море, горы, леса, озера, пещеры, большое количество памятников истории, природы и культуры, разнообразная национальная кухня, народные художественные промыслы — все, чтобы занять лидирующее место среди регионов. И въездной туризм в республике развивается ускоренными темпами. Впервые разработан и паспортизирован самый масштабный кольцевой брендовый турмаршрут «Легенды Дагестана», в который включены более 100 популярных объектов турпоказа. За счет частных инвестиций реализуется проект по созданию турплощадок — хабов на путях следования брендовых маршрутов.
В крупных городах серьезных проблем с размещением туристов не возникает. Сложнее обстоит дело в горах, но и там с каждым годом появляется все больше доступных по стоимости гостевых домов. Зимний сезон в Дагестане пока не очень популярен. За пределами республики мало известно о горнолыжных базах «Чиндирчеро» и «Терменлик». Группы выходного дня собираются в Дербенте или Махачкале, одна дорога занимает часа три, но курорт почти не посещают туристы, он больше рассчитан на местных.
Правда, по сравнению с Эльбрусом или Домбаем, которые практически не доступны большинству россиян из-за высокой цены, в горнолыжном Дагестане размещение даже в новогодние праздники стоит не больше 2-3 тыс. рублей за номер.
Нельзя сказать, что в Дагестане нет проблем с инфраструктурой, дорогами, доступным общественным транспортом, местами размещения или питания. Они есть, и самостоятельно, без поддержки властей не удастся создать полноценный туристический кластер. Тем не менее положительных моментов больше. К нам все чаще приезжают соотечественники и иностранцы, и они хотят вернуться сюда вновь и вновь.

Наталья Барабанова, директор филиала национального туроператора «Алеан» (г. Москва):
— Из года в год Северный Кавказ становится все востребованнее. Основной поток туристов направляется в Кавказские Минеральные Воды — всероссийскую лечебницу. Курорты КМВ были популярны еще в прошлом столетии, и со временем их популярность только растет вместе с инфраструктурой городов. Мы фиксируем динамику роста в 2019 году практически в два раза, и это только по сравнению с 2018-м. По оценкам администрации Ставропольского края, в нынешнем году регион Кавминвод уже посетили более 10 млн человек.
В санаториях КМВ можно приобрести программы лечения и оздоровления, которые предпочтительно бронировать от пяти-семи дней и более. Естественно, что во время столь долгого пребывания в одном городе хочется организовать полноценное времяпрепровождение. Отдыхая, например, в Ессентуках, можно самостоятельно добраться до близлежащих городов — Пятигорска, Железноводска и Кисловодска. Большое количество достопримечательностей, бюветов с источниками минеральной лечебной воды, знакомство с национальной кухней и традициями — за этим сюда стоит приехать не один раз.
Горнолыжные курорты «Архыз» и «Домбай» становятся практически такими же популярными, как сочинская Красная Поляна. Они привлекают низкой стоимостью проживания и удобной инфраструктурой. Примечательно, что на стадии строительства «Архыза» он сразу же планировался как семейный курорт с прокатными базами, обучающими школами, персональными инструкторами.
Растет интерес к Чечне и Ингушетии. Развиваются активные виды отдыха — пешие и конные походы в горы.
Хочется отметить хорошо развитую туристическую инфраструктуру каждого из курортов СКФО. Отельеры предлагают все больше новых и качественных услуг, соответствующих мировому уровню. В крупных городах есть торговые галереи с известными брендами — даже самые заядлые шопоголики смогут провести здесь время с пользой для себя.

Северный Кавказ.jpg

Дмитрий Лемешев, генеральный директор туристической фирмы Caucasus Explorer (г. Москва):
— Пять лет назад иностранный турист на Северном Кавказе считался большой редкостью. Сегодня ситуация изменилась кардинально. Особенно в последние два года — много гостей из Европы, США, Гонконга, Тайваня. Турпоток вырос раз в десять. Если в 2014-м у нас было пять групп зарубежных туристов в год, то сейчас мы организуем 35 туров. Половину объемов занимают Ингушетия, Чечня и Дагестан.
При этом иностранцам мало интересны горнолыжные направления: сложная и дорогая виза. Очень востребован культурно-познавательный отдых. Гостям интересно все: культура, быт, кухня местных народов. Большинство на Кавказе впервые и с радостью открывают для себя регион. Здесь и невероятно архаичные элементы традиционных культур, и креативное современное искусство. Огромное разнообразие этносов, причем его видно вживую, в общении с людьми, а не в мертвом виде в музее. Колоритом отличаются и рестораны. К примеру, особого внимания заслуживает ресторан-музей на Lermontova в Махачкале. Хочется, чтобы ярких, стильных мест было как можно больше.
Одна из главных проблем Кавказа — размещение туристов — сегодня решается намного проще и оперативнее. Растет количество и дорогих звездных отелей, и бюджетных гостевых домов. Что очень важно, места отдыха возникают в горах, вне раскрученных туркластеров. В республики СКФО едут за яркими впечатлениями, приключениями, аутентичной культурной средой и живописными пейзажами. Часто ради чего-то необычного наши гости готовы прогуляться пешком, потерпеть тряску в джипе.
Из минусов я бы назвал дефицит обслуживающего персонала. Зачастую в отеле на 20-30 мест работает один человек. Тут дело не столько в квалификации, сколько в привычке владельцев держать маленький штат.
Туризм мог бы развиваться гораздо быстрее, если бы государственные программы создавались во взаимодействии с малым бизнесом. Именно представители МСП видят своими глазами туристов, продвигают турпродукты и регион в целом за рубежом, имеют опыт эффективного использования относительно небольших денег для решения масштабных задач в развитии туротрасли.

Марина Пириева, директор туристического агентства «Маршрут» (г. Волгоград):
— Если в середине 2000-х годов наиболее востребованными оставались города Кавказских Минеральных Вод и курорты Карачаево-Черкесии, то сейчас можно говорить о расширении географии маршрутов и направлений турпотока. Например, наши туристы стали с интересом посещать Дагестан, Чечню и Ингушетию. Совершенно привычны уже поездки в Кабардино-Балкарию. В период новогодних праздников наиболее популярными остаются горнолыжные туры на курорты Карачаево-Черкесии. Рекреационные и познавательные поездки без спортивной составляющей также пользуются спросом при проживании в гостиницах Нальчика, Кисловодска и других городов КМВ именно с готовыми пакетами услуг и предложений.
Пристрастия туристов, скорее всего, остаются прежними: радушный прием хозяев, вкусная еда, чистые комнаты и исправная сантехника. У гостиниц Северного Кавказа имеется успешная практика приема туристов, и, как правило, в них хорошо кормят. Особенно хочется отметить средства размещения в Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии.
Отели с опытом работы прекрасно ориентируются в потребностях гостей, однако новые предложения часто рассчитаны на индивидуальных туристов, семьи и отдельные компании, где философия отдыха отличается от организованных групп. Такие новички учатся на практике вместе с нами и нашими требованиями. В итоге многое зависит от мастерства туркомпании, умения сопровождающего группы и водителей грамотно и профессионально исполнять свои обязанности.
Количество туристов на Северном Кавказе продолжит неуклонно расти при условии, что СМИ не будут пугать людей постоянной террористической угрозой.

Юлия Наумова, директор по развитию туроператора «СанТрекТур» (Кабардино-Балкария):
— Cборные экскурсионные и активные туры комфорткласса на Северный Кавказ впервые мы заявили в 2014 году, а в 2018-м набор вышел на серьезный уровень. Поток туристов ежегодно растет на 20-30%. Среди них много возвратных гостей — тех, кто один раз поехал в тур, а затем отправляется на новые программы.
Экскурсионный турист молодеет, и это еще одна интересная тенденция. Если в 2016-2017 годах мы принимали гостей от 45 до 80 лет, то сейчас в группах чаще встречаем молодежь и семьи с детьми от 10 лет. Увеличивается турпоток из Санкт-Петербурга. Намного больше в СКФО иностранных экскурсионных групп, в том числе из США, Израиля, Кореи, Гонконга, Германии, Бразилии, Китая. Представить такое еще в 2014 году было сложно. Серьезной победой для всего региона и нашей гордостью стал прием туристического поезда «Золотой орел» осенью 2018 года. Главное, что с открытием железнодорожного моста на остров Крым с 2021 года турпоезд с самыми взыскательными туристами со всего света будет ходить по Северному Кавказу ежегодно.
Для того чтобы количество туристов в СКФО продолжило расти, необходимо повышать уровень сервиса, решать транспортный вопрос, обеспечить штат гидов для русских и иностранных гостей, знающих весь Кавказ. Также нужно заниматься ценовой политикой: наши курорты борются за клиентов не только с заграницей, но и с соотечественниками.
Решая эти проблемы, надо заботиться об экосоставляющей округа. Красивейшая природа, целебные минеральные источники, нетронутые луга, чистейшие озера, удивительный горный воздух — именно за этим едут в СКФО гости со всей России.