Своими воспоминаниями о свадьбе с «Вестником. Северный Кавказ» поделилась Алла Мальсагова — дочь выдающегося деятеля Ингушетии, основателя Ингушского государственного музея краеведения Тугана Мальсагова.

О традициях
— Свадьбы моей юности ничем кардинально не отличались от тех, которые проводятся сейчас. Ничего не изменилось. Меня это очень радует: это говорит о том, что ингушский народ чтит традиции предков.

О свиданиях
— Ингушским девушкам неприлично ходить на свидания. Обычно они знакомятся и встречаются с парнями на свадьбах друзей, родных. Да и вообще, если кто и бегает, разве же тебе признаются в этом?! Вот я, например, такого себе не позволяла. Правда! Да и зачем оно мне надо было — мы с будущим мужем на одной улице жили.

Об играх
— Сейчас я редко вижу, чтобы молодежь устраивала игры в сватовство. А раньше это было очень популярно. Девушки, которые приезжали за невестой, рассаживались за столом напротив парней. Если молодому человеку понравилась одна из них, он мог послать ей папироску в знак симпатии, а она ему в ответ — платочек.

О нарядах

— Чокхи — это национальное ингушское платье. Его надевали всегда — и во времена моей прабабушки, и сегодня. Разница состоит только в тканях. Вот сейчас для фаты используют вуаль, а во времена моей свадьбы (1970-е годы) был шифон. У меня, например, был шарф с серебряной ниточкой. А платье было пошито из немецкого гипюра и отделано лебяжьим пухом. Тогда это был особый шик. Я всегда любила индивидуальность, и поэтому в моем свадебном наряде присутствовала одна интересная деталь, доставшаяся мне от бабушки. Кънзолгаш — очень древнее украшение, надевавшееся между платьем и накидкой. Оно вышивалось золотыми нитками и было едва заметно постороннему взгляду.

Об угощениях
— Разнообразие на свадебных столах всегда зависело от материальных возможностей семьи. Из традиционных блюд могу назвать отварную говядину, баранину, кур в самом разном виде, голубцы, люля-кебаб, котлеты, тефтели. Из сладкого — пироги, торты, фрукты, цитрусовые. Самое главное — знать, что исключены первые блюда и рыба. Я помню, изюминкой нашего стола было приготовленное мамой мясо по-французски. Сейчас это блюдо всем известно, а тогда было в новинку.

Об уважении
— Самая главная традиция, которую нужно соблюдать, — это уважение и почитание старших. Все остальные правила не являются такими уж строгими. Вот, к примеру, считается, что невеста после свадьбы может приехать в дом к родителям только через год. А мой папа уже на четвертый день позвонил родственникам и сказал: «Мне скучно без моей девочки, приведите мне ее, пожалуйста».

Пункты ингушского свадебного адата, записанные известным ученым-кавказоведом, этнографом, этнологом XIX века Баширом Далгатом
1. Брак считается необходимым для всякого порядочного человека потому, что каждому желательно иметь потомство как для продления своего рода, так и для его увеличения, усиления, что крайне важно и до сих пор для ингуша при существовании кровной мести и вообще родовой солидарности.
2. Случаи, что ингуши долго не женятся, весьма редки, но бывают.
3. Над холостым ингуши смеются, называя его «жирным вдовцом», т. е. беззаботным, ни о чем не беспокоящимся.
4. Жить невенчанными нельзя, народ не терпит этого.
5. Девушки остаются безбрачными, как правило, вследствие откладывания брака в ожидании найти лучшего жениха. Природные недостатки (уродливость, безобразие) также служат причиною откладывания брака или даже совершенного безбрачия девушек.
6. Материальное благосостояние почти не оказывает никакого влияния на брак. Зато ингуш обращает большое внимание на благородство родителей и фамилии, на хозяйственные способности самой девушки. Не останется, конечно, без должного внимания и ее красота.
7. Девушки по адату должны выходить замуж не ранее 18 лет. Это делается для того, чтобы она выучилась самостоятельно вести хозяйство. Выдать дочь до 18 лет, т. е. до ознакомления со всем хозяйством, могут только родители по своей глупости (мнение ингушей), т. к они тем окажут плохую услугу ей лично и ее будущему мужу. Молодой человек может жениться не ранее 17 лет. Раньше может жениться (ему извинительно) только сирота, одинокий, о котором некому позаботиться, некому одеть его, а главное, приготовить пищу (одежду-то другие сошьют). Можно рано жениться и младшему брату на вдове брата по их личному согласию и согласию родственников.
8. Все стараются по возможности раньше жениться. Это необходимо в видах полноты семейной жизни, и, конечно, ускорению брака способствует невозможность иными путями удовлетворить половые потребности, благодаря строгости нравов у ингушей.
9. Дети обязаны исполнить волю родителей, и, если они засватали невесту, то обыкновенно дети повинуются, но уже сами родители теперь отказываются настаивать на исполнении их воли, зная, что дети могут быть несчастными. Засватанные в детстве часто выходили уродливыми, и это удерживает родителей от раннего сватовства.
10. При решении выбора невесты сыну отец имеет больший голос, решающий. Его согласие обязательно.
11. По принуждению родителей браков не бывает, но бывают по убеждению родителей.
12. Браки против воли родителей бывают (похищение).
13. За увоз девушки кроме обычных при браке 18 коров калыма (или теперь 105 р.) платилось еще 3 коровы по 30 р. каждая, называемые «барч». За увоз чужой невесты платилось 90 коров жениху. Несмотря на это, едва удается помириться с обиженной стороной жениха и родителей невесты (если родители виновны в увозе невесты, то и они платят жениху 40 коров). Теперь почти прекратились случаи увоза чужой невесты. Отказы жениху после сватовства тоже бывают редки, потому что по уплате калыма она уже считается принадлежащей жениху, и отказ ведет к весьма невыгодным последствиям и неприятностям. Теперь увезший дочь без согласия родителей кроме 105 р. платит хорошую лошадь с седлом. Если родители не хотят оставить увезенную дочь, то через администрацию могут ее отнять.
14. Осмотров жениха и невесты их родственниками не бывает, но они тайком все разузнают касательно невесты и жениха и стараются тайком повидать и узнать их.
15. Обыкновенный срок между сватовством и выданьем от 0,5 года до 4-х лет; 1,5 и 2 года — самый обыкновенный срок.

Секрет приготовления чапилгаша
Состав:
0,5 литра кефира (можно теплого, можно холодного), 1 чайная ложка сахара, щепотка соли, 1 чайная ложка соды без верха, погашенная водкой или крутым кипятком, 1 чайная ложка растительного масла, мука (примерно 4 стакана), сливочное масло (не меньше 100 г).
Для начинки:
тертый сыр (можно творог) или отварной картофель с луком.
Смешать кефир, сахар, соль, растительное масло и гашеную соду. В эту массу постепенно добавлять муку, пока тесто не станет мягким. К рукам оно липнуть не должно. Оставить на 20 минут. Отщипнуть кусок теста, немножко раскатать, положить начинку и соединить все края, чтобы начинка не вылезала.
Эту лепешку тонко раскатать с одной и с другой стороны. Затем стряхнуть с нее муку и положить на горячую ничем не смазанную сковородку. Когда одна сторона зарумянится, перевернуть на другую. Одна лепешка готовится около 5 минут. Выкладывать готовые лепешки на тарелку и обильно смазывать сливочным маслом.
Готовые лепешки разрезать на 4 части.