В дискуссии приняли участие представители власти, общественных организаций, национально-культурных автономий, СМИ. Общее мнение: проблема межнациональных отношений в России становится все актуальнее, особенно в условиях обострения отношений с Западом. Для ее решения требуется комплекс мер. Не последнее место в списке занимает эффективная социально-экономическая политика.

Татьяна Гамалей, министр по национальной политике Республики Дагестан:
— Россия всегда была одним из самых многонациональных государств в мире, поэтому создание агентства по делам национальностей, безусловно, актуально для нашей страны. Уверена, проблемы межнациональных отношений будут решаться профессионально, с привлечением новых технологий и инновационных практик.
В Дагестане приоритетное внимание уделяется культуре межнационального общения. Традиционно в поле зрения власти находятся вопросы укрепления дружбы между народами республики, сохранения и упрочения в сознании молодых дагестанцев идей общероссийской гражданственности и патриотизма.
Разработана и реализуется государственная программа «Поддержка проживающего и возвращающегося в Республику Дагестан русского населения». В ней предусмотрено решение таких задач, как жилищное строительство, возведение объектов социального и инженерного назначения в местах компактного проживания русского населения, обеспечение условий для развития индивидуального и кооперативного землепользования с учетом традиций русского населения, формирование единого этнокультурного славянского пространства.
В Дагестане зонами компактного проживания русских являются город Кизляр, Кизлярский и Тарумовский районы. Поэтому, реализуя программу в этих муниципалитетах, мы надеемся обеспечить снижение оттока русских из Дагестана, возвращение тех, кто покинул республику в 1990-е годы, а также повысить их активность в общественной жизни региона.
Для преодоления проблем используются самые разные механизмы, в том числе реализация социальных, этнокультурных проектов. Один из таких проектов — «Куначество», способствующий возрождению горских традиций гостеприимства и дружбы. Он пройдет во всех 52 муниципальных образованиях республики и планирует шагнуть за ее пределы.

Шаид Жамалдаев, министр по национальной политике, внешним связям, печати и информации Чеченской Республики:
— Образование Федерального агентства по делам национальностей актуально, хотя считаю, что эту структуру необходимо было создать намного раньше. На мой взгляд, приоритетными для агентства должны стать такие направления, как формирование для всех народов России оптимальных условий для полноценного развития, укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений, эффективная нейтрализация и профилактика этнических конфликтов.
Не секрет, что в основе большинства конфликтов на Северном Кавказе лежат политико-правовые, социально-экономические, территориальные и другие причины, которые в своем развитии могут приобрести форму этнопо-литических или чисто этнических конфликтов. Следовательно, в этих направлениях необходимо провести концептуальную работу.
В Чечне мы успешно реализуем подпрограмму «Национальное развитие и межнациональное сотрудничество», но этого недостаточно.
При поддержке нового агентства в республике необходимо реализовать несколько аналогичных программ, которые могли бы содействовать выявлению болевых, конфликтных точек, определению их причин. Хотя вот уже восемь лет ЧР живет без конфликтных ситуаций.
В подпрограмме заложены финансовые средства на грантовую поддержку общественных инициатив. Однако их недостаточно. Из-за отсутствия финансирования и необходимости налоговых отчислений большинство общественных организаций планируют закрыться, что негативно отразится на состоянии общественно-политической, межнациональной обстановки в Чечне. Следовательно, одной из важных и эффективных мер считаем повышение размера грантовых субсидий общественным организациям республики.
На мой взгляд, для успешной деятельности нового агентства необходимо создать специальный отдел. В нем должны работать специалисты-эксперты по национальной политике (представители титульных народов) со всего Северного Кавказа, которые одновременно будут взаимодействовать с профильными ведомствами своих регионов.

Александр Писаренко, председатель Комитета Ставропольского края по делам национальностей и казачества:

— С 2014 года резко обострилась конфронтация России с западным миром, и отдельные зарубежные политики не прочь ради достижения своих целей разыграть межнациональную карту. Поэтому создание Федерального агентства по делам национальностей является актуальным и своевременным.
Проблемы Северного Кавказа имеют большое геополитическое значение — это требует мобилизации существенных ресурсов всей страны, ответственной экспертной проработки, последовательных политических действий со стороны государства и консолидации общественных усилий по обеспечению мира в регионе.
Главными целями этой политики должны быть обеспечение территориальной целостности и безопасности России, принятие действенных программ по борьбе с организованной преступностью, терроризмом, создание условий для консолидации и развития казачьих обществ, разработка и осуществление мер, призванных остановить процесс оттока русского населения из субъектов СКФО, и т. д.

Ариф Керимов, президент Федеральной лезгинской национально-культурной автономии, член Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям:
— Мы убеждены, что в нашей стране национальный вопрос должна курировать специально созданная отдельная федеральная структура, и давно ждали соответствующего поручения со стороны главы государства. Правда, мы представляли, что такой структурой станет отдельное министерство, но и агентство вполне способно справиться, особенно если оно будет напрямую подчиняться правительству РФ.
Проблемы межнациональных отношений на Северном Кавказе имеют разную природу. Наиболее острыми и собственно национальными являются земельные и языковые.
Существует немало искусственно поднимаемых проблем того же востока Ставропольского края или возвращения русского населения в республики СКФО. Изменение этнического состава тех или иных территорий во многом носит естественный характер, обусловленный социально-экономическими причинами, общим трендом миграции, направленным из менее благополучных в более благополучные регионы вне зависимости от их этнического состава. Работа агентства должна в таких случаях быть направлена на пресечение спекуляций на межнациональную тему.
Можно приветствовать назначение руководителем новой структуры Игоря Баринова — человека с хорошими организаторскими способностями. Также необходимо привлечь специалистов со всей России, желательно разных национальностей, изнутри понимающих проблемы своего региона, народа. Важны прозрачность принимаемых агентством решений, тесное взаимодействие со всеми сторонами конфликтов, выработка «дорожной карты» на основе Конституции РФ, последовательное и своевременное выполнение всех ее пунктов.

Алексей Журавлев, председатель Общероссийской общественной организации «Родина — конгресс русских общин»:
— В России уже было несколько ведомств, которые занимались национальными вопросами. Они неоднократно преобразовывались, упразднялись, учреждались вновь. Так что, на мой взгляд, здесь важна не вывеска, а руководящий и кадровый состав структуры.
Важны профессиональные качества людей, которым поручается решать сложнейшие национальные проблемы. И на вопрос, следовало бы создать Федеральное агентство раньше, я отвечаю: всему свое время. Сейчас время пришло, и агентство создано. Его возглавил очень достойный человек, мой коллега по Госдуме Игорь Баринов. Полагаю, что он сможет наладить системную и эффективную работу.
Русская весна в Крыму и на Донбассе сыграла ключевую роль в том, что из многих национальностей у нас, наконец-то, стала складываться единая политическая нация — народ Российской Федерации. Как и в годы Великой Отечественной войны, нас сплотила необходимость защищать общенациональную идентичность от угрозы западного фашизма. Общерусскую, российскую идентичность. Даже проблемы внешней миграции отошли на второй план.
Разумеется, мощный общероссийский патриотический подъем на волне Русской весны произошел и на Северном Кавказе. Теперь важно, чтобы этот русский дух в каждом из нас продолжал жить и укрепляться. Нам нужно общее дело.
В первую очередь, необходимо отказаться от всех «показательных» проектов — дорогостоящих и абсолютно неэффективных. Все усилия надо направить на реальные проблемы этнической преступности и религиозного экстремизма — от этого в огромной степени зависит успешность формирования единой политической нации. Нужно всерьез заниматься молодежью — с детского сада, со школы. Следует жестко пресекать любые русофобские, антироссийские, ультранационалистические проявления с любой стороны. Мы не территория, где соседствуют разные и чуждые друг другу народы. Мы единая нация, единый народ. Это главное, из чего следует исходить новому агентству в своей работе.

Маргарита Лянге, председатель Гильдии межэтнической журналистики:
— Конечно, хорошо, если бы такая структура появилась лет пять назад. Однако история не знает сослагательных наклонений, поэтому здорово, что новое ведомство все-таки возникло. Ведь выросло уже целое поколение россиян, у которых «межнациональное» ассоциируется только со словами «проблемы», «конфликты» и т. д.
Стратегия государственной национальной политики до 2025 года обозначила систему координат и задала правильный вектор развития всей сфере межнациональных отношений в России. Но надо учитывать огромные размеры, инерцию и многообразие укладов жизни в разных регионах страны. Возможно, кажется, что изменения происходят не так быстро, как хотелось бы. Но, уверяю вас, они происходят. Я много езжу по стране и вижу это.
Огромная положительная роль ФЦП «Укрепление единства российской нации...» в том, что запущен механизм, когда регионы участвуют в софинансировании этнокультурных проектов. К солидарной ответственности не все еще привыкли, велико желание по привычке кивать наверх и перекладывать ответственность за драку в соседнем кафетерии чуть ли не на правительство страны. Это смешно.
Считаю, что без плотного, конструктивного взаимодействия со структурами гражданского общества и СМИ ничего не получится. Нам всем надо научиться не только слушать и слышать друг друга, но уже и действовать, наконец, сообща. Не забывая, что именно межнациональные отношения избраны нашими заокеанскими «друзьями» как одна из точек приложения сил для разрушения нашей страны.

Иосиф Дискин, председатель Комиссии Общественной палаты РФ по гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений:
— Передача функций министерства регионального развития министерству культуры явно требовала дополнительного организационного обеспечения. Поэтому создание агентства считаю не просто своевременным — с моей точки зрения, в период существования минрегиона оно тоже было бы крайне полезно.
Сегодня острота межнациональных отношений снизилась, но во многом благодаря тому, что были реализованы основные приоритеты — формирование как общероссийской гражданской нации, так и этнокультурных сообществ, развитие национальных культурных автономий.
Существующая Стратегия государственной национальной политики, по-моему, очень актуальна и обоснована, а вот ФЦП «Укрепление единства российской нации...» недостаточно учитывает специфику различных регионов. На Северном Кавказе, где действуют другие социальные механизмы и системы отношений, нужно больше учитывать мнения самого северокавказского сообщества и основных влиятельных игроков.
Думаю, агентству стоит учесть опыт в решении межэтнических конфликтов, накопленный национальными культурными автономиями. Не нужно пытаться сводить все обострения к межэтническим отношениям. Нужно добираться до корней, а это, в первую очередь, социально-экономические причины. Люди должны иметь возможность работать и зарабатывать на достойную жизнь, чувствовать себя свободно.