Если бы не инициатива Валерия Рязанова — известного на Юге искусствоведа, друга и поклонника творчества Александра Лютова — этой выставке не суждено было случиться в силу природной скромности автора. По его настоянию художник принес две сотни своих картин, из которых были выбраны всего 50, положенные в основу вернисажа.
Часть экспозиции была посвящена театральным работам, среди которых представлены эскизы декораций и костюмов к спектаклям по пьесам Шекспира «Сон в летнюю ночь», Островского «Бедность не порок», Есенина «Пугачев». Другая часть — это пейзажи, натюрморты, портреты. Все это сюжеты из реальной жизни, когда-то навеянные художнику.
Александр признается, что у него нет любимых картин. Такого просто не бывает. Как только что-то нарисовал, сразу же об этом забывает, освобождая свою голову для новых мыслей и идей. Художник старается никогда не зацикливаться на чем-то материальном — главное то, что вдохновляет в данный момент. Тем более не имеет значения выбор средств воплощения. Не важно, что у него сейчас под рукой — простой карандаш, ручка либо кисть. И не важно, есть ли чистый лист бумаги. Всегда может сгодиться и старая афиша, упаковка от конфет или даже газета. Важно то, что он сейчас чувствует, важно не потерять это ощущение, уловить его и запечатлеть.
Отдельный зал был посвящен картинам с изображением деревьев: с листвой и без, задумчивых и радостных, цветных и черно-белых... Это особая сюжетная линия проходит сквозь все творчество автора.
«Когда я рисую деревья, это не значит, что я хотел изобразить сами деревья. Это значит, что я через что-то видимое пытался выразить нечто невидимое, — объяснил Лютов. — Ведь деревья при всей своей статичности очень разнообразны. Их образ, сложная графика, пространственное переплетение ветвей постоянно рождают во мне какие-то чувства, эмоции. Деревья — это тайна, которая раскрывается перед тобой, когда ты на них смотришь, и закрывается, как только отвел взгляд. Искусство — оно ведь всегда говорит о невидимом».