Шаройское ГУДЭП уже много лет занимается ремонтом и обслуживанием дорог самого высокогорного района Чеченской Республики. Как управляться с таким хозяйством в сложных климатических, географических и геологических условиях, рассказал руководитель предприятия Сулумбек Хусенов.

— В нашем ведении — более 100 км дорог Шаройского района, мы занимаемся содержанием и эксплуатацией дорожных сетей, аварийно-восстановительными работами, ликвидацией оползневых явлений, которые для нашей горной местности не редкость. Кроме того, осуществляем ямочный ремонт, установку дорожных знаков и сигнальных столбиков, окашивание обочины, срезку кустарников.

Ситуация с дорогами в целом у нас неплохая, но есть два важных момента, которые приходится учитывать. Во-первых, ввиду того, что мы находимся в горах, в районе нет асфальтовых дорог. Судите сами — Шаройский район расположен в высокогорной местности на юго-западе Чечни, граничит с Грузией и Дагестаном. На самом высокогорье все время лежит снег, а ниже растут березы и липы. По сути, через наш район проходит шесть климатических зон, и это создает практически экстремальные условия для дорожного покрытия. Поэтому наши дороги состоят фактически из разных видов грунта — скалистого грунта, известняка, гипсовых заложений.
Во-вторых, в нашей местности часто происходят такие явления, как оползни и паводки. Это приводит к необходимости срочного проведения ремонтных работ, экстренной мобилизации дорожных бригад.

И все же, несмотря на непростые условия работы нам удалось достигнуть значимых успехов. За последние пять лет мы построили семь мостов в районе. Раньше это представляло большую проблему — мостов не было вообще, были лишь временные мостовые сооружения: две-три трубы, сверху на них клали настил из круглого леса и засыпали различными материалами. Это временное сооружение обеспечивало проезд транспорта. Теперь водители могут комфортно и безопасно проехать даже по самым сложным участкам пути.

Еще одна проблема — основная дорога района, которая проходит вдоль реки Шароаргун по косогору. При паводке и после сильного ливневого дождя некоторые ее участки протяженностью 100-150 метров размываются до основания. Раньше ее ремонтировали дедовским способом — клали валуны, сверху лес и насыпь типа дренажа. А сейчас мы уже можем проводить здесь серьезные ремонтные работы. Кроме того, на аварийных участках и в пойме реки, где размывается грунт, мы строим подпорную габионную стенку. На сегодняшний день уже построено около 600 метров ограждения.
Непредвиденные обстоятельства — оползни, обвалы, сильные дожди, вызывающие размытие дорог, это невозможно предугадать. Все это создает определенные сложности с планированием работ, особенно на длительный период времени. И справиться с ситуацией будет невозможно до тех пор, пока не будут построены тоннели. Сейчас уже наметились определенные подвижки в этом направлении, и, надеемся, скоро строительство начнется.
То, чего мы достигли, и в решении тех задач, которые перед нами стоят, — заслуга коллектива предприятия. В штате у нас 16 человек, и все они — высококвалифицированные специалисты, знающие нюансы и специфику нашей работы, готовые к любым ситуациям.

Отдельное спасибо хочется сказать руководству Чеченской Республики, министру автомобильных дорог Абубакару Тумхаджиеву, который оказывает значительную помощь и поддержку в вопросе улучшения качества дорог и транспортного сообщения, предотвращения чрезвычайных ситуаций.

366413 Чеченская Республика, Шаройский район, с. Шарой, ул. А.А. Кадырова, e-mail: gudep_95@mail.ru