О деятельности Русского театра драмы и комедии Карачаево-Черкесской Республики, достижениях коллектива, проблемах и перспективах развития в интервью нашему журналу «Вестник. Северный Кавказ» рассказал директор театра Хасан Биджиев. Недавно ему было присвоено высокое звание народного артиста России.

— Русский театр драмы и комедии считается в Карачаево-Черкесии старейшим театральным учреждением и готовится отметить свое девяностолетие. И вот уже одиннадцатый год коллектив театра возглавляете вы. Каковы, на ваш взгляд, главные достижения театра за эти годы? Чего удалось добиться под вашим руководством?

— Я бы не стал разграничивать деятельность нашего театра на «до Биджиева» и «во время». Считаю это неправильным, тем более что вся моя жизнь, начиная с 1972 года, со дня окончания Тбилисского государственного театрального института, а позже — режиссерского факультета ГИТИСа, и по сей день связана с этим театром, с людьми, работающими здесь. И все, чего мы добились, чем гордимся сегодня, нарабатывалось многие годы.
Я говорю, конечно же, о творческом коллективе нашего театра, о его действительно высоком профессиональном уровне, который считаю самым главным достижением за всю деятельность театра, его достоянием.

— Тем не менее, именно с вашим приходом в театр в качестве руководителя связывают его творческий подъем. Русский театр драмы и комедии Карачаево-Черкесии в последние годы отличает и укомплектованность штата, и профессиональная режиссура, и интересный репертуар, в чем неизменно чувствуется рука мастера, руководителя, разбирающегося во всех аспектах театрального искусства.

— Действительно, к репертуару мы подходим очень избирательно. Основу репертуара составляют спектакли, поставленные по лучшим произведениям русской и зарубежной классической и современной драматургии и с приглашенными режиссерами: А. Байрамкуловым из Санкт-Петербурга, В. Бирюковым из Ставрополя, В. Бродянским из Самарканда. И большинство из них — зрелищные, яркие по исполнению, очень интересные спектакли. К примеру, «Васса Железнова» по пьесе М. Горького. В 2007 году на Международном фестивале русских театров ЮФО в г. Новочеркасске этот спектакль стал обладателем четырех номинаций из шести: «Лучшая женская роль», «Лучшая мужская роль второго плана», «Лучший дебют» и «Лучший спектакль», а сам театр был признан лучшим среди русских театров Южного федерального округа.

— Вы отметили высокий профессионализм артистов театра. Конечно же, он измеряется вовсе не почетными званиями, и тем неменее... Известно, что вы сами — обладатель многих высоких званий и титулов — народный артист России, заслуженный артист России, народный артист Карачаево-Черкесской Республики, председатель республиканского Союза театральных деятелей. Снялись в девяти фильмах. Были сорежиссером фильмов «Большой капкан» и «Холод»...

— К сожалению, артист провинциального театра, к которым отношусь я и мои коллеги, — это отсутствие каких-либо привилегий, кроме привилегии быть любимым и узнаваемым своим зрителем... Так что почетные звания, другие государственные и правительственные награды — всего лишь толика того, что он заслуживает за свой, поверьте, самоотверженный труд. И я искренне радуюсь, когда кто-то из моих коллег, неважно, артистов русского театра или абазинского, карачаевского, черкесского, удостаивается почетного звания.

Если же говорить непосредственно о нашем Русском театре драмы и комедии, то на сегодняшний день звание «Заслуженный артист Российской Федерации» имеют Л. Озова, Л. Дуковская, Д.-Х. Кумратова и Т. Кишмахова. Звание народного артиста КЧР присвоено Л. Шириновой, а также Л. Озовой и Т. Кишмаховой, заслуженного артиста КЧР — В. Михее-ву, Е. Козел, В. Вартанову, О. Ивашовой, заслуженного работника культуры КЧР — А. Мазукабзову, И. Ефремовой и З. Биджиевой.
Список внушительный, но, на мой взгляд, далеко не полный, потому что практически каждый из моих коллег достоин самых высоких наград.

— Удается ли театру выезжать на гастроли? Сегодня, по утверждению многих театральных деятелей, это очень дорогое удовольствие.

— Действительно, дорогое, учитывая стоимость проживания в гостинице, бензина и прочего. Однако гастрольная деятельность для театра, особенно провинциального, равносильна глотку свежего воздуха. Можно отказать себе в чем угодно, но не в гастролях и не в участии в фестивалях, где у артистов есть возможность и показать себя, и увидеть мастерство других, сравнить режиссуру, то есть приобрести новый опыт и поделиться своим.
Поэтому коллектив нашего театра стремится только расширять свою гастрольную деятельность, правда, в основном по городам Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.

Планируем мы принять участие и в традиционных для нас фестивалях: в г. Новочеркасске, где, как я уже говорил, проходит Международный фестиваль русских театров ЮФО, и в г. Махачкале, в Международном фестивале русских театров СКФО, стран Балтии и Черноморского региона. Кстати, участие в этом театральном форуме также было успешным для нашего театра. В 2009 году наш спектакль «Вниз с горы» А. Миллера был признан самым оригинальным спектаклем фестиваля с вручением соответствующего приза, а в 2011 году театр был награжден призами и дипломами фестиваля за спектакль «Дорогая Елена Сергеевна».
В нынешнем году мы собираемся показать на фестивале в Новочеркасске нашу новую работу — спектакль «Театр, или Колдовское озеро». В его основе — четыре выдающихся произведения А. Чехова: «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Вишневый сад», однако зрителям представлены не сами пьесы, а артисты, исполнявшие роли в этих пьесах, их переживания, эмоции. На мой взгляд, это очень интересная авторская постановка, и осуществил ее мой хороший друг, уроженец Карачаево-Черкесии, режиссер Санкт-Петербургского драматического театра А. Байрамкулов.
В Махачкалу на фестиваль повезем спектакль «Представление Гамлета в селе Нижняя Брдуша» в моей режиссерской постановке.

Гастроли для театра, особенно провинциального, равносильны глотку свежего воздуха. Можно отказать себе в чем угодно, но не в гастролях и не в участии в фестивалях, где у артистов есть возможность и показать себя, и увидеть мастерство других, сравнить режиссуру, то есть приобрести новый опыт и поделиться своим.

— Сегодня большинство театров сталкиваются с такой проблемой, как дефицит молодых кадров. Как решается она в вашем театре? Какие еще наиболее острые проблемы стоят перед коллективом Русского театра драмы и комедии Карачаево-Черкесской Республики?

— Мы также испытываем проблему дефицита молодых творческих кадров, особенно, мужчин. Чего греха таить, к нам не едут выпускники театральных институтов по ряду объективных и субъективных причин. Поэтому воспитывать надо собственные кадры. И определенные шаги в этом направлении я лично предпринимал, подготовив на базе Карачаево-Черкесского училища культуры и искусств два выпуска актеров театра. Однако, это не решение проблемы.
На днях должна состояться встреча театральных деятелей с главой республики Рашидом Темрезовым, и в первую очередь я буду просить его содействия в открытии при нашем театре студии Ярославского театрального института. Такая перспектива вполне реальна, но нужна поддержка органов власти Карачаево-Черкесии. Надеюсь ее получить.
Еще одна проблема, которая давно уже требует решения, — проведение капитального ремонта здания театра, в котором, кстати, кроме нашего Русского театра, размещаются все национальные театры. Зданию более тридцати лет, и оно обветшало как снаружи, так и изнутри, на грани износа находятся все инженерные системы. Мы неоднократно озвучивали эту проблему на всех уровнях, однако никаких мер не предпринималось. Но, кажется, лед тронулся. Глава республики лично обратил внимание на состояние здания театра и пообещал, что уже в текущем году начнется его капитальный ремонт. И я не сомневаюсь, что в недалеком будущем мы будем работать, а зрители смотреть наши спектакли в обновленном, похорошевшем здании театра.

369000 Россия, КЧР, г. Черкесск, пр. Ленина, 42, тел./факс: (8782) 25-86-90, e-mail: rgu_rusteatr@mail.ru