Строительство автосборочных заводов эксперты называют одним из приоритетов новой индустриализации Северного Кавказа, который способен эффективно решить главную социальную проблему округа — высокий уровень безработицы. Автосборка — трудоемкое производство, поэтому на таких предприятиях можно быстро создавать большое количество рабочих мест. В последние годы проекты в автопроме заявлялись почти во всех субъектах СКФО, но только два из них — Карачаево-Черкесия и Чечня — пока смогли добиться в этой отрасли заметных результатов.

Черкесский пионер
В нынешнем году современный северокавказский автопром отмечает 12-летие, если принимать за точку отсчета создание автомобильного производства в городе Черкесске на базе компании «Меркурий-2» предпринимательской семьи Деревых, одной из самых известных в СКФО. Стартовый капитал Деревы сформировали благодаря производству минеральной воды — вполне естественного рынка для этого региона.
Другое дело — автопром, для которого в Карачаево-Черкесии, казалось, нет никаких предпосылок: завод «Дервейс» строился фактически с нуля и поначалу воспринимался многими как экзотический курьез. Тем более, что в первые планы основателей предприятия входило создание собственной марки — внедорожника «Ковбой». В 2004-2005 годах в Черкесске было выпущено несколько сотен таких машин.

Однако затем «Дервейс» резко поменял стратегию развития — переориентировался на китайский автопром, который на тот момент также вызывал в России почти всеобщий скепсис. Дело не только в том, что китайские товары еще не ассоциировались с приемлемым качеством, — сами автопроизводители из КНР делали лишь первые шаги.
Например, компания Lifan Motors — сегодня самый продаваемый в нашей стране бренд китайских авто — до начала прошлого десятилетия специализировалась на мотоциклах, а легковые автомобили стала выпускать только в 2005 году. Но уже в 2008-м ее конвейерная линия была запущена в Черкесске, за год было выпущено 7200 автомобилей Lifan Breez.
Переход «Дервейса» на производство китайских машин состоялся в не самое подходящее время — запуск новой линии совпал с экономическим кризисом. Однако черкесские предприниматели решили ответить на него увеличением предложения. Основной спрос сместился в сектор эконом-класса, и модели из КНР оказались более чем востребованными.

Переломный момент в истории «Дервейса» произошел в 2010 году, когда компания получила серьезный внешний стимул для быстрого роста. Сначала для капвложения в новое производство автомобилей трех китайских марок (Lifan, Haima и Geely) был взят кредит в Сбербанке — 120 млн долларов, а затем «Сбербанк Капитал» предоставил «Дервейсу» 90 млн долларов на оборотные средства под залог 51% предприятия с правом обратного выкупа до ноября 2016 года. Это позволило резко нарастить объемы производства и оборотов: в 2010-2012 годах выручка ООО «Автомобильная компания «Дервейс» выросла с 3,5 до 13,3 млрд рублей. На сегодняшний день это крупнейшее машиностроительное предприятие Северного Кавказа.
Успех черкесского автозавода особенно заметен на фоне падения продаж многих других производителей. В 2013 году, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи легковых и легких коммерческих автомобилей на российском рынке сократились на 5%, при этом две наиболее востребованные марки «Дервейса» продемонстрировали убедительный рост. Lifan в прошлом году прибавил 34% (27,5 тыс. машин против 20,5 тыс.), а Geely — 55% (27,3 тыс. против 17,6 тыс.). В первые месяцы нынешнего года продажи черкесских авто продолжили рост.

Медленный газ
Вторым созданным на Северном Кавказе новым автопроизводством стал завод «Чеченавто» в городе Аргуне, открывшийся в 2008 году на базе бывшего предприятия «Пищемаш». Первоначально он выпускал классику АвтоВАЗа — модель ВАЗ-2107, а с 2012-го перешел на производство автомобиля Lada Priora — одного из самых популярных в СКФО.
Основная проблема «Чеченавто» за все шесть лет существования — небольшие объемы выпуска продукции. С 2008-го по 2011 год с конвейера завода сошло всего 1600 «семерок», в 2012-м — порядка 1000 «приор», а в 2013-м — вообще лишь 791 машина.
При этом руководство Чечни неоднократно заявляло, что в планах предприятия — производить несколько десятков тысяч автомобилей в год. Но пока и нынешние его мощности — 400 машин ежемесячно — используются далеко не полностью. На заводе до недавнего времени работало всего 200 человек, в то время как на «Дер-вейсе» коллектив на порядок больше — примерно 2 тыс.
Одним из препятствий к наращиванию выпуска в Чечне отечественных автомобилей являлись условия сотрудничества с АвтоВАЗом: тот поставлял в Аргун свои машинокомплекты по предоплате, что лишало предприятие оборотных средств. Руководство республики долго пыталось убедить АвтоВАЗ в необходимости пойти на уступки, но в итоге была сделана ставка на другое направление развития «Чеченавто» — выпуск на его базе зарубежных марок. В начале текущего года было заключено соглашение с южнокорейским концерном Daewoo о начале производства в Аргуне грузовиков под этим брендом.
Это далеко не первая подобная идея: еще в январе 2008-го на «Чеченавто» планировалось наладить выпуск легких грузовых машин на базе минивэна ВАЗ-2120 «Надежда» с объемом производства до 7 тыс. штук в год. Воплотить идею в жизнь не удалось, но в конце 2012-го завод объявил о новом проекте в этой нише авторынка — малотоннажном грузовике «Ворд» (по-чеченски «телега») с использованием рамы «Нивы» и кабины «ГАЗели».

Бумажный конвейер
Собственные проекты производства коммерческих грузовиков заявляли и другие регионы Северного Кавказа. Аналитики оценивают перспективы этой ниши очень высоко: основной потребитель таких машин — малый бизнес, составляющий в СКФО основу экономики. Наиболее громкая инициатива последних лет — подписанное на инвестиционном форуме «Сочи-2010» соглашение между руководством Ставропольского края и международным консорциумом Intrall, искавшим в России площадку для переноса собственного производства грузовиков из польского Люблина.
Стоимость проекта автомобильного кластера на Ставрополье, который планировалось разместить в городе Михайловске, оценивалась в 23,4 млрд рублей, или порядка 780 млн долларов по курсу того времени. Для строительства предприятий кластера была быстро найдена площадка, начались предпроектные работы. Но дальше этого дело не пошло, хотя первоначально планировалось, что производство будет запущено уже в 2013 году. По версии президента Intrall Анатолия Лейриха, ему не удалось достичь окончательных договоренностей с новым руководством края после смены губернатора в мае 2012-го. В результате было принято решение искать новую площадку для строительства.
Сопоставимый по стоимости проект несколько лет назад был заявлен и в Дагестане: на базе крупного махачкалинского предприятия «Авиаагрегат» предполагалось наладить выпуск китайских грузовых машин в объеме 20 тыс. штук в год. В 2010-м стало известно, что корпорация Norinco готова предоставить заводу кредит на сумму 400 млн долларов под 7% годовых на восемь лет, а сам завод должен был вложить 60 млн долларов.
Судьба этого проекта оказалась не менее драматичной. Сначала инициатива «Авиаагрегата» надолго застряла в согласованиях на уровне федерального минпрома, но затем после назначения главой Дагестана Рамазана Абдулатипова она была включена в один из приоритетных проектов развития республики — «Новая индустриализация». Началась работа по предоставлению предприятию кредита Внешэкономбанка.

Кавказский автоальянс
В январе появилась информация еще об одном крупном проекте кавказского автопрома — и вновь в сфере производства малотоннажных грузовиков. На сей раз местом действия стала Чечня, а партнерами решили выступить завод «Дервейс» и Московский индустриальный банк, президент которого Абубакар Арсамаков — один из самых известных российских бизнесменов чеченского происхождения.
Объем инвестиций в новое предприятие, которое планируется уже в 2015 году ввести в строй в Аргуне, неподалеку от «Чеченавто», оценен в 500 млн долларов, количество рабочих мест — до 10 тыс. По итогам встречи главы ЧР Рамзана Кадырова, Абубакара Арсамакова и президента «Дервейса» Хаджи-Мурата Дерева было решено до конца текущего года создать компанию «Югавто» и подготовить документы по проектным работам. На следующий год намечено строительство завода с полным производственным циклом, который будет выпускать пять моделей автомобилей грузоподъемностью 1,5-2 тонны.
Первоначально планировалось организовать производство грузовиков на мощностях «Чеченавто», но затем эксперты «Дервейса» и Московского индустриального банка предложили построить новый завод с перспективным объемом выпуска 200 тыс. машин в год (100 тыс. — на первом этапе). «На базе «Чеченавто» строить новый завод не получится, нужно создать суперсовременное предприятие. Я обещаю, что мы это сделаем», — заверил Хаджи-Мурат Дерев.
Примечательно, что «Дервейс» уже задумывался о выходе за пределы своего родного региона. В августе 2012 года появилась информация о том, что владельцы завода ведут переговоры о создании нового производства в Невинномысском индустриальном парке Ставропольского края, а в конце 2012-го — о том, что «Дервейс» и «Лифан Моторс» рассматривают возможность размещения производства в особой экономической зоне «Чаплыгинская» в Липецке.
«Дервейс» и раньше проявлял интерес к производству грузовиков. В июне 2011 года сообщалось, что предприятие ведет переговоры с Hyundai о выпуске трех моделей грузовых автомобилей этого концерна в объеме 15-20 тыс. машин в год. Какую именно марку грузовиков будут производить на новом заводе в Чечне, первоначально не уточнялось. Однако можно вспомнить, что своя линейка грузовиков есть у основного партнера «Дервейса» по выпуску легковых машин — китайского концерна Lifan.
Следующим шагом по реализации этого амбициозного проекта стало заявление руководства Чечни о намерениях сформировать особую экономическую зону, в которую войдут три субъекта СКФО — собственно Чеченская Республика, Карачаево-Черкесия и Ставропольский край.

Основным резидентом зоны, получившей рабочее название «Аргун — Ставрополь — Черкесск», выступит создаваемое автосборочное предприятие «ЮгАвто». Также в нее войдут компании, которые будут поставлять продукцию для нового автозавода. Министр промышленности и энергетики ЧР Галас Таймасханов сообщил, что организация производственного процесса и строительство заводов займут два года.

Приступила к созданию собственного автопрома и соседняя Ингушетия, где в прошлом году также побывали посланцы корейского концерна Daewoo. Результатом переговоров стало решение организовать в республике производство автобусов на промышленной площадке в городе Карабулаке.
По предварительной оценке регионального минэкономразвития, общий объем инвестиций составит 402 млн рублей, мощность производства — около 500 автобусов в год. Первую продукцию совместное предприятие «Daewoo Bus Ингушетия» выпустило ко Дню республики 4 июня.