Гимназия №4 г. Нальчика располагается в центре города и является одним из архитектурных украшений города и республики. В ней обучаются 1200 школьников и работают 92 учителя. Педагогический коллектив состоит из мобильных, нацеленных на самообучение, саморазвитие и самоконтроль учителей и специалистов. О совершенствовании системы образования и новых методах преподавания рассказала руководитель гимназии Римма Нагоева.

— Новым трендом в системе образования стала явственная дифференциация школ по качеству образования. Если учитывать увеличивающееся количество желающих учиться в гимназии №4, то она входит в число школ, которые обеспечивают высокий уровень образования и широкий выбор дополнительных образовательных услуг. Гимназия имеет репутацию инновационной школы, обладает особой системой ценностей и традиций, хорошо развитой системой социального партнерства. О темпах развития гимназии свидетельствуют, например, такие показатели, как участие в федеральных целевых программах (непрерывный процесс), организация на базе гимназии стажировочной площадки по распространению и внедрению лучших образовательных практик; качественно новая материально-техническая база и технологичная информационная среда обучения и воспитания, внутришкольная система оценки качества образования, дистанционное обучение, отработка индивидуальных учебных планов для старшеклассников и сопровождение индивидуальных образовательных траекторий развития школьников.

Основой организации процесса обучения учителей и развития их творческого потенциала может стать система управления знаниями, то есть превращение школы в самообучающуюся систему и центр инноватики, где в процесс повышения квалификации может втягиваться практически весь коллектив. Я думаю, именно школа может и должна сегодня выступать основным учебно-методическим центром непрерывного инновационного профессионального образования учителей через внутришкольную систему повышения квалификации. Именно это обстоятельство побудило членов администрации и педагогов к разработке новой системы внутришкольного повышения квалификации. Она призвана помочь учителю овладеть новым педагогическим мышлением и компетенциями. Одним из подходов к формированию новой мотивационной образовательной среды является технология обучения действием — альтернативная модель повышения квалификации учителя. Идея такого обучения легла в основу внутригимназической модели повышения квалификации педагогов. Система постоянно действующих семинаров (ПДС) позволила сформировать культуру и среду неформального длительного организованного обучения, способствующего развитию инициативы и самомотивации сотрудников. В этом случае не люди с их опытом и знаниями, а сама культура организованного обучения и развития стала непременной атрибутикой и ноу-хау нашей гимназии. Следующий шаг — зарубежные стажировки учителей. Мы уже проходили стажировку в Великобритании, Финляндии, США, также в Москве, Красноярске, Сочи и других городах РФ.

Сохраняется актуальность внеурочной деятельности. Чтобы школьное академическое образование не трансформировалось в сферу, направленную против таланта ребенка, необходимо пересмотреть политику свертывания дополнительного образования, расширять спектр дополнительных образовательных услуг. С 1993 года в гимназии работает филиал 2-ой городской музыкальной школы: в параллелях 2-9 классов открываются по одному музыкальному классу. Изучаются предметы музыкального и общеэстетического профиля: ритмика, танец, музыкальная литература, сольфеджио, хор, театр, этика, МХК, а также учебные дисциплины интегрированного характера: история мировых религий, экономика, двуязычие (английский и испанский языки одновременно), элективный курс «Живая инновация».

360022 Республика Кабардино-Балкария, г. Нальчик, пр. Ленина, 69, тел.: (8662) 77-37-06, e-mail: broad_4@mail.ru