Потенциальные инвесторы смогли ознакомиться с возможностями для вложения средств в объекты курорта, планируемые к строительству в ближайшей и долгосрочной перспективе. «Архыз» — пилотная площадка масштабного проекта туркластера СКФО, уже подтвердившая высокую привлекательность для отдыхающих как в зимний, так и в летний сезон. Сергей Верещагин верит, что успех ждет и другие площадки, включенные в кластер.

— Сергей Викторович, до сих пор об успешности проекта Северо-Кавказского туристического кластера рассказывали, в основном, «заинтересованные лица» — отечественные чиновники различного уровня. А как оценивают проект иностранцы: девелоперы, поставщики оборудования, туроператоры?

— Высоко. Особенно представители стран с хорошо развитым горнолыжным сегментом туристической отрасли. Они небезосновательно называют наш проект самым крупным и амбициозным в мире и говорят о своей готовности принимать участие в его реализации. Об этом, в частности, мы договорились по итогам рабочей поездки во Францию с крупнейшими производителями горнолыжного оборудования, операторами недвижимости, девелоперами, управляющими компаниями горных курортов.
Так, фирма Pierre & Vacance — лидер в строительстве и управлении резиденциями и объектами сферы туристических услуг на горнолыжных зонах отдыха Франции — рассматривает возможность участия в нашем проекте в части создания и управления коммерческой недвижимостью на территории ОЭЗ в составе туркластера. Президент фирмы Жерар Бре-мон говорил мне, что в его стране в индустрии горнолыжных курортов уже нет так называемых гринфилдов, которые можно развивать с нуля, тогда как Северный Кавказ в этом смысле открывает неограниченные возможности. Чтобы максимально оптимизировать процесс, французы готовы инвестировать в строительство недвижимости и в дальнейшем взять на себя управление готовыми объектами.

Мы также достигли предварительной договоренности с ведущими мировыми производителями и поставщиками горнолыжного оборудования — канатных дорог, сне-гоуплотнительной и снегогенерирую-щей техники — компаниями «ПОМА», «Доппельмайр», «Прино», «ДемакЛенко». Представители топ-менеджмента этих компаний, профессионалы рынка, в позитивном ключе отзываются о нашем проекте. Генеральный директор «Доппельмайр» Михаэль Доппельмайр назвал проект туркластера СКФО одной из значительных точек для развития сегмента горнолыжного туризма в России, а председатель совета директоров «ПОМА» Жан Сушаль считает, что развитие индустрии горнолыжного туризма на Северном Кавказе идет по тому же позитивному пути, что и в Альпах.
То, что наши партнеры готовы к прямому обсуждению планов сотрудничества, говорит об авторитете проекта Северо-Кавказского туркластера в мировом профессиональном сообществе.

— Много ли вы можете привести примеров прямого инвестирования в проект туркластера со стороны иностранных компаний? Растет ли их количество? Какова их география?

— Перед нами не стоит задача привлечения исключительно иностранных инвесторов. В соответствии с механизмом государственно-частного партнерства, на котором основан наш проект, государство инвестирует в создание внешней инфраструктуры планируемых объектов по ряду федеральных целевых программ, а также внутренней инженерной инфраструктуры через ОАО «КСК». Частный бизнес вкладывает деньги непосредственно в туристическую и коммерческую инфраструктуру: отели, торговые центры, рестораны и т. д.
В настоящее время зарегистрировано два резидента туристско-рекреационных особых экономических зон кластера: ООО «Архыз-1650» — совместное предприятие компании «Архыз-Синара» и Корпорации развития Северного Кавказа, которое работает на площадке ВТРК «Архыз», и ООО «Ведучи», развивающее одноименную зону в Чеченской Республике.
ООО «Архыз-1650» уже направило около 600 млн рублей на развитие гостиничной сети курорта «Архыз». Общий объем инвестиций должен составить 1,8 млрд рублей. ООО «Ведучи» направит 3,6 млрд рублей собственных средств. Также планируется привлечь 8,4 млрд рублей в виде кредита Внешэкономбанка.

Что касается наших иностранных партнеров, то большим достижением этого года для «КСК» я считаю трехстороннее соглашение с французской компанией «ПОМА» и ЗАО «Группа Синара», которое мы подписали на Петербургском международном экономическом форуме. Один из мировых лидеров в области строительства канатных дорог присоединился к реализации проекта туркластера и выразил готовность создать совместное предприятие по производству канатных дорог на Северном Кавказе. Этим соглашением мы объединяем 80-летний опыт «ПОМА», их технологии, человеческие ресурсы с производственными мощностями и оборудованием «Группы Синара» и нашими возможностями как управляющей компании туркластера, заинтересованной в оптимизации затрат на строительство значительного даже по мировым меркам количества горнолыжных подъемников, трасс и систем оснежения.

Проект разбит на три этапа до 2018 года. К этому моменту мы планируем наладить производство полного цикла и выпускать на территории СКФО канатные дороги «от и до», с дальнейшим использованием на наших курортных площадках, других российских курортах и даже экспортировать продукцию в Азию и Европу. Не сомневаюсь, что российско-французские системы канатных дорог будут конкурентоспособны и в таком масштабе.
Мы также активно работаем с французской Compagnie des Alpes — компанией мирового уровня, которая консультирует «КСК» в части проектирования горнолыжных зон, и международной корпорацией АИКОМ — она ведет работы по планировке и межеванию территории, разрабатывает план обустройства территории ВТРК «Архыз».

— Не скрывается (и нынешняя статистика еще раз это подтверждает), что на начальном этапе среди туристов, приезжающих на новые курорты Северного Кавказа, будут преобладать жители России, прежде всего, с самого Кавказа. Какие усилия необходимо предпринять, сколько времени предстоит потратить, чтобы регион стал популярным местом отдыха и среди иностранцев?

— Опять же хочу уточнить: у нас нет цели форсированной популяризации туристического кластера Северного Кавказа за рубежом. Конечно, иностранцы будут сюда приезжать — чтобы посмотреть на уникальную природу региона, ознакомиться с его историей и культурой. Особенно интересно им будет посетить Эльбрус — высочайшую гору Европы: об этом нам уже сейчас говорят иностранные партнеры «КСК».
Но нужно отдавать себе отчет, что в России — огромное число потенциальных посетителей внутренних курортов: Сочи, Крыма, Северного Кавказа. По статистике Федеральной миграционной службы и данным социологических опросов, порядка 75-80% наших соотечественников вообще не имеют загранпаспортов. Как раз на них мы должны ориентироваться в первую очередь. Должны обеспечить им комфортабельные курорты, пусть не в шаговой доступности, но с возможностью быстро доехать туда всей семьей, без проблемы акклиматизации, которая актуальна для отдыхающих на жарком юге или в тропиках, без языкового барьера.

Поэтому внутренний российский рынок мы рассматриваем как основной. Даже в отдаленной перспективе, к 2041 году, согласно концепции развития туркластера всего порядка 15% от общего туристического потока придется на зарубежных туристов из стран СНГ, Европы и Азии.
Тем не менее, сервис на курортах Северного Кавказа должен быть мирового уровня — таков наш главный ориентир, который мы учитываем при территориальном планировании курортов, выборе строительных технологий и горнолыжного оборудования, формировании кадровой базы и пр. При этом цены на отдых мы должны обеспечить доступные для большинства туристов, которые будут приезжать не только из ближайших субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, но и из других регионов. В частности, ожидаем, что до 30% гостей составят туристы из Центрального федерального округа, в первую очередь из Москвы и Санкт-Петербурга, где живет больше всего любителей зимних видов отдыха.

— К вопросу о Крыме. В последние месяцы активно муссируется информация о том, что с появлением нового субъекта Федерации могут быть скорректированы планы развития Сочи, получившего благодаря Олимпиаде суперсовременную инфраструктуру, в том числе в сфере туризма. А для Северо-Кавказского туркластера Крым — конкурент или нет? Чему Кавказ и Крым могут поучиться друг у друга в плане привлечения туристов, создания условий для их полноценного отдыха?

— Знаете, это как сравнивать картины двух художников, принадлежащих к разным школам живописи: и тот, и другой по-своему хороши и найдут поклонников своего творчества. Ровно так же обстоит дело и с нашими курортами. И Северный Кавказ, и Крым предлагают прекрасные возможности для развития различных направлений туризма; каждый регион может по праву гордиться своей природой, историей, культурой, этническим колоритом.
Но все же эти территории не станут конкурентами: у них разная целевая аудитория, разные виды отдыха. Крым идеален для развития пляжного и круизного туризма, а курорты Северного Кавказа — для зимнего отдыха в горах и активного туризма. Уверен, регионы будут гармонично дополнять друг друга, как это всегда было между Кавказом и Сочи, где самым популярным, почти культовым считался туристический маршрут «Через горы — к морю». Любители внутреннего туризма оценят, что российские курорты полностью закроют потребности по всем направлениям отдыха — от горнолыжного до морского.

Очевидное — невероятное
«Наша делегация была поражена тем потенциалом, который можно использовать и предлагать туристам», — рассказал член правления Ассоциации туроператоров Крыма и Севастополя Иван Коваленко по итогам рабочей поездки представителей региональной туриндустрии в Карачаево-Черкесию. Гостям продемонстрировали возможности зимнего отдыха в Домбае и Архызе, перспективы республики с точки зрения развития культурного и познавательного туризма.
«Мы полагали, что здесь возможен только горнолыжный туризм, однако возможности всесезонного курорта «Архыз» гораздо шире, и это нас приятно удивило», — признался Коваленко. Первые турпоездки из Крыма в КЧР планируются уже в ноябре.

Много мест — хороших и разных
Исходя из вместимости горнолыжной зоны ВТРК «Архыз» 20 тыс лыжников в день, в долгосрочной перспективе на жилую недвижимость будет существовать спрос в объеме почти 25 000 мест и 7 000 номеров. В соответствии с маркетинговым анализом планируется строительство не менее 8 500 мест в отелях, около 2 750 мест в апарт-отелях, 10 000 мест в апартаментах на продажу или в аренду и свыше 3 300 мест в шале на продажу или в аренду. Срок окупаемости объектов коммерческой инфраструктуры, общая площадь которых порядка 40 тыс кв. м, составляет ориентировочно 5-11 лет.