— Вернее, двенадцать лет назад — 4 июня 2001 года — президентом республики был подписан соответствующий указ о создании Абазинского театра, — уточняет его бессменный директор, режиссер, заслуженный работник культуры КЧР Умар Кишмахов. — А это еще не театр. Организаторам театрального дела известно, что период создания театра нередко измеряется не одним годом. Тем не менее, уже 1 марта 2002 года состоялось творческое открытие нашего театра — мы выступили с премьерой спектакля «По следам махаджиров» по роману абазинского писателя Бемурзы Тхайцухова «Горсть земли». И спектакль имел ошеломляющий успех.

Между тем, это был еще непрофессиональный театр, который мы имеем сегодня и который появился у нас с 2006 года, когда домой, в республику, после окончания в Нальчике Северо-Кавказского института искусств вернулась первая абазинская театральная студия, состоящая из молодых дипломированных артистов-абазин. Первые годы деятельности театра его труппа в основном состояла из артистов непрофессионального народного театрального коллектива Дома культуры аула Инжич-Чукун, которые до сих пор работают в нашем театре. Это замечательные самодеятельные артисты, беззаветно любящие театр (недаром отдали ему по тридцать-сорок лет), многие — настоящие самородки.
В настоящее время в Абазинском драматическом театре, по мнению его директора, сформировался лучший за годы деятельности творческий коллектив.

— Нынешний состав нашего театра уже достиг того уровня профессионализма, когда мы можем себе позволить поставить пьесу как местного абазинского автора, так и признанных классиков драматургии: Чехова, Мольера, Ремарка. Это с одной стороны, — говорит Умар Эраджибович. — С другой — у нашего коллектива есть огромные перспективы для творческого роста, есть колоссальный потенциал. Достаточно сказать, что треть труппы — молодые, до тридцати лет, и, самое главное, талантливые артисты.

Сегодня в репертуаре Абазинского драматического театра — двадцать три спектакля, в том числе полюбившиеся зрителям «Последняя остановка» (М. Ремарк), «Гошегаг» (Л. Шебзухова), «Проделки Ходжи» (М. Чикатуев), «Переполох в доме» (Х. Кишмахов), «Женские шалости» (У. Кишмахов), «Рабы власти» (Ч. Муратов), «Крепость Шамая» (И. Маммеев), «Золотая стрела» (Ю. Шидов) и другие.

Именно эти спектакли особенно тепло принимают в селах и аулах республики, где и проходит наша выездная деятельность и где в основном проживает абазинское население. А еще самые благодарные наши зрители — это, конечно же, дети. Специально для них наш Абазинский драматический театр делает постановки кукольного театра. Это была мечта всей моей жизни, которую удалось осуществить в 2004 году при помощи замечательного режиссера-постановщика, единственного в Карачаево-Черкесии специалиста по куклам Ирины Куликовой. И видели бы вы лица детворы, когда она смотрит известные русские сказки «Колобок», «Лиса, Заяц и Петух», «Рукавичка», где все герои говорят на абазинском языке! Полный восторг!

Сегодня в планах Умара Кишмахова — создание молодежного абазинского театра, на сцене которого молодежь могла бы решать свои проблемы, причем, не только обыденные, бытовые, такие, как пьянство, наркомания, преступность среди молодых людей разных национальностей, но и масштабные, остро стоящие в целом перед абазинским народом. Это сохранение родного языка и всего культурного наследия предков.
Есть у директора Абазинского драматического театра и еще одна замечательная задумка — сформировать вторую абазинскую студию и направить ее на учебу в один из ведущих театральных вузов России.

— У меня и моих коллег — лучшая профессия на свете! — говорит Умар Кишмахов. — Поэтому хочу, чтобы в нее приходили талантливые, увлеченные и, что немаловажно, подготовленные люди. Только такие актеры могут радовать своей игрой зрителя.