Жемчужный град
За 157 лет своей истории Махачкала ничуть не постарела. Более того, сегодня она переживает вторую молодость. С высоты полета воздушного шара город напоминает устремленного на север в гигантском прыжке снежного барса, передняя и задняя лапы которого обнимают плоскую гору Тарки-Тау, а песчаный хвост тянется до самого Каспийска.
В Махачкале нет античных развалин и мощных средневековых крепостных стен, но всех приезжих встречают тепло, доброжелательность и открытые сердца ее жителей. В городе проживают люди десятков национальностей, бережно охраняющие свой язык, самобытность и самоидентификацию. Однако взаимопонимание они находят только на русском.
Судьбе угодно было разместить Махачкалу в «передней» дагестанского коридора, по которому от «Железных ворот» Дербента до Дикого Поля с севера на юг и с юга на север веками с огнем и мечом проносились едва ли не все великие народы древности. Археологические раскопки показали наличие здесь поселений скотоводов племени утидорсов еще в веках нашей эры.
Через этот коридор в разное время проносились гунны, кавказские албаны, тюрки, персы, арабы, хазары, половцы, викинги, русичи, монголы, турки-османы. Здесь камни глинобитной крепостицы Анжи-Кала («Жемчужная цитадель»), преемницы древней хазарской столицы Семендеры, в окрестностях которой было 4 тыс. виноградников, обильно политых потом и кровью тысяч и тысяч воинов, чьи имена история не сохранила.
В 966 году сюда пришел киевский князь Святослав Игоревич, последовательно разорявший все крупные города враждебной Руси Хазарии (Итиль, Семендер, Саркел). После недолгого штурма четырехугольная цитадель Семендера, построенная персидским шахом Хосровом I Ануширваном, была взята, из нее уведен весь скот и лошади.
Стиснутая столообразной горой Тарки-Тау и голубым зеркалом Каспия Анжи-Кала многократно горела и разрушалась полчищами захватчиков, что мешало создать здесь долговременное поселение людей, привязанных к земле. Вместе с тем проходивший тут один из боковых маршрутов Великого шелкового пути и наличие многочисленных источников пресной воды постоянно привлекали на каспийские берега горское население Кавказа.

Однажды и навсегда
Именно целебные источники и пресная вода стали причиной прихода сюда 15 августа 1722 года русского императора Петра I во главе своей пехотной «авангардии», совершавшего поход на Персию. Государь понимал толк в хорошей воде (именно ее качество стало решающим при выборе царем места будущих городов Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Петрозаводска) и после изнурительного марш-броска по пустынным степям от Астрахани с удовольствием принял кувшин чистой влаги от жителей аула Тарки.
Здесь же Петр и повелел разбить лагерь армии, сокрушившей Швецию и готовящейся сокрушить Персию. На месте, ныне именуемом Петровской горкой, в трех верстах от Тарков, воткнул в землю шест с императорским штандартом: «Где раз поднят российский флаг, спускать оный уже не должно!» Флаг не спустили и по сей день, зато на этом месте сегодня распустились лепестки кварталов «жемчужины» Каспийского моря — дагестанской Махачкалы.
24 октября 1857 года император Александр II подписал указ об учреждении портового города Петровска, утвердив Положение об управлении городом (при этом была упразднена построенная неподалеку крепость Бурная). Кавказская война заканчивалась, имам Шамиль с мюридами были оттеснены далеко в горы, в Дагестане необходимо было налаживать мирную жизнь. Петровское укрепление стало Порт-Петровском.

Дополнительные силы для развития город получил заботами выдающегося немецкого ученого Германа Абиха, исследователя итальянских вулканов Везувия, Этны, Стромболи, «отца кавказской геологии». Именно ему удалось убедить правительство проложить железную дорогу на Баку вдоль каспийского побережья как раз через молодой Порт-Петровск. Абих также открыл серно-щелочные грязи в районе озера Ак-Гель и соляные выходы Туралинского озера.
Сюда же была завезена крымская лоза муската, давшая начало дагестанскому виноградарству.

Ведущая гавань Каспия
С окончанием военных походов в Среднюю Азию и присоединением к России Туркестанского края судоходство на Каспии резко оживилось. С развитием морского и железнодорожного сообщения значение Порт-Петровского для налаживания пострадавшей от многолетней войны кавказской торговли заметно выросло.
Строительство коммуникаций и обустройство каспийских нефтяных промыслов потребовало создания обслуживающих их депо, заводов, фабрик и мастерских. А это повлекло за собой приток высококвалифицированной рабочей силы и инженеров из центральных губерний России. Для них необходимо было строить школы, больницы, библиотеки, конфессиональные религиозные заведения (три православные и одна армянская церкви, три мечети, две синагоги), магазины, типографии.
В результате в годы промышленного подъема конца XIX века население Порт-Петровского увеличилось в четыре раза. По сути, к началу XX века он являлся лишь перевалочной базой для товаров из Поволжья и Урала в горные районы области, перерабатывая за навигацию до 100 тыс. пудов различных грузов.
За 50 лет через порт в Дагестан, Чечню, Ингушетию, Кабарду по Волге из Центральной России прошло до 97 млн пудов грузов, выведя «жемчужный град» на первое место по оборотам среди всех гаваней Каспия.

Люди-памятники
Однако положение заштатного городка по сравнению с административно-политическим центром Дагестанской области Темир-Хан-Шурой (ныне Буйнакск) не позволяло ему надеяться на приобретение более высокого статуса. Основные присутственные учреждения находились в областном центре, модные артисты, ответственные чиновники, влиятельные персоны жили и приезжали в первую очередь туда.
Порт-Петровск же оставался чисто купеческим, крепким городом, больше занятым не балами, а торговлей, ремеслами и производством.
Именно из-за «статусности» после победы красных войск в Гражданской войне Темир-Хан-Шура получила имя первого человека в большевистской иерархии — главы Военно-революционного комитета Дагестана Уллубия Буйнакского. А Порт-Петровск, который местные жители по привычке продолжали называть Анжи-Кала, — имя второго лица в иерархии — организатора Красной гвардии Махача (Магомедали) Дахадаева.
Во многом это символично: Махач по образованию был инженер-путеец, так что для живущего железной дорогой многонационального города — свой человек. К тому же, что не менее важно, он аварец, был женат на дочери Мухаммеда-Шефи, четвертого сына национального героя дагестанцев имама Шамиля, аварца.
Сегодня его конная статуя встречает приезжающих поездом в Махачкалу прямо на привокзальной площади.
Еще один конный джигит — памятник «Защитник Отечества» — встречает гостей дагестанской столицы, прилетевших в аэропорт. Он символизирует всех российских патриотов, отстоявших родину с оружием в руках от ее многочисленных врагов.

Символы эпохи
Новое имя город Махачкала носит с 14 мая 1921 года (в короткое время владычества правительства горцев и оккупации англичанами в 1918 году назывался Шамиль-Кала). Его визитные карточки по-своему уникальны и разнообразны, они известны всем народностям, населяющим Дагестан.
Может, поэтому одним из символов Махачкалы является позолоченный памятник, известный в городе как «Русская учительница». Для дагестанцев учитель всегда был кем-то вроде святого наставника в жизни. В нем благодарные жители почтили память всей русской интеллигенции, приехавшей в Махачкалу и оставшейся здесь жить и работать.
«Учительница» стоит на берегу расположенного в центре города озера Ак-Гель — еще одного символа дагестанской столицы, ставшего сегодня огромным оазисом отдыха махачкалинцев.
Махачкала гордится своей одной из крупнейших в Европе центральной Джума-мечетью, построенной по образу и подобию знаменитой Голубой мечети в Стамбуле и способной вместить для молитвы 17 тыс. верующих.
По-прежнему город остается важнейшим пунктом транспортных коридоров с севера на юг (по автомобильной и железной дороге на Баку) и с запада на восток (по морю в Среднюю Азию и на Средний Восток). Единственный российский незамерзающий порт на Каспии сегодня является основными «углеводородными» воротами в Россию, через которые доставляются нефть и газ с месторождений на севере Каспийского моря.
А учитывая дагестанскую тенденцию последних двух десятков лет, можно смело предположить, что именно Махачкала уже в ближайшие годы пополнит ряды российских городов-миллионников.