В Ингушетии говорят: «Девушка выходит замуж не за мужчину, а за весь его род». И это неспроста — родители невесты могут дать свое согласие на брак только после досконального изучения его родословной: важно выяснить, насколько достойный тейп, что из себя представляет семья, нет ли нерешенных кровных вопросов.

Любовь, а не договор
Заира — абсолютный пример современной женщины, которая стремится успеть в жизни все: получить образование, сделать карьеру, создать семью. Замуж она не торопилась, знала — всему свое время.
С Тимуром они познакомилась, когда ей было 20 лет, а его женой стала только в 29. В течение этого времени их отношения развивались, чувства крепли, и даже долгая разлука, когда Заира уезжала работать в Москву, никак не повлияла на выбор судьбы.
«В один прекрасный момент мы оба осознали, что пора принимать решение. Все обговорили заранее и сообщили родственникам, что собрались пожениться. Как того требуют традиции, к родителям сначала приехали посредники со стороны жениха, чтобы предупредить их о скором появлении сватов в нашем доме. Папа дал знать, когда будет готов их встретить. Время между появлением посредников и сватов дается для того, чтобы стороны могли лучше все разузнать друг о друге. Самое главное — это нет ли между нами какого-либо родства, неразрешенной кровной мести или фактов, позорящих тейп.

Как сейчас помню, мама позвонила мне в Москву и спросила, хорошо ли я все обдумала. Конечно, она могла бы этого и не делать, но у нас в семье принято спрашивать желания детей. Родители понимали, что решение было окончательным, и очень радовались, что я, наконец, собралась замуж. Поэтому отец сразу сказал, что во второй же приезд сватов даст свое согласие. Хотя бывает, что подобных встреч бывает три или четыре.
Сказано — сделано. В назначенный день в нашем доме собрались все родственники во главе со старейшиной рода. С другой стороны приехали также самые почетные члены тейпа. Они привезли с собой калым и барана, чтобы впоследствии «пролить кровь», тем самым скрепив родственные узы. Но этому предшествовали долгие разговоры, во время которых родные во всех красках нахваливали наши с Тимуром достоинства. Когда все высказались, отец дал свое официальное согласие на брак. После этого мулла зачитал мавлит, и сторона жениха вручила калым. В моем случае он составлял пятьдесят тысяч рублей, сто долларов матери за то, что воспитала такую дочку, и по две тысячи рублей всем моим теткам.

С этого дня я считалась засватанной, никто уже не мог на меня претендовать. Так прошло полтора месяца, которые были очень насыщенными. Мама меня серьезно готовила к замужеству: подробно рассказывала, что мне делать во время свадьбы, как себя вести в новом доме, как обращаться с родственниками жениха.
Помимо этого мы собирали приданое. В итоге оно у меня составило три чемодана и три сундука. В них вошли подарки всем родственникам: костюмы и рубашки для отца жениха, его дядей, братьев, матери, сестер и племянников. Для теток и жены брата были подготовлены спальные комплекты и полотенца. Но самое главное — это подарок свекру: традиционно ему вручаются новый матрас, одеяло, подушка и ковер. Для себя были куплены одежда, обувь, бытовая техника, гладильная доска и утюг (они еще сыграют свою роль в дальнейшем), три ковра, спальный гарнитур, мягкая мебель и постельные принадлежности.
Откровенно говоря, очень много всего было приобретено. В последние годы в Ингушетии появилась новая свадебная мода — все стараются перещеголять друг друга. И хотя я считаю это лишним, все равно пришлось следовать современным веяниям.

Единственное, в чем мне по-настоящему хотелось быть лучше всех, — это свадебное платье. Без хвастовства скажу — оно было роскошным. Представьте национальный ингушский наряд: белая шелковая ткань, длинные рукава, подчеркивающие элегантность платья, серебряный пояс, украшенный орнаментом, такой же нагрудник, представляющий из себя настоящее ювелирное украшение, конусообразная шапочка с шалью, перчатки и, самое главное, пятиметровый шлейф!»

Ах, эта свадьба!
Традиционно в Ингушетии все свадьбы празднуются в воскресенье и длятся три дня, в течение которых жених находится вне дома со своими друзьями, а невеста проходит все предписанные ей испытания. Заира не стала исключением.
«С самого раннего утра началась подготовка. Дом был полон приехавших со всех концов республики родственников. Их суета, крики детей, болтовня, звон посуды и звуки музыки сливались в один сплошной шум.
Во дворах стояли накрытые столы, все приданое упаковано, а я к 11 часам утра уже была при полном параде. Приехавший за мной свадебный кортеж — иначе его еще называют поезд — состоял из десяти машин. В нем по традиции находятся муллы (два человека), дяди, двоюродные братья и молодежь. Во дворе их уже встречал отец со стариками.

В то время как они были заняты разговорами, ко мне в комнату прошли двоюродные брат и сестра жениха. Они были выбраны для выполнения почетной миссии. Девушка вдела в подол моего платья иголку. По преданию эта вещь должна была защитить меня от сглаза и порчи. А под нагрудник мне положили платочек с монетками. Это символический подарок от жениха, который я сохраню на всю жизнь.
Теперь наступила очередь молодого человека. Он спросил, кто так красиво нарядил невесту, и ответившей девушке из моего окружения подарил сто долларов. Затем все вышли. В комнате остались только я, моя подружка и муллы. Они должны были трижды спросить моего согласия выйти замуж, а я должна была дать ответ только на последний прозвучавший вопрос.
В это время в машины уже отнесли мое приданое. Очень важный нюанс: первым из поклажи должен был идти именно чемодан с гладильной доской и утюгом. Почему так — мне сложно сказать. Может, для того, чтобы наша жизнь была гладкой.
Далее наступил мой черед. Поверх фаты голову накрыли плотной тканью, и молодой человек, приходивший в комнату, повел меня к выходу. Что тут началось, даже страшно вспомнить: все засуетились, стали что-то кричать, фотографировать. В памяти всплывает только доносившийся из толпы мамин голос: «Порог переступай с правой ноги!» Все остальное — как во сне.

Меня усадили в машину, и кортеж тронулся. Ребятишки перекрывали дорогу невесте, но, получив символическую плату, сильно не противились моему отъезду.
Я очень хорошо помню свои ощущения по дороге к дому жениха. Мы останавливались, молодежь устраивала танцы, а я стояла в стороне, опустив глаза в пол, и молчала, как того требуют традиции. Только тогда в окружении абсолютно чужих людей я по-настоящему поняла, что со мной происходит.
Когда приехали, я еще минут десять сидела в машине, а потом меня вывели, и все стали заглядывать под фату и высказывать свое мнение о моей красоте. А я только и думала, как бы сейчас ничего не напутать из того, что говорила мама: невеста должна переступить не больше двух порогов, убрать коврик и веник, положенные ей на пути, в правый угол, подержать на руках младенца, вкусить меда со свекровью и не забыть раздать деньги всем родственникам, встречавшим меня в доме. Как я ни волновалась, но все выполнила верно.
Собственно говоря, на этом серьезные испытания для меня и закончились. Остаток дня я стояла в стороне и наблюдала за тем, как приходят и уходят гости.

А на следующий день я встала с утра пораньше, взяла в руки тот самый веник, который вчера убирала в сторону, и стала мести двор. Потом приготовила завтрак для родни и переоделась в свое нарядное платье в ожидании очередных гостей.
На третий день мы исполнили еще один очень древний обычай — поход за водой. С собой взяли все необходимое — ведро, иголку из подола и сырое яйцо. В это ведро я набрала родниковой воды, чтобы потом дома напоить ею всех гостей. А яйцо проткнула иглой и с силой бросила в воду — так, чтобы непременно разбить. Расколовшееся яйцо сулило долгую и счастливую совместную жизнь».

Наш разговор прервал настойчивый крик малыша, требующего внимания мамы. Это Руслан — сын Заиры и Тимура. Ему уже годик, и его пока мало интересуют свадебные традиции своего народа!