Выступая с посланием региональному парламенту, Таймураз Мамсуров заметил, что согласно заключению экспертов Московского государственного университета Северная Осетия «достаточно прочно и многогранно интегрирована в экономическую и социальную жизнь остальной России». По признанию главы республики, он с большой долей сомнения относится к выстраиванию субъектов по ранжиру: «Результаты опросов, как и прогноз погоды, часто не сбываются. Но данные государственной статистики неумолимы, не зависят от общественного мнения и пристрастий».

Сравнение уровня городской инфраструктуры как стимул для развития
— Каждый год в Северной Осетии множатся магазины, супермаркеты, рестораны. Если бы не было спроса на товары потребления, не было бы и роста коммерции. По показателям розничного товарооборота республика находится в первой пятерке регионов России. Осетию связывают торговые отношения с 20 странами мира, внешнеторговый оборот исчисляется десятками миллионов долларов.

Зона покрытия сотовой связью в нашей республике составляет более 97% территории, включая труднодоступные горные районы. Количество сотовых телефонов на душу населения также больше, чем в среднем по СКФО. По уровню проникновения интернета мы находимся в тройке передовых регионов страны.
За год миграционный отток из республики сократился на 12%, к нам въехало более 13 тыс. человек, поменяв прежнее место жительства на Северную Осетию. За два года было оформлено 90 тыс. загранпаспортов для отдыха, проведения отпусков за границей.
Во всем мире количество личного автотранспорта, мобильных телефонов, пользование интернетом, отдых за рубежом — это легкодоступные цифры для общей характеристики реального уровня жизни.

Высокие требования населения к комфортной жизни исторически сложились в Осетии и соответствуют высокому уровню образования и политической культуры. И в этом нет ничего нового или плохого. Жители республики, бывая во многих странах мира, сравнивают уровень услуг или городской инфраструктуры с тем, что они видят не только в Москве или Питере, но и в других государствах. И это может быть только стимулом для развития.

В поисках источников стабильного экономического роста
— Впервые республиканский бюджет на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов сформирован на основе государственных программ, что позволяет нам иметь сбалансированную стратегию действий на несколько лет вперед. Бюджет при этом сохраняет свою социальную направленность.
Экономическими и финансовыми факторами, обеспечивающими процесс развития, становятся рост инвестиций в регион, подъем промышленного и агропромышленного производства, повышение налогового потенциала, культуры производства и бизнеса.
На данный момент увеличение производства в основном поддерживается за счет реализации инвестиционных проектов с участием государства, субсидирования сельского хозяйства, повышения зарплат работников бюджетной сферы. Поэтому для нас очень важно найти источники стабильного экономического роста в негосударственном секторе экономики. У инвесторов еще сохраняются страхи перед работой на не очень понятном и не очень спокойном Кавказе. Страхи эти часто надуманы и преднамеренно нагнетаются.

Инвестора надо убеждать поверить в регион
— За последние годы мы приложили немало усилий для поддержки предпринимательства — приоритетной для Осетии сферы деятельности. В республике действует полтора десятка форм господдержки малого и среднего бизнеса. Мы облегчили инвесторам вход в экономику региона, упростили многие процедуры, снизили налоги.
И все же явного результата пока не достигли. Образно говоря, мы открыли двери, постелили дорожку, а инвестор все не заходит. Просто так он и не зайдет. Его надо активно искать, убеждать поверить в нас. За инвестором надо ухаживать, как за девушкой, чтобы убедить прийти, интегрироваться в экономику именно нашего региона.
Считаю, необходимо ввести персональную ответственность за конкретный результат работы госслужащих, глав местного самоуправления, отвечающих за привлечение инвестиций. Должен быть тщательный анализ, ежедневный разбор полетов, непрекращающийся мозговой штурм, моделирование ситуации при разных вариантах ее развития.

Туризм в республике — это не только «Мамисон»
— Важнейшим инвестиционным проектом Северной Осетии является «Мамисон». В реализацию этого проекта многие до сих пор не верят, как не верили когда-то и в сочинскую Олимпиаду. Но он будет реализован. Проделана огромная работа, подведена практически вся инфраструктура курорта. Теперь «Мамисон» становится проектом федерального уровня.
Однако это не значит, что туризм в республике — это только «Мамисон». Есть много других направлений в данной сфере, которыми надо активно заниматься. В советское время, когда Визбор сочинял свой «Цейский вальс», потоки туристов в Осетию измерялись миллионом, как сказали бы специалисты, человеко-дней. Существовала система профсоюзного отдыха, пионерские лагеря. В таком виде этого, конечно, не восстановить.
Теперь выстроена другая — коммерческая — система путешествий и туризма. Необходимо участвовать в ней: формировать костяк управляющего и обслуживающего персонала, обучать гидов.
Актуальные вопросы: создание рекреационной карты республики — одного из базовых для отрасли документов; эффективная работа по формированию республиканских туристических маршрутов, продвижение их на российский рынок туризма; развитие культурного, событийного, этнического, делового туризма. Именно на этих направлениях мы можем получить уникальное конкурентное преимущество.