Выступая на панельной дискуссии «Кавказские Минеральные Воды: возрождение», состоявшейся в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2014», Ермолай Солженицын привел данные исследования, согласно которым 90% россиян готовы отдыхать внутри страны. Однако только 15% из этого большинства хотели бы поехать именно в КВМ. Поэтому стоит задача классического маркетинга: повысить популярность курорта, притом что узнаваемость бренда продолжает оставаться очень высокой и привлекательной.

Поправить здоровье, и не только
— Несколько лет назад мы с Корпорацией развития Северного Кавказа проводили аналитическую работу, посвященную перспективам развития региона Кавказских Минеральных Вод. Думаю, что основные цифры и факты остаются в силе и сегодня.
Первый момент: Кавказ — это огромный логистический перекресток. Например, мы думали, как сочетать развитие туризма и торговли в Большом Сочи с сохранением исторического облика городов и их санаторно-курортной направленности? Как не потерять замечательную природу, уникальный климат и не превратить первозданную красоту в неуправляемый хаос?
Второй блок принципиальных вопросов — это развитие лечебно-оздоровительной инфраструктуры. Выгодная география делает Северо-Кавказский регион доступным для большинства россиян. Кроме того, у наших людей сильна традиция — ездить отдыхать на юг.
Ну и третья «фишка» — это бренд, который ассоциируется с названием местности. Даже если для его поддержания делается мало, он все равно существует в исторической памяти.
Что касается Кавминвод, то по размерам это огромный курорт. По посещаемости и общей территории он превосходит любые европейские курорты. При этом КМВ состоит из разных городов, различных пространств.
По статистике, средняя продолжительность пребывания туристов в КМВ — 15 суток. Это достаточно редкое явление в мировой практике, поскольку в основном люди отдают отдыху не больше 3-4 дней или посвящают ему уикэнд, максимум — неделю.
Поэтому сейчас у нас есть реальная возможность, используя эти преимущества, улучшить бренд, который пока полностью себя не реализовал. В этом направлении очень полезно изучить потребности отдыхающих и вывести из них перспективные направления развития.
По результатам опроса, проведенного среди отдыхающих в КМВ, мы вывели интересную закономерность. 80% респондентов на вопрос о цели приезда ответили: «Поправить здоровье». Незначительная доля опрошенных высказались за активный отдых, экстремальный спорт и экзотические SPA-процедуры.
Два года назад такие результаты кое-кого напугали: неужели в Кавминводы следует ездить только больным? Но, с другой стороны, акценты можно легко поменять, выделив в перспективном развитии курорта не тему лечения, а тему укрепления здоровья.
Интересен демографический срез отдыхающих в КМВ. 30% респондентов признались, что приехали сюда в первый раз. Люди были в целом довольны, но одновременно жаловались, что кроме лечения заняться, собственно, нечем.
В рамках этого исследования мы обсуждали, что делать, чтобы привлечь сюда семьи? Чем заполнить досуг, чтобы и мужу, и жене, и детям было интересно? Вопрос пока остается открытым.

Мыслить в масштабах Восточной Европы
— Несмотря ни на что, радует очевидная положительная динамика: за последние пять лет приток отдыхающих увеличился на 20% . Возникает новая проблема: как разместить приезжих?
Главная беда наших рекреационных зон в том, что нет центрального процесса планирования. Чрезмерная вольница приводит к тому, что один строит туристический центр, другой — супермаркет, а третий — сервис по замене покрышек. В итоге город теряет и единую концептуальную тему, и архитектурный стиль.
Давайте объединим усилия и сделаем из Кавминвод то же самое, что сделали с Сочи для Олимпиады. Нужен правильный закон, который позволит принимать взвешенные градостроительные решения.
Давайте мыслить в масштабах Восточной Европы! Мы хотим сделать туристический продукт, который будет притягивать людей, в том числе и оттуда. Поэтому важный вопрос — сколько миллионов туристов у нас будет.
Мы начинали обсуждение с пяти миллионов, но потом решили, что это много: инфраструктура не выдержит. В конце концов пришли к выводу, что больше полутора-двух миллионов не требуется.
Но до какого масштаба мы хотим развить свой туристический бизнес в перспективе? Нужны ли нам 40 миллионов приезжих? Хотим ли мы, чтобы это был новый Лас-Вегас? На самом деле нам надо соблюсти точный баланс между спросом и предложением, желаниями и возможностями.
И еще одна интересная тема для размышлений — организация специального агентства по продвижению бренда. Мне кажется, четко определив специализацию курорта, можно наращивать его популярность без участия министерств и без крупных бюджетных вливаний. Это абсолютно доступная задача для трех-четырех городов РФ.
Я хотел бы предложить главам регионов и мэрам городов определиться с плюсами и минусами. Иными словами, выделить как положительные тренды последних лет, так и главные барьеры для развития. Четкое видение целостной картины позволит двигаться вперед.

Досье
Ермолай Солженицын. Управляющий партнер московского офиса консалтинговой компании McKinsey&Company. Работает в McKinsey с 1998 года. Имеет большой опыт реализации проектов для предприятий металлургической, нефтегазовой, транспортной (авиаперевозки и железные дороги) и авиастроительной отраслей в области разработки стратегии, производственной деятельности, организационное вопросов и сбыта. Руководит тематическими дискуссионными сессиями на региональное и межддународнъх деловъох форумах, а также регулярно проводит стратегические сессии для руководства ведущих российских компаний. Взаимодействует с государственными органами по вопросам структурнъох изменений в различнъох отраслях экономики, а также госрегулирования.
Участник рабочей группы по энергоэффективности комиссии при президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России. Один из руководителей международной экспертной группы McKinsey по сырьевым отраслям. Активный участник международных проектов McKinsey по разработке новых подходов к усовершенствованию деятельности компаний сырьевых отраслей.
До McKinsey работал консультантом во Всемирном банке в Вашингтоне, а также в течение нескольких лет жил и работал в Китае и Тайване.
Окончил факультет восточных языков в Гарвардском университете (США). В Принстонском университете (США) получил степень магистра по экономике и международным отношениям.