О сотрудничестве с Россией, внедрении в работу опыта других стран, а также о важности не терять самоидентификацию журналу «Вестник. Северный Кавказ» рассказал ректор Алеко Гварамия, который возглавляет АГУ с 1989 года.

Несмотря на объективные трудности, вызванные грузино-абхазской войной и последовавшей затем информационно-экономической блокадой Абхазии, АГУ никогда не понижал свою образовательную планку. Здесь регулярно проходили и проходят научные конференции, а представители вуза выступают на многих международных форумах в России и других странах мира.

То, что АГУ столь активен в образовательном пространстве — это, в первую очередь, заслуга ректора университета Алеко Гварамия. В научном мире личность легендарная. Он является первым среди абхазов кандидатом наук, доктором наук и профессором математики. Среди множества признаний, наград и званий — почетный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, член Клуба ректоров Европы, заслуженный деятель науки Республики Южная Осетия, почетный доктор Арцахского университета и многие другие.

Автор более 100 научных работ, в 1985 году Алеко Гварамия первым в мире ввел и защитил такое понятие как квазигрупповой автомат. Это алгебраические автоматы, которые имеют приложения во многих отраслях знаний, в частности в информационных системах.

Алеко Алексеевич — собеседник, с которым интересно общаться на различные темы. Но в первую очередь нас, конечно, интересовало, как живет университет сегодня.

— Как бы вы определили образовательную модель АГУ?

— Мы работаем в российском образовательном пространстве, у нас те же образовательные стандарты и программы, но с учетом национальных компонентов. АГУ является членом Евразийской ассоциации университетов, входит в Ассоциацию классических университетов России, тесные связи налажены с МГУ им. Ломоносова, МГИМО, северокавказскими, а также европейскими университетами. У нас в магистратуре учатся студенты из России, а 47 абхазских аспирантов проходят обучение в российских вузах и научных учреждениях.
Накоплен большой опыт сотрудничества, но назрела необходимость его дальнейшего углубления. Речь идет о новом договоре с Россией. Мы интегрируем в российскую систему образования, участвуем во многих мероприятиях, проводимых в РФ, а также странах СНГ.

Но у нас есть и свои подходы. Так, Россия перешла на Болонский процесс по схеме 4 года бакалавриата плюс 2 года магистратуры. Мы применяем схему 4 года бакалавриата плюс 1 год специалитета, а дальше 1 год магистратуры.
Переход с одной ступени на другую проходит на конкурсной основе. Многим российским ректорам нравится такая схема. В России сегодня можно быть бакалавром филологом, а потом пойти в магистратуру на два года на правоведение. У нас это невозможно, и это правильно. Еще отмечу, что университет делает немало для развития и сохранения абхазского языка. Мы разработали программу «Абхазский язык», которая стала частью госпрограммы.

— Как вы оцениваете эффективность сотрудничества АГУ с российскими вузами?

— Мы сотрудничаем со многими учебными заведениями. Подписано более 70 договоров, как с российскими вузами, так и с вузами из других стран мира. К сожалению, многие договоры не работают. Мы сами должны стать более эффективными партнерами. Для этого многое надо сделать в законодательстве нашей страны. Тем не менее, благодаря нашим усилиям и российской помощи более 130 выпускников защитили кандидатские, а 16 — докторские диссертации. Совместно с Московским социально-гуманитарным институтом подготовили более 200 логопедов, с Уральским государственным техническим университетом — 98 инженеров-строителей.

На прошедшем в прошлом году в Москве съезде Российского союза ректоров я наметил основные положения, которые должны быть включены в программу развития университета на ближайшие 5-10 лет. Это вопросы интеллектуального, материального, финансового, организационного развития университета. Вуз — не иждивенец государства, а реальный сектор экономики, культуры, производства и передачи новых знаний.

Подчеркну: мы не должны копировать закон об образовании у других стран — есть вещи, которые характерны только для нас. И их надо учитывать, в том числе при принятии закона «Об образовании».

Национальное образование — это органическое единство школы, фундаментальной науки и культуры. Все послевоенные годы мы укрепляли эту связь. Но в государстве эти составные части разделены по размерам финансовой поддержки. Для того чтобы выжить, каждая из сфер пытается найти выход за счет коммерческой составляющей, не заботясь, что посредственность опасна для государства. Убежден: место государства в мире определяет уровень интеллекта нации, поэтому нам надо всемерно поддерживать систему образования.

— Недавно АГУ был официально принят в Оксфордский академический союз. Какие перспективы это открывает для вуза?

— Оксфордский академический союз создан в конце 2014 года по инициативе международного научного сообщества на базе Клуба ректоров Европы, в который я вхожу с 2009 года. Цель — объединить достижения вузов в развитии науки и образования в XXI веке, в том числе и по большинству направлений, которые есть в нашем университете. Вузы, входящие в союз, смогут представлять его интересы на престижных форумах, симпозиумах, конференциях, выставках. Будут учреждаться именные стипендии для студентов и преподавателей, номинирование их на почетные звания и награды, содействие в международной аккредитации вузов, использование возможностей электронных библиотек и т. п. Все это важно для нас, важно для качественного развития системы образования в республике.