Такие бизнесмены выступают своего рода лицом региональной экономики. Некоторые из них хорошо известны на федеральном уровне, влиятельность других ограничивается «домашним» регионом. Но все они делают одно дело — демонстрируют высокий потенциал экономического развития СКФО.

Чечня: миллиардер в строительной каске
Имя Руслана Байсарова в Чечне сегодня ассоциируется в первую очередь со строительством всесезонного курорта «Ведучи» на малой родине бизнесмена в Итум-Калинском районе республики. Этот проект также должен опровергнуть известный стереотип о том, что в Чечне не может развиваться туризм. Однако руководству республики за очень короткий срок удалось добиться включения проекта в рамки туркластера Северного Кавказа, и теперь курорт «Ведучи» занимает в нем одно из приоритетных мест.

Похоже, что для Руслана Байсарова, чьи основные активы сосредоточены в горнодобывающей промышленности, вложения в туристическую инфраструктуру не станут непрофильными. Именно чеченский бизнесмен едва ли не первым выразил готовность инвестировать в Крым после его присоединения к России — об этом еще в середине марта, то есть до официального признания этого факта, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров, с которым у Байсарова давно сложились доверительные отношения.

Амбиции Руслана Байсрова в девелопменте были подкреплены крупной сделкой по приобретению строительного холдинга «Стройгазконсалтинг», которую бизнесмен провел в два этапа. В конце прошлого года контролируемая им Тувинская энергетическая компания приобрела 30-процентный пакет акций «Стройгазконсалтинга», а в начале июня структуры Байсарова довели свою долю в этой компании до 74,1%.
По информации некоторых источников, вся эта сделка обошлась Байсарову, который занял пост председателя совета директоров компании, в 9,8 млрд долларов. В любом случае это одно из крупнейших приобретений, которые когда-либо происходили на российском строительном рынке. С приобретением «Стройгазконсалтинга» под контролем Руслана Байсарова оказался диверсифицированный строительный холдинг с годовым оборотом 388 млрд рублей, считающийся крупнейшим подрядчиком «Газпрома».

Для выхода на рынок инфраструктурного строительства чеченский бизнесмен выбрал исключительно удачный момент: после завершения олимпийских строек ряд крупных подрядчиков, возводивших объекты в Сочи, подали на банкротство. Среди них было и омское НПО «Мостовик», которое планировало строить курорт «Ведучи». Так что теперь не исключено, что свой главный подарок родной республике Руслан Байсаров сделает силами своей же новой компании.

Ставропольский край: птица высокого полета
Виктор Наурузов, председатель совета директоров группы агропредприятий «Ресурс», основные птицеводческие активы которой расположены на Ставрополье, — фигура, почти не известная за пределами своей отрасли. «Птицеводческий бизнес очень прагматичный — зачем нам делиться успехами и ошибками с конкурентами?» — так пояснил он в одном из редких интервью отсутствие особой необходимости позиционировать свою компанию в широкой прессе.

Между тем именно «Ресурс» сегодня ассоциируется с большинством достижений последних лет в АПК Ставрополья. В крае группе принадлежат такие крупные активы, как невинномысский «Птицекомбинат», «Ставропольский бройлер» и «Ставропольский птицекомплекс», а также торговая компания «Ресурс-Юг» с выручкой 15,1 млрд рублей в 2012 году.

Стороннему наблюдателю может показаться, что «Ресурс» взялся из ниоткуда — еще десять лет назад, на старте развития, этот холдинг был всего лишь небольшим региональным игроком. Но уже в начале 2013 года, по данным Росптицесоюза, «Ресурс» вышел на третье место среди российских производителей мяса птицы, контролируя 6,9% рынка. За эти годы компания реализовала две инвестпрограммы общей стоимостью более 14 млрд рублей, увеличив объем производства с 4,2 тыс. тонн готовой продукции до 210 тыс. тонн мяса птицы и более 200 тыс. тонн сельхозкультур.

Важнейший фактор успеха бизнеса Виктора Наурузова — грамотно продуманная долгосрочная стратегия развития. По мнению главы холдинга, сегодня в российском птицеводстве, рынке крайне конкурентном, наиболее серьезные перспективы у тех компаний, которые выстраивают вертикально-интегрированную структуру бизнеса: от создания собственной кормовой базы до производства и сбыта готовой продукции.
Именно такую структуру на протяжении последнего десятилетия формировал «Ресурс», скупая и модернизируя птицеводческие предприятия и комбикормовые заводы, расширяя банк собственных земель, выводя на рынок марки готовой продукции. И даже строительство и реконструкцию объектов выполняет собственная строительная компания.
До конца этого десятилетия «Ресурс» намерен продолжать расти быстрыми темпами, и теперь группу уже интересует не только российский рынок, но и расширение экспорта. По мнению Виктора Наур-зова, отечественное птицеводство быстро смогло достичь мирового уровня конкурентоспособности, а это значит, что теперь оно может бороться за развивающиеся рынки — в первую очередь Африки и Азии. Через четыре-пять лет, уверен глава «Ресурса», Россия сможет экспортировать миллион тонн мяса птицы, и ставропольские предприятия внесут в этот процесс весомый вклад.

Дагестан: суммирование активов
Среди первых лиц дагестанского бизнеса за последний год на уровне не только республики, но и страны в целом была заметна фигура основателя группы «Сумма» Зиявудина Магомедова. Сегодня его холдинг является одним из крупнейших игроков в российских инфраструктурных отраслях — дорожном строительстве, портовом хозяйстве, телекоме и т. д.

В Дагестане активизацию «Суммы» напрямую связывают с назначением главой республики Рамазана Абдулатипова: при прошлом руководителе Магомедсаламе Магомедове Зиявудин Магомедов был не так заметен в родной республике на фоне другого крупного бизнесмена — Сулеймана Керимова. Теперь же с деятельностью подразделений «Суммы» связывают будущее сразу нескольких направлений развития Дагестана.

В первую очередь это дорожное строительство: с приходом на пост главы ГКУ «Дагестанавтодор» Загида Хучбарова, бывшего руководителя ряда компаний, входящих в состав «Суммы», динамика этой отрасли резко возросла. С самого начала Хучбаров заявил, что делает ставку на сотрудничество с компаниями, которые готовы обеспечить высокое качество дорожных работ, и первым шагом «Суммы» в этом направлении стало строительство нескольких асфальтобетонных заводов в Дагестане. Сейчас одна из компаний холдинга выполняет работы по строительству магистрали Астрахань — Махачкала, принципиальной для развития транспортного коридора север — юг, а в перспективе «Сумма» может принять участие и в наиболее амбициозном дорожном проекте Дагестана — строительстве аваро-кахетинской дороги.

Еще одна сфера влияния Зиявудина Магомедова и «Суммы» — портовое хозяйство. В этой отрасли наиболее ожидаемым событием является раздел активов Новороссийского морского торгового порта, в котором «Сумма» является одним из крупнейших акционеров вместе с государственной АК «Транснефть». Сценарий, который сегодня обсуждается как приоритетный, предполагает, что «Сумме» в результате достанутся все сухогрузные терминалы крупнейшего порта России, при этом холдинг Зиявудина Магомедова станет крупнейшим акционером НМТП.

Ингушетия: курортный первопроходец
Основателя финансово-промышленной группы «Акрополь» Ахмета Паланкоева можно сегодня назвать первым лицом ингушского бизнеса по нескольким причинам.
Во-первых, он представляет республику в Совете Федерации и в этой должности регулярно публично выступает на тему инвестиционной привлекательности региона. Во-вторых, он на своем примере демонстрирует эту привлекательность, поскольку «Акрополь» взялся реализовать в республике первый туристический проект строительства горнолыжного курорта «Арм-хи». И в то время, пока ряд других территорий СКФО только строили планы по развитию туризма, у Ингушетии получилось показать всем, что это можно делать быстро и вполне эффективно — за два сезона «Армхи» уже посетили достаточное количество туристов.

Однако будущее развитие курорта напрямую зависит от скорости прохождения проекта в федеральных структурах, и здесь возможности Паланкоева пригодятся еще не раз.

Северная Осетия: первая леди кавказского бизнеса
Бизнес Северного Кавказа, по общему признанию, имеет неженское лицо, но и здесь есть примечательные исключения. Самой яркой бизнес-леди СКФО, безусловно, следует признать Ларису Бекузарову, руководителя агрохолдинга «Мастер-Прайм. Березка» из Северной Осетии. Компания специализируется на разведении крупного рогатого скота и выпуске экологически чистых продуктов питания.

Бизнес Ларисы Бекузаровой — это иллюстрация другой расхожей истины об экономике Северного Кавказа, которая считается в первую очередь аграрной. Другое дело, что в регионе пока немного по-настоящему современных предприятий АПК, использующих передовые технологии и выпускающих продукцию, конкурентоспособную на мировом уровне. Для «Березки» же именно это стало изначальным приоритетом.

Важнейшим событием в истории осетинского холдинга явилось решение привезти в Россию скот французской породы монтбельярд, что дало право на получение статуса племенного хозяйства. В определенный момент основательница компании поняла, что ее бизнес имеет большие перспективы роста — с этой целью был разработан крупный инвест-проект строительства животноводческого комплекса на 1200 голов с дополнительной инфраструктурой, что позволило бы увеличить объем производства в десять и более раз.
В качестве партнера проекта был выбран Внешэкономбанк. Это означало, что бизнес-план нового производства будет разработан на очень высоком уровне. Подготовка к его запуску шла несколько лет, пока, наконец, в середине июля не стало известно, что ВЭБ принял решение открыть ряд кредитных линий для предприятий в Северной Осетии, и в их числе оказалась компания «Мастер-Прайм. Березка».
Однако окончательно решение будет принято в том случае, если холдинг будет обеспечен достаточным количеством земельных ресурсов. Хочется верить, что нынешняя ситуация с продуктовым санкциями поспособствует скорому решению этого затянувшегося вопроса.

Кабардино-Балкария: полимеры на старте
Первым лицом инвестиционного процесса в КБР можно признать бизнесмена Сергея Ашинова, который уже несколько лет реализует в Майском районе республики крупный проект по строительству завода чистых полимеров «Этана».

История этого проекта характеризует Сергея Ашинова как человека, готового работать на долгосрочную перспективу. Понимание того, что на юге России с его развитым агропромышленным комплексом необходимо крупное производство
полимерной упаковки для продукции пищепрома и сельхозпереработки, у Ашинова и его партнеров появилось еще больше десяти лет назад. Первоначально предприятие собирались строить в соседнем Ставропольском крае, но в Кабардино-Балкарии были предложены лучшие условия — и теперь «Этана» является самым масштабным промышленным инвестпроектом в этой республике стоимостью порядка 16 млрд рублей.

Но и на своем нынешнем месте проект потребовал умения играть на перспективу: от признания его приоритетным с целью получения госгарантий правительства РФ до начала строительства прошло целых три года. За это время был сформирован крупный консорциум международных предприятий, которые согласились выступить технологическими партнерами проекта, подготовлены заявки на кредит Внешэкономбанка и на создание в КБР особой экономической зоны, создана инженерная инфраструктура.

Наконец, в июне прошлого года началось возведение завода, а спустя год первый этап строительства был выполнен на 90%. В настоящее время проект «Этана» включен в план развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года, что для Кабардино-Балкарии означает безусловный экономический прорыв: раньше эта республика ассоциировалась прежде всего с туризмом и сельским хозяйством, а теперь претендует на то, чтобы стать одним из лидеров новой индустриализации СКФО.

Карачаево-Черкесия: высокотехнологичный автопром
Президенту черкесского автозавода «Дервейс» Хаджи-Мурату Дереву за последние несколько лет удалось опровергнуть главный стереотип, связанный в массовом сознании с Северным Кавказом: принято считать, что здесь нет и не может быть современных высокотехнологичных производств. Однако история «Дервейса» наглядно демонстрирует: современное машиностроение на Кавказе не просто возможно — оно может появиться здесь быстро.
Благо у региона есть важнейший ресурс для крупных сборочных производств — большое количество свободных рабочих рук. Но этот фактор нужно было помножить на предпринимательскую энергию, которой семье Деревых не занимать — это самая известная бизнес-династия Карачаево-Черкесии уже на протяжении четверти века.

Регалии «Дервейса» можно перечислять долго: крупнейшее машиностроительное предприятие Северного Кавказа, крупнейший работодатель Карачаево-Черкесии, первооткрыватель китайского, а с прошлого года и тайваньского автопрома для российского рынка и т. д. Главное во всем этом, пожалуй, то, что компании удалось добиться успеха там, где почти никто не видел перспектив — еще в прошлом десятилетии идея создания на Северном Кавказе крупного автозавода вызывала в лучшем случае усмешку.

Сегодня же руководство «Дервейса» строит планы строительства нового производства — на сей раз малотоннажных грузовиков — в Чечне стоимостью до 500 млн долларов. В ближайшие годы это может быть самый крупный проект, заявленный частным инвестором в промышленности СКФО.